Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Изучение программирования в 9-м классе. Преподавание элективного курса по информатике и ИКТ "Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic"

Разделы: Преподавание информатики


Программирование - это наиболее важный раздел курса “Информатика и ИКТ”, изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. Как и математика, программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление. Может быть, не последнюю роль в формировании нового человека XXI в. сыграют основы логического и комбинаторного мышления, заложенные в школьные годы на уроках программирования.

Современная система программирования Visual Basic позволяет легко создавать полноценные Windows-приложения. Это не только полезное, но и очень интересное занятие. Программирование осуществляется на современном диалекте языка Бейсик - Visual Basic. Этот язык программирования наиболее прост и доступен для школьников. Бейсик выгодно отличается от других языков своей простотой и наглядностью. Как показала многолетняя практика обучения этому языку, школьники 14-16 лет легко осваивают его основные конструкции, быстро начинают писать работающие программы. Бейсик - живой, динамично развивающийся язык. С помощью Visual Basic 6 можно создавать приложения практически для любой области современных компьютерных технологий: бизнес-приложения, игры, мультимедиа, базы данных. При этом приложения могут быть как простыми, так и очень сложными, в зависимости от поставленной задачи. В настоящее время Basic уже не считается учебным языком -знание Visual Basic и его диалектов (VBA, VBScript) становится необходимостью для современного программиста любого уровня.

Систему программирования Visual Basic называют также средой проектирования или просто средой Visual Basic. Почему в этом термине слово “программирование” заменено словом “проектирование”? Учащиеся должны научиться создавать пусть не очень сложные, но настоящие программные приложения, работающие в системе Windows. Программирование - это лишь один из этапов создания приложения. Есть и другие этапы, которые бывают не менее сложными, трудоемкими и ответственными, чем программирование. В частности, этап разработки интерфейса будущего приложения, с использованием различных элементов управления - кнопок, текстовых: графических нолей, полос прокруток и многого другого. Программы на языке Visual Basic пишутся по большей части именно для того, чтобы управлять этими элементами. Поэтому программирование вместе с другими этапами создания приложения называют проектированием, а само создаваемое приложение - проектом Visual Basic. По этой же причине систему программирования Visual Basic называют системой или средой проектирования.

Основные задачи курса:

  • формирование практических навыков работы с интегрированной средой программирования языка Visual Basic;
  • развитие навыков алгоритмизации и программирования;
  • формирование образного и теоретического мышления;
  • формирование умения ориентироваться в информационных потоках;
  • формирование умения планировать свою деятельность.

Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе являлся метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализовывалась в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов на языках программирования и в электронных таблицах.

Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагались практические задания для самостоятельного выполнения.

Индивидуализация обучения. Учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществлялся по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых приводится ниже. В начале курса каждому учащемуся было предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащиеся представили проект на языке объектно-ориентированного программирования.

Организация учебного процесса. Организация учебного процесса строилась в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
  • внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Перечень проектов, выполненных учащимися:

  • Проект “Обычный калькулятор”.
  • Проект-задание “Расположение формы и управляющих элементов”.
  • Проект “Переменные”.
  • Проект-задание “Переменные_2”.
  • Проект “Перевод чисел”.
  • Проект-задание “Мультисистемный калькулятор”.
  • Проект “Инженерный калькулятор”.
  • Проект-задание “Треугольник”.
  • Проект “Строковый калькулятор”.
  • Проект-задание “Строковый калькулятор_2”.
  • Проект “Проверка знаний”.
  • Проект-задание “Игра Баше”.
  • Проект-задание “Поиск большего из двух чисел”.
  • Проект “Отметка”.
  • Проект-задание “Тест с выборочным ответом”.
  • Проект “Коды символов”.
  • Проект-задание “Факториал”,
  • Проект “Количество символов”.
  • Проект-задание “Слово-перевертыш”.
  • Проект “Построение графика функции”.
  • Проект-задание “График функции_2”.
  • Проект-задание “Графический редактор”.
  • Проект-задание “Установка цвета”.

Знания и умения, которые приобрели учащиеся в процессе изучения данного элективного курса:

  • объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов; 
  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
  • объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  • уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа "Черепашка", "Робот" и т.д.);
  • описывать основные особенности различных технологий программирования (алгоритмического, объектно-ориентированного);
  • знать основные принципы объектно-ориентированного программирования;
  • знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
  • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы,
  • знать основные конструкции языка программирования в соответствии с задачами курса; знать свойства алгоритма и основные алгоритмические конструкции.

Преподавание элективного курса “Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic”

Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум).

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.

Организация учебного процесса. Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
  • внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Программа элективного курса “Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic”

Классы: 9

Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течении полугодия, всего 17 учебных часов.

Образовательная область: “Информатика”.

Цель курса: научить учащихся основам объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic

1. Основы объектно-ориентированного программирования – 17 часов

Объекты: свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. Операторы ветвления, выбора и цикла. Основные типы данных. Функции.

Интегрированная среда разработки систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Визуальное конструирование графического интерфейса. Форма и управляющие элементы.  

2. Требования к знаниям и умениям учащихся

  • объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;  определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
  • объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  • уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа "Черепашка", "Робот" и т.д.);
  • описывать основные особенности различных технологий программирования (алгоритмического, объектно-ориентированного, логического);
  • знать основные принципы объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, полиморфизм, наследование);
  • знать основные типы данных и операторы (процедуры) для Visual Basic;
  • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы.

Тематическое планирование курса

№ п/п

Дата проведения

Тема

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Программное обеспечение

    Вводный инструктаж по технике безопасности Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.
  • объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов; 
  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
  • объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  • уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа "Черепашка", "Робот" и т.д.);
  • описывать основные особенности различных технологий программирования (алгоритмического, объектно-ориентированного, логического)
  • знать основные принципы объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, полиморфизм, наследование);
  • знать основные типы данных и операторы (процедуры) для Visual Basic;
  • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы
  • основные конструкции языка программирования
 
    Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры.

Visual Basic

    Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры.

Visual Basic

      Проект “Форма и размещение на ней управляющих элементов”.

Visual Basic

    Тип, имя и значение переменной. Присваивание.  
     Проект “Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных”. 

Visual Basic

    Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.  
    Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.  
    Проект “Ветвление. Проверка знаний”. 

Visual Basic

    Проект “Выбор. Выставление оценки”. 

Visual Basic

    Проект “Цикл. Коды символов”. 

Visual Basic

    Графические возможности языка программирования.

Visual Basic

    Проект “Графический редактор”.

Visual Basic

    Практикум. Выполнение проекта.

Visual Basic

    Практикум. Выполнение проекта.

Visual Basic

    Практикум. Выполнение проекта.

Visual Basic,

    Защита проекта.

Visual Basic