Урок МХК в 10-м классе на тему "Вечная тема любви в скульптуре и живописи"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: Вечная тема любви в скульптуре и живописи.

Цели и задачи урока:

  • научить учащихся видеть прекрасное в художественных произведениях искусств, чувствовать картины и скульптуру душой;
  • привить любовь к предмету МХК;
  • воспитывать чувства прекрасного и возвышенного;
  • развивать речь учащихся; воспитывать уважение к мировому искусству.

Оборудование урока: компьютер, тетради, презентация (Приложение)

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

  1. Для чего необходима людям архитектура?
  2. Формирует ли пространство и среду вокруг людей?
  3. Можно ли вообще назвать архитектуру искусством и почему?
  4. Человек создающий архитектурное сооружение обращает ли внимание на природу местности?
  5. Должна ли быть архитектура удобной, и прочной?
  6. Что называется архитектурой? («Застывшей музыкой» (Фридрих Шеллинг),  «безмолвной музыкой» (Гете), «искусство вписывать линии в небо» (Виктор Гюго), архитектура – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду людей.)
  7. Что такое зодчество? (Это область материальной духовной деятельности, имеющая основной задачей создание искусственной среды («второй природы») для жизни и работы людей.)
  8. Для чего нужна архитектура людям?
  9. Кого мы называем архитектором?
  10. Назовите архитектурные стили?

2. Объяснение нового материала

Слайд 1

Эрато – греческая муза любви, любовной поэзии, в скульптуре и живописи (вазовой и фресковой).
Изящество облика, стремительность движений и напряжение чувства в облике Эрато.
Греческие и римские статуи крылатого сына Афродиты, помпейские фрески, скульптуры А.Коновы и Б. Торвальдсена, картины Рафаэля и Рубенса.
Эрот – божество, зажигающее любовь.
Эрато – муза, испытывающая и выражающая это чувство.
Песни Эрато, рожденные восхищением и болью неутоленного чувства.

Слайд 2

  • С. Ботичели «Рождение Венеры»

Богиня любви и красоты – Афродита (Венера). Она родилась из морской пены, в которую попала капля крови Урана, свергнутая Кроносом (отсюда ее прозвище – «пенорожденная»). Власти Афродиты подчинены люди и боги (кроме Гетии, Афины и Артемиды).

Слайд 3

Боттичелли одним из первых обратился к античной мифологии. Так, в «Рождении Венеры» мы видим античную богиню красоты и любви. Согласно мифу, она родилась из морской пены близ острова Кипр и добралась до берега на раковине. Боги ветром осыпают ее дождем роз и гонят раковину к берегу, где богиню встречает девушка с покрывалом, украшенном цветами. Это одна из четырех ор — богинь времен года. На ее легком белом платье весны вышиты тонкие сплетения васильков.

Слайды 4-6

Скульптуры Праксителя

Одной из самых известных в Древней Греции женских статуй была Афродита Книдская. Греки специально ездили в город Книд, чтобы полюбоваться ею. Скульптор Пракситель (IV в. до н. э.) изобразил богиню красоты после купания, У ее ног сосуд для воды, в руке — покрывало. Впервые скульптура показывала обнаженное женское тело с таким совершенством, что оно стало эталоном красоты на многие века. До нас дошла лишь копия этой скульптуры.

  • Пракситель. Торс Афродиты Книдской IV и. до н. э. Римская копия. Лувр. Париж.

Сама Венера — воплощение красоты, но красоты скорее духовной, а не телесной. Поза богини повторяет древнеримскую статую целомудренной Венеры, застенчиво прикрывающей руками свою наготу. Безупречная чистота линий отличает несколько удлиненную фигуру, прекрасные золотые пряди волос. Но в пленительном лице Венеры затаилась печальная грусть. Это настроение присутствует во многих картинах мастера.

  • Агесандр. Афродита  «Венера Милосская» 2 в до н.э. Мрамор. Лувр. Париж

Афанасий Фет написал об Афродите такие строки:

И целомудренно и смело
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.

  • «Афродита Анадиомена» Апеллеса.

Слайд 7

  • Афродита

Одна из самых известных статуй в истории мировой культуры. Изображает богиню любви и красоты Афродиту (римская Венера). Исключительная популярность статуи Венеры Милосской относится, однако не к древности, а к XIX-XX веку.
Воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности мира и происходивших в нём катаклизмов - - лишь одна сторона эллинизма. Другой стороной был уход в личный духовный мир. Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь. Одним из лучших памятников такого рода является знаменитая «Венера Милосская» -статуя богини Афродиты (лат. Venus — «Венера»), найденная на острове Мелос (ныне Милос). Богиня изображена полуобнажённой, так что одеяние, закутывая ноги и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые были показаны в движении. Возможно, в одной из них Афродита держала яблоко. В эпоху эллинизма она, несомненно, была одной из любимых богинь. Её представляли то кокетливой, то задумчивой, то шаловливой. Афродита с острова Мелос строга и сдержанна. У неё простая причёска с прямым пробором, лицо и фигура представлены довольно обобщённо. Вероятно, она стояла на высоком постаменте и смотрела на зрителя сверху вниз. Взгляд Афродиты ниспосылает покой.

Слайд 8

  • Афродита. III в. до н.э. Римская копия. Эрмитаж

Портреты философов знаменуют отход от классической системы, приверженной к героическим идеалам, когда было принято изображать только -прекрасных и доблестных» граждан. Мир стареет, стареет и культура, чувствуется, что эпоха эллинизма — это «осень» всего древнегреческого мира. Тогда любили изображать то некрасивую натуру: жутких, морщинистых (по обнажённых!) старых рыбаков или пьяных старух, то впадали в слащавость, показывая женщин с томным выражением глаз и пухленькими губками. А иногда смешивали жанры, включая в игру фантазии прекрасных обнаженных богинь и старых рогатых сатиров. В Афинском, музее хранится любопытная скульптурная группа «Афродита и Пан» (около 100 г. до н. э.). Козлоногий бог Пан, сын Гермеса, пытается ухаживать за прекрасной богиней. Шалун Эрот, бог любви, представленный в полете, хватает его за рога, предупреждая о том, что он забыл меру. Однако Афродита и сама отбивается от уродливого поклонника, замахиваясь на него сандалией. Такие произведения уже стоят на грани жанрового искусства — сюжетных композиций, темы которых основаны па впечатлениях обыденной жизни.

Слайд 9

Многие художники обращались к изображению Венеры:

  • Тициан «Венера с лютнистом и амуром»
  • Диего Веласкес «Венера с зеркалом»
  • Тициан «Венера Урбинская»
  • Джорджоне «Спящая Венера»

Слайд 10

  • Рафаэль Санти.  Три грации. 1502-1503

3. Итог урока: в чем выражена любовь на картине Рафаэля «Три грации»? Дайте описание этой работы.

4. Домашнее задание:

— Найдите любовные признания в поэзии и музыке.