Организация самоуправления в классе

Разделы: Классное руководство


Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Я отношусь к той категории классных руководителей, которая считает работу классного наставника не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в его должностные обязанности, если в очередной раз изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.
Преподавательской деятельностью я занимаюсь двадцать лет, и все эти годы выполняла обязанности классного наставника. Мне всегда нравилась эта работа, потому что я видела результаты своего труда. Из маленьких, капризных, несобранных мои воспитанники превращались в больших, уравновешенных, красивых людей, именно красивых, если ни физически, то душой уж точно.
В моей работе с детьми приоритетными всегда были такие задачи:

  • организация самоуправления в классе;
  • формирование и развитие коллектива;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;
  • формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров (направле ние, над которым работает классный коллектив);
  • защита прав и интересов учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работ ников;
  • организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.

Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  • воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив
  • ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
  • воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
  • сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

Таковы направленность и содержание деятельности ученического самоуправления.

Каждый раз, когда я беру малышей в пятом классе, то начинаю с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе.
Дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и, я считаю, первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

  • участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
  • заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
  • организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
  • поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Правила для учащихся класса:

  1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
  2. Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
  3. Принимать активное участие в жизни коллектива.
  4. Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
  5. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
  6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
  7. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
  8. Не опаздывать на урок.
  9. Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
  10. Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
  11. Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

В своей работе с детьми немаловажную роль я отвожу школьной дисциплине, рассматривая её так же, как и великий педагог, мыслитель 19 века Януарий Михайлович Неверов, с учением которого мне удалось познакомиться, побывав в г. Ставрополе на краевых педагогических чтениях. С позиций общечеловеческой гуманности он рассматривал дисциплину как фактор формирования у детей определённых волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, долга, ответственности, доброты, сознательности. «Ученический кодекс», который он составил, предусматривает не перечень карательных мер, требующих слепого повиновения учеников воле педагогов, а разумные, педагогически обоснованные требования к ним, воспитывающие сознательную дисциплину. Я считаю, что для воспитания в школьнике дисциплинированности большую роль играет личный пример учителя во всём: в поведении, в общении, во внешнем виде, в отношении к своей работе. Например, проведение классных часов, являющихся основным компонентом системы работы классного руководителя, не формальное, для галочки, а то самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно поговорить о самом интересном, волнующем, то время, когда каждая встреча становится долгожданной, когда есть возможность ощутить каждому – «наш класс». Понять – «мы – коллектив, и мы растём». Наконец, почувствовать другое значение этого слова – классный. «Руководитель у нас классный! И каждую неделю у нас классный час!».

Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я хочу остановиться на некоторых из них.

Коллективное планирование

Методика «Древо желаний».

Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь
– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю.

Следующий момент, который помогает развивать самоуправление в классе – организация совета дела (инициативной группы)

Организация совета дела

  • В классе создаётся совет дела (инициативная группа), которой поручается разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих.
  • Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия.
  • Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы.
  • Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.
  • Учащиеся включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и совет дела помогают им в реализации намеченного.
  • В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все школьники.
  • После мероприятия проводится коллективный анализ с целью объективной оценки проведённого дела.

Следующий момент – поочерёдное выполнение обязанностей дежурного командира.

Класс делится на четыре команды, которые формируются детьми по желанию (дружба, общие интересы и т.д.)

Обязанности дежурного звена:

  • Прийти в школу в 8ч.10 мин.
  • Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, наличие сменной обуви.
  • Обеспечить порядок в раздевалке.
  • Подготовить класс к уроку (чистая доска, наличие мела и рапортички).
  • После каждого урока проветрить класс.
  • В течение учебного дня обеспечить порядок в классах на переменах: следить за тем, чтобы школьники не бегали, не употребляли непристойные выражения.
  • Обеспечить организованный вход в школьную столовую согласно графику питания и соблюде ние норм этики в столовой (бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду).
  • После уроков обеспечить уборку кабинета № 27, зала Славы.
  • Сдать закреплённую территорию дежурному классу.
  • В пятницу провести генеральную уборку всех закреплённых территорий и сдать объекты де журному администратору.

Обязанности старшего дежурного (дежурного командира):

  • Отвечает за наличие повязок (отличительных значков).
  • Проводит инструктаж, уточняет обязанности дежурных.
  • Несёт ответственность за ведение рапортички.
  • Контролирует работу всех членов звена, их отношение к дежурству.
  • Обеспечивает ежедневную уборку всех закреплённых территорий и их сдачу дежурному классу.
  • В пятницу передаёт дежурство по классу следующей команде.
  • По окончании дежурства вместе с классным руководителем подводит итог дежурства, по ощряют лучших.
  • Отвечает за выпуск газеты «Голос класса» по итогам дежурства.

Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На моих родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как я добиваюсь этого. Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.

Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы в горы, поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:

  • Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
  • Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

Результат нашей совместно с ребятами и родителями работой – звание «Самый классный класс» на протяжении нескольких лет.

Эти слова обращены не только к нашим ученикам, которым мы стараемся привить навыки самоуправления, но и к педагогам, на которых возложена миссия – воспитать Человека.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

Удачи вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!