Воспитание нравственности на уроках литературы

Разделы: Литература


Учитель-предметник может и должен стать «специалистом» по нравственному воспитанию. Это  создаёт положительный эмоциональный фон для освоения  учебного материала,  закладывает основы общей этической культуры выпускника школы.

Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная  сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие литературы на моральное становление личности так велико и разносторонне.

Взаимосвязь нравственности и литературы естественна и органична, поскольку объединена этическими критериями и ситуациями поиска человеком высших смыслов. Сегодня задача состоит в том, чтобы определить, как усилить воспитательное воздействие художественного произведения на школьников, каковы пути формирования  личности учащихся на уроках и во внеклассной работе, какие методы изучения  произведения могут обеспечить уроку литературы нравственную  роль в жизни подрастающего поколения.

К сожалению, встречается ещё такое преподавание литературы, при котором система чтения,  живое размышление над прочитанным, оценочные суждения и нравственные выводы учащихся подменяются усвоением готовых формулировок, заимствованных из учебников и специальных текстов. Вот почему так важно организовать чтение произведения, чтобы анализ был не только обучающим, но и этически  впечатляющим, формирующим высокие духовные запросы и художественный вкус, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с литературой.

Очевидно, решение этой проблемы станет возможно при расширении и обогащении этического опыта детей средствами литературы путём «узнавания себя»  в нравственных исканиях героев и самих писателей. Тогда перед учениками откроется возможность быть «со-творцами» художественного произведения, что явится ориентиром в формировании собственных критериев нравственности.

Основная задача  литературы заключается в том, чтобы не с помощью традиционного анализа произведения рассматривать жизненные ситуации и проблемы героев, а с точки зрения их этических, мировоззренческих основ.

Этой цели и служит термин «нравственно-эстетический идеал», который должен быть осознан не как один из компонентов произведения, а как его ведущий смысл.  Внутреннее единство художественного произведения обусловлено   нравственным  отношением автора к жизни, авторским взглядом  на мир. Это позволяет прежде всего рассматривать художественное произведение как единую систему восприятия мира  и в связи с этим  проводить его целостный анализ, что наиболее сложно и актуально воплотить в методике.

Углублённое внимание к идейно-нравственной позиции писателя отвечает насущным духовным потребностям школьников, их возрастным особенностям. Особенно в  старших классах, когда  ведущим видом деятельности становится не игровая (как в младших классах), даже не познавательная (как в среднем звене), а ценностно-ориентационная деятельность. Именно в этот период им и нужен духовный опыт великой русской литературы – с её бескомпромиссной постановкой этических проблем, высокими и чистыми идеалами.

В соответствии с этим, начиная с подросткового возраста, целесообразно выделить три основные этапа в изучении этической позиции писателя :

1. На первом этапе (5–7-е классы) следует обратить внимание учащихся на характер авторской оценки поведения и поступков героя и на причины того или иного отношения автора к  своим персонажам. Это позволит учителю выявить некоторые существенные грани авторского идеала, подготовить почву для его последующего постижения.

5 класс. В.Г. Короленко «В дурном обществе». Тема: «Васина дорога к правде и добру». Отрывок из урока.

– Какие изменения произошли с Васей после встречи с Валеком и Марусей, превратили его в доброго человека?

– Какого человека можно назвать добрым? Дайте определение слову «доброта». (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.)

– Подберите синонимы к слову «доброта». (Душевность, сердечность.)

– Можно ли сказать про Васю, что он готов был в любую минуту прийти «детям подземелья» на помощь, отличался вниманием и чуткостью? Подтвердите своё мнение отрывками из текста.

– Как проявилась доброта Васи в истории с куклой? Прочитайте этот отрывок.

Ясные  дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно  своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.
У сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие
надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время. Я так убедительно просил её об этом, так живо описал ей бедную, больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками.
Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось ожила…

– История, рассказанная В.Г.Короленко, – урок добра и любви к людам. Как автор оценил поступок Васи?

– Как вы понимаете слова Б.Щеглова: 

Добро не терпит промедленья –
Назавтра может опоздать?

