Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа по технологии 3–4-й классы

Разделы: Технология, Начальная школа


Введение

Приоритетной целью современного начального образования является создание творческого потенциала для развития личности ребёнка. Частью такого потенциала является предмет технология. Образовательные учреждения  Кущёвского района  с 2006-2007 учебного года   осуществляют обучение по новому базисному учебному плану, который предполагает изучение информатики в 3-4 классах в качестве учебного модуля в предмете «Технологи». Коллектив педагогов Кущёвской  МОУ  СОШ №1,  Краснодарского края  разработал авторскую  программу по  предмету «Технология».
Настоящая программа по технологии для  начальной  школы,  составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при  сохранении традиций  российской  школы,  в области  изобразительного  искусства, трудового обучения, введён модуль информатики и значительно расширились границы краеведческого материала, уходящие за рамки курса «Кубановедение».
Программа  является целостным интегрированным курсом,  включает основы художественного изображения, учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.
Активная  творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных  связей искусства с жизнью.
Учащиеся  учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах  произведений  художников и народных мастеров родного края. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.
Региональный компонент в программе реализуется через наполнение познавательной части курса, и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (реальные исторические события, объекты, сооружения, изделия и персонажи, предметы быта, по тематике связанные с  изобразительным искусством, ремёслами и промыслами народов, населяющих Краснодарский край). 
Отличительной особенностью программы является интеграция нескольких предметов, реализация интегративного подхода изучения материала, ориентация на преемственность.
Новизна программы заключается в методике и формах проведения занятий.

В структуру программы входят разделы:

I раздел:  Изобразительное искусство.
II раздел:  Художественный труд.
III  раздел:  Интегрированные уроки.
IV  раздел:  Информационные технологии. Практика работы на  компьютере.

Основные  задачи курса:

  • обеспечить обязательный минимум образования по изобразительному искусству, трудовому обучению и  ИКТ;
  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти,  комплексного освоения искусства России и своего края;
  • обеспечить овладение учащимися  общих учебных умений и навыков  в различных видах  умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков  конструирования и дизайна), направленной на получение младшими школьниками  первоначального опыта в  этих видах деятельности.

Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим  миром, с учётом психофизиологических и синзетивных особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Каждая линия  представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает  информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей. 
По каждой линии определено  содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта  различных видов  деятельности.
В  3-4  классах  за счет интеграции  уроков изобразительного  искусства и  художественного  труда появляется новый раздел  « Интегрированные уроки» для реализации  IV раздела  «Практика работы на компьютере».

Основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3-й класс

В результате изучения программы технологии ученик должен

  • знать:
    • роль трудовой деятельности в жизни человека;
    • распространённые виды профессий ст. Кущёвской;
    • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
    • правила безопасности труда и личной гигиены;
    • виды стежков и швов;
    • приёмы стилизации в лепке;
    • правила и приёмы пришивания пуговиц;
    • композиционную основу орнамента, отличительные особенности кубанского орнамента;
    • правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей Кубани;
    • правила осенней обработки почв;
    • область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
    • правила поведения в компьютерном классе;
    •  назначение основных устройств компьютера;
    •  компьютерные программы «Блокнот», «Калькулятор».
    • основные операции при создании рисунков;
    • сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью народа родной станицы;
    • приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;
    • композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);
    • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
  • уметь:
    • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
    • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
    • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
    • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
    • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
    • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий в казачих мотивах;
    • пришивать пуговицы, кнопки, крючки;
    • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
    • выделять отличительные особенности кубанской вышивки;
    • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
    • выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;
    • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения  на основе простейших приёмов технологии в творчестве ремесленников Кубани, ст.Кущёвской;
    • собирать семена и готовить их к зимнему хранению;
    • проводить осеннюю обработку почвы;
    • выполнять правила поведения в компьютерном классе;
    • находить и правильно называть основные устройства на своём компьютере;
    • пользоваться мышью и клавиатурой;
    • запускать компьютерные программы;
    • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
    • выполнять простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить текст, изменить шрифт и т.д.);
    • выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
    • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
    • в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;
    • разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;
    • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.

Приложение 1

Основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4-й класс.

В результате изучения программы технологии ученик должен

  • знать:
    • виды технологий и их влияние на окружающую среду, экономику страны;
    • понятие «труд», «профессия», «профессиональная деятельность»;
    • современные средства труда, сотрудничество в трудовой деятельности;
    • содержание труда людей ближайшего окружения, на предприятиях своей станицы;
    • взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;
    • особенности изготовления и ношения украшений на Кубани (история и современность);
    • особенности интерьера казачьей хаты;
    • инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью;
    • правила изготовления шаблонов;
    • правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём и с удобрениями;
    • особенности выращивания рассады на Кубанской земле и уход за ней;
    • правила высадки рассады в грунт и уход за ней;
    • правила уборки урожая и способы хранения его;
    • личностную или социальную значимость продуктов своего труда или труда других людей;
    • правила клавиатурного письма;
    • операции при создании текстов;
    • программы для создания печатных и электронных публикаций;
    • сведения о  различных  компьютерных программах;
    • порядок действий при поиске новых сведений с помощью компьютера;
    • средства художественной выразительности  (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция и т. д.);
    • простейшие сведения о наблюдательной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
    • основные средства композиции: точка зрения (высота горизонта), контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение композиционного центра; ритм как основа орнаментальной композиции;
    • сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), зависимость освещения предмета от силы и удалённости источника света;
    • изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (смягчение очертаний. Яркости и светлоты цвета);
    • отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов, промыслов на Кубани;
  • уметь:
    • овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а так же приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
    • определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
    • осуществлять рациональную и экономную разметку деталей, их изготовление и сборку в изделие, а так же декоративную отделку изделия различными способами;
    • выполнять плетения в технике макраме;
    • читать чертежи, технические рисунки;
    • строго самостоятельно соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём и с удобрениями;
    • проверять семена на всхожесть;
    • выращивать рассаду и пересаживать её в открытый грунт с учётом природных особенностей Кубани;
    • выращивать сельскохозяйственные растения от посева до уборки урожая, собрать и сохранить его;
    • создавать папки (каталоги), удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги);
    • набирать, сохранять, редактировать тексты;
    • вставлять изображения в печатную публикацию;
    • создавать схемы и таблицы, включать их печатную публикацию;
    • создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
    • самостоятельно осуществлять поиск информации, в том числе с использованием сети Интернет;
    • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач, выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
    • анализировать произведения искусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию и художественной форме;
    • выполнять изображения отдельных предметов, используя фронтальную и угловую перспективу; передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
    • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
    • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам творчества художников ст. Кущёвской;
    • осуществлять кооперацию и сотрудничество в трудовом процессе;
    • рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.

Приложение 2

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Осуществлять поиск, преобразование и хранение информации в простейших знаково-символических средствах  и с использованием компьютера.
  • Подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограничивающих условий.
  • Планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом.
  • Изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, смысловому замыслу.
  • Собирать модели несложных объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной схеме, собственному замыслу.
  • Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
  • Осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта.
  • Соблюдать правила личной гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, компьютером.
  • Осуществлять элементарную уборку жилища, простейший уход за кухонной утварью и сервировку стола к завтраку, обеду и ужину.
  • Управлять бытовой техникой, использовать электро- и радиоприборы.
  • Использовать компьютерные программы для решения учебных и проектно-технологических задач.
  • Осуществлять кооперацию и сотрудничество в трудовом процессе.
  • Наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.

Приложение 3