История возникновения натуральных чисел, 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели: развивать интерес к математике, расширить кругозор учащихся, повторить понятия цифра и число.

План урока

I. Организационный момент.

II. Беседа "Как люди научились считать".

III. Способы счета и различные нумерации.

IV. Понятие цифры и числа.

V. Занимательные задания.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа "Как люди научились считать".

III. Способы счета:

- пальцы;
- камушки;
- палки и т. д.

Для записи чисел сначала использовали зарубки на куске дерева или кости. Позже для больших чисел стали придумывать новые знаки.

а) Древний Египет:

б) Древний Рим: I - 1, V - 5, X - 10, L – 50. I = 3, ХII = 12, XIV = 14.

в) Славянская система: Славянские цифры, цифры древнерусского счета, в котором каждое из целых чисел от 1 до 9, а также десятки и сотни обозначались буквами славянского алфавита с надписанным над ними знаком

г) Арабская система

д) Индийская система

IV. а) Вопросы:

  • Сколько существует цифр? (10)
  • Что мы составляем с помощью цифр? (числа)
  • Как называются числа, которые мы используем при счете? (натуральные)
  • Назовите самое маленькое число;
  • Можно ли назвать самое большое натуральное число?
  • Является ли число 0 натуральным?

б) Прочитайте числа: 12, 33, 517, 2638, 913056, 400001, 999999, 1000000.

в) Запишите год своего рождения.

- Сколько записано чисел?

- А цифр?

г) Заполните таблицу в тетради:

Русский язык Математический язык
буквы

слова

цифры

числа

V. а) Учитель: На уроках математики мы с вами будем путешествовать по материку МАТЕМАТИКА. Но чтобы добраться до него, нужно переплыть ОКЕАН ЗНАНИЙ. Если вы умеете читать не только слова, но и цифры, числа, формулы, то вас с почетом примет королева ОБЪЕДИНЕННОГО СЧЕТНОГО КОРОЛЕВСТВА - Цифра. Это могущественная особа, ей подчиняются подданные трёх государств - Арифметики, Алгебры и Геометрии. В них мы побываем во время нашего путешествия. А теперь пора вам, ребята, узнать имя короля СЧЕТНОГО КОРОЛЕВСТВА. Для этого вы должны выполнить следующее задание. Разгадайте загадки и запишите ответы. Первые буквы правильных ответов образуют имя короля.

Загадки.

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку тонкую из уха,
Как паутину, я тяну. (Игла)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
В шубе летом,
А зимой – раздетый. (Лес)

Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

ч и с л о

б) Цифры – удивительные мастерицы. Они не только помогают нам считать, они даже умеют рисовать. Рассмотрите внимательно, из каких цифр составлены следующие рисунки.

в) Дополнительное задание (при наличии времени). Устно:

Клоун, чтобы посмешить публику, рассказал одну историю о том, как он ходил на рыбалку. В этой истории он нарочно перепутал все единицы измерения.

"Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 литров. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую – длиной 50 минут и весом 3 километра в час. Отличная получилась уха!"

Найдите все ошибки, допущенные клоуном в рассказе. Перескажите его историю, правильно расставив единицы измерения.

Домашнее задание:

1) Вычислить: 1+2+3+4+…+18+19+20;

2) Нарисовать рисунок, используя только цифры.