– Прочитайте разговор отца с Васей о пропаже куклы. Как с этим эпизодом можно  соотнести  высказывание Б.Паскаля : «Лучшее в добрых делах – это желание их утаить»?

– Ты взял у сестры куклу?
Эти слова упали вдруг на меня так отчётливо и резко, что я вздрогнул.
– Да, – ответил я тихо.
– А знаешь ты, что это подарок матери, которым ты должен дорожить, как святыней?.. Кому ты снёс её?.. Говори!
– Нет, – сказал я, подымая голову.
– Как нет? – вскрикнул отец, отталкивая кресло. – Ты украл её и снёс!.. Кому ты  снёс её?.. Говори!
Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку. Я с усилием поднял голову и взглянул вверх. Лицо отца было бледно, глаза горели гневом. Я весь съёжился.
– Н-не скажу! – ответил я тихо.
– Скажешь, скажешь!
Я чувствовал, как дрожала его рука, и всё ниже опускал голову; слёзы одна за другой капали из моих глаз на пол, но я всё повторял едва слышно:
– Нет, не скажу… никогда, никогда не скажу вам… Ни за что!..

– «Платить добром на добро» – это известная мудрость. С какой целью  пан Тыбурцый пришёл в дом судьи? Можно ли сказать, что он этим поступком отплатил Васе добром за всё, что тот сделал для умирающей девочки?

– Как понимаете пословицу: «Доброе дело скрытности не любит»? Как можно её применить к данной ситуации?

–  У В.Солоухина одна из книг названа «Смех за левым плечом». « Ангел-хранитель у тебя за правым плечом стоит, и его огорчать не надо. Он каждому твоему доброму делу рад, улыбается и смеётся. А бес за левым плечом в это время морщится и корчится. А когда ты плохо поступишь, бес хихикает и руки потирает. Зачем же беса радовать?» Мне бы очень хотелось, чтобы вы в своей жизни делали только добрые дела, были  отзывчивыми, а ваш ангел-хранитель всегда только улыбался. Дома дети пишут сочинение: « Васина дорога к правде и добру».

2. На втором этапе (8–9-е классы) следует обратить внимание  на идейно-нравственные позиции героев произведения и на отношение к ним автора. Отчётливо выявится своеобразие авторской позиции при сопоставлении идеалов и взглядов разных писателей, живших в одну эпоху, затрагивающих сходные темы.

9 класс. М.Лермонтов «Герой нашего времени». Тема: « Печорин как «портрет поколения». Отрывок из урока..

– Что такое дружба? Дайте определение понятию. (Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.)

– Можно ли назвать Печорина и Грушницкого друзьями, зная, что друг – это человек, близкий по духу, убеждениям, на которого можно во всём положиться?

– Проанализируйте историю дружбы-вражды этих двух героев.

– Как вы понимаете высказывание Печорина о дружбе : «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен : из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать, да притом у меня есть лакеи и деньги !»

– Давайте вспомним известное произведение великого А.Пушкина «Евгений Онегин». Сравните  ситуацию  «Онегин – Ленский».

– Выдержал ли испытания дружбой Евгений Онегин?

– Вспомните  лирическое отступление А.Пушкина  о дружбе во 2 главе романа «Евгений Онегин». О чём оно?

–  Чем являлась для А.Пушкина дружба? (Он считал, что дружба раскрывает богатство души или её опустошённость.)

– Сделайте вывод, как М.Лермонтов и А.Пушкин относятся к идейно-нравственной позиции своих героев,  как относятся к ним.(И Пушкин, и Лермонтов показали, как трудно движение человека к простой и понятной, казалось бы, жизненной истине, через которую он должен пройти, чтобы понять –   умом и сердцем – величие и значимость дружбы.)

3. На третьем этапе (10–11 классы) полезно показать учащимся, как этический  идеал писателя воплощается не только в рамках одного произведения, но и во всём его творчестве.

11 класс. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». Тема урока: «Любовь и творчество в романе». Отрывок из урока

– 19 глава «Маргариты»  начинается следующими словами: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Сегодня на уроке мы будем говорить о настоящей, преданной и бескорыстной любви. Что для вас означает слово «любовь»? Дайте определение. (Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.)

– Какие ассоциации возникают у вас в связи с данным понятием? (Например, нежность, свет, мама…)

– Ф.М.Тютчев говорил:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной.

– Расскажите о «союзе душ» наших героев. Как они познакомились? (гл.13.)

Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По      Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошёл по её следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдёт, и я никогда ее более не увижу.
И, вообразите, внезапно заговорила она:
– Нравятся ли вам мои цветы?
Я отчётливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от жёлтой грязной стены. Я быстро перешёл на её сторону и, подходя к ней, ответил:
– Нет.
Она поглядела на меня удивлённо, а я вдруг, и совершенно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?
– Ничего я не говорю, – воскликнул Иван и добавил: – Умоляю, дальше!
И гость продолжал:
– Да, она поглядела на меня удивлённо, а затем, поглядев, спросила так:
– Вы вообще не любите цветов?
В голосе её была, как мне показалось, враждебность. Я шёл с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стеснённым.
– Нет, я люблю цветы, только не такие,– сказал я.
– А какие?
– Я розы люблю.
Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы канаву. Растерявшись немного, я всё-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понёс их в руках.
Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.
– Дальше,– сказал Иван,– и не пропускайте, пожалуйста, ничего.
– Дальше?– переспросил гость,– что же, дальше вы могли бы и сами угадать.– Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал:– Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!»

– Как понимаете фразу: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»? (Встретились два одиночества. Роковая предрешённость встречи, чрезмерность чувств, небывалость любовной истории, идеальность героини – воплощение мечты.)

– Была ли это любовь с первого взгляда? Верите вы в такую любовь? (Жизнь этих двух людей наполнилась смыслом. Именно Маргарита  стала подгонять Мастера в работе, называть Мастером, это она сулила ему славу.)

– Г.Лейбниц сказал: « Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека». Прокомментируйте это высказывание и соотнесите его с образом Маргариты.
Эта история связана со сменой времён года, временной цикл в рассказе героя начинается с зимы. Почему любовь героев возникла именно весной? («Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти».)

– Роман Мастера был дописан в августе. В октябре герой сжёг рукопись романа и был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Маргарита в последний раз виделась с Мастером перед его арестом. Много месяцев она не знает, что с ним. Объясните слова В.Зацепина: « Не всем любовь под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить его печаль, горе, взять на себя тяжкую ношу. Способность любить – это способность к самопожертвованию».

– Почему Мастер отказался от своего романа и сжёг его? Можно ли сказать, что любовь Мастеру «оказалась не по плечу»?Почему  не подал весточку Маргарите из «дома скорби» о том, что он жив?

– В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы из неё изгнали мы любовь.

Так считал великий Мольер. Маргарита не хотела жить без любви, не хотела, чтобы в её душе «тьма настала вновь». Что она решает сделать? Почему заключает договор с дьяволом? (Во имя спасения любви! Этим она губит свою бессмертную душу.)

– Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита  в своём стремлении спасти возлюбленного? (Отважного Левия Матвея, пытавшегося спасти Иешуа.)

– Маргарита восклицает « Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» И оказывается, подручный дьявола тут как тут. За сведения о Мастере она должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. Как вынесет эту страшную ночь ради любви Маргарита?

– По словам Толстого, любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у нас останется. Как вы считаете, сполна ли подарила свою любовь Маргарита Мастеру? (Она доказала, что любовь может противостоять вечно живущему злу. С любовью связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности. Во имя любви она совершает подвиг.)

– А теперь давайте обратимся к «Новому завету», содержащему множество мудрых мыслей. Попробуем проанализировать сущность явления «любовь». Назовите слова, которые отражают сущность любви Маргариты.

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.
Всё покрывает, всему верит, всегда надеется, всё переносит. Любовь никогда не уходит»

– Подберите синонимы из прочитанного отрывка к слову «любовь».

– Вспомните творчество М.Булгакова, его героев. Расскажите, умеют ли они любить?

Внимание к нравственному содержанию литературного произведения приводит читателя к необходимости вдумчиво, пристально всматриваться в текст, наблюдать, размышлять.