Открытый урок по чтению П.П. Бажов. "Уральские сказы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания детей о творчестве П.П.Бажова,
  • учить выделять главное из сказов П.П. Бажова
  • учить делить героев в сказах по отношению к труду
  • творчески подходить к заданиям
  • как можно близко к тексту приводить примеры из сказов, подтверждая свои ответы.
  • прививать интерес к литературе, своему краю, к нашей истории.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • портрет писателя,
  • ткань, на которой изображена рябина,
  • вазы, сделанные своими руками, украшенные природным материалом,
  • дети одетые в народные костюмы.
  • украшения из натуральных камней.

Ход урока

1. Приветствие гостей.

2. В исполнении учителя и девочек звучит песня “Уральская рябинушка”

  • Кто знает, ребята, как называется эта песня?
  • Почему уральская?
  • О каком заводе идет речь?
  • Дальние зарницы - что это такое? (толковый словарь Т. В. Василенко)

3. Сегодня мы с вами обобщим наши знания о сказах П.П. Бажова (ребята приготовили о Павле Бажове несколько слов)

1-й ученик: Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года в городе Сысерти, на Урале, (а кто знает, как называется этот город сейчас?) в семье заводского мастера металлургического завода. Рабочая династия Бажовых имела долгую историю – несколько поколений крепостных рабочих, трудившихся на уральских медеплавильных заводах. Семья Бажовых, как и каждая семья трудового Урала, бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминание о дедах и прадедах, которые дело своё знали крепко и труд почитали как единственный смысл своей нелегкой жизни. Родные его много узнали в жизни горя, поэтому, берегли мальчонку, даже за шалости не наказывали. Сначала Павел Бажов учился в трёхлетней земской школе, где учителя разглядели талант мальчика и посоветовали родителям учить его дальше. Павку отдали в Екатеринбургское духовное училище, окончив его, он поступает в Пермскую духовную семинарию и после её окончания должен был стать священником, но Павка отказывается, и становиться учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Работая учителем в школах, Бажов собирает фольклор, много путешествует по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказами и легендами, позже работает журналистом.

2- й ученик: Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр, неповторимая красота края с его лесистыми горами, глубокими, прозрачными озерами влекли писателя. Он знал о крае почти все, очень любил легенды. Например, вот эту - башкирскую сказку о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Великан прятал в них все свои богатства. Пояс у него был огромный. Однажды великан снял его, растянул, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. “Урал” по-башкирски – пояс. Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Горы эти невысоки, но слава не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождение железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.

Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

Доклады о камнях

Яшма - горная кремнистая порода осадочного происхождения. Она может быть однородной по окраске и ленточной, струйчатой, копеечной. Изделия из этого камня широко представлены в Государственных хранилищах России (в Оружейной палате, Эрмитаже, Историческом и Русском музеях ). В Таиланде есть храм изумрудного Будды, в котором находится огромная статуя божества массой 5,5 тонны. Но, что интересно, сделана она не из изумруда, а из монолита изумрудно-зеленой яшмы. Из яшмы часто делали талисманы. Так яшма холодных тонов дает силу предвидения, а красных тонов останавливает кровотечения, улучшает память, лечит желудок.

Горный хрусталь - это кристаллы прозрачного бесцветного кварца, благодаря своей красоте и твёрдости используются с древности. Камень знаменит ещё со времен Атлантиды. Через кристаллы можно подключиться к энергии космоса. Камень полезен всем, в особенности людям, занимающимся практической деятельностью и творчеством. Он укрепляет память, концентрацию внимания.

Малахит - минерал, водный карбонат меди. Ювелирный и поделочный камень. Один из наиболее популярных благодаря яркой окраске, красивому рисунку, легкости обработке и способности воспринимать полировку. Во времена “малахитового производства” на Урале выделялись 3 основных сорта малахита: бирюзовый, зелёный, тёмно-зеленый. Название камня происходит от греческого “малахе” - мальва или “малакос” мягкий. Главное его назначение создать в организме физическую и эмоциональную гармонию. Из малахита вырезали амулеты для детей, которые должны были охранять их от напастей. Так же он считался средством от астмы и ревматизма, изгонял меланхолию. Если носить его в виде перстня на левой руке он нормализует работу сердца.

Ещё в XV веке посадские люди “Калиниковы” основали здесь солеварни, а после завоевания Иваном Грозным Казани и похода Ермака Тимофеевича в Сибирь началось интенсивное развитие Урала. Бывшим крестьянам пришлось осваивать новые профессии такие как:

  • рудознатцы
  • углежоги
  • камнерезы
  • гранильщики
  • сталевары
  • литейщики
  • оружейники - объяснение их значения по толковому словарю.

- Павел Бажов, очень много ездил по краю, смотрел, записывал, составлял образы для воих сказов. Вот об этом сейчас и расскажут ребята.

Работа со сказами идет параллельно с отгадыванием героев.

Ученик в народном костюме, далее как помощник учителя- загадывает о героях сказов.

Угадайте - чей это портрет?

“У большого камня сидит какая-то женщина: коса сизо-черная и не болтается, а ровно прилипла к спине. На конце – ленты, не то красные, не то зеленые, сквозь косу просвечивают и позванивают, будто листовая медь. Одежда на ней особенная, другой такой на свете не найдёшь – из камня, а смотришь – шелком кажется, хоть рукой погладить. А вокруг неё ящерок видимо-невидимо и все разные: зелёные, голубые, некоторые в синеву отдают, а то мелькают как глина или песок с золотыми крапинками; одни как слюда блестят, а другие узорами изукрашены. Кто это?

Выходит Хозяйка Медной горы – Малахитница рассказывает:

- Ящерки мои слуги. Я не только хранительница и хозяйка всех горных богатств, я знаю секреты мастерства, мои ученики - горные мастера.

Есть у Хозяйки Медной горы чудесный сад. Деревья там не такие, как в наших лесах, а каменные. Понизу трава то же каменная: лазоревая, красная…разная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются, словно пляшут. На большой полянке кусты чёрные, как бархат стоят, на них зелёные колокольца малахитовые, и в каждом сурьмяна звёздочка. А ещё под землёй у неё есть комнаты, стены в них все разные: то зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На некоторых цветы каменные растут. Платье на самой Хозейке уж больно красиво: то оно блестит, то засверкает алмазной россыпью либо медным станет, потом опять шелком зелёным отливает.

Ученик: Махонька девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать. Как круг пройдет и подрастет маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, платочком махнула, свистнула: “Фи – т – ть! И – ю - ю – у.… И никакой девчонки не стало. Кто это?

- Это Огневушка-Поскакушка - маленькая девчонка, которая где пляшет и показывает, там и золото оказывается, и какое, не сильное, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше все меньше да меньше. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. (Сказ “Огневушка – Поскакушка)

Ученик: Итак, ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки у него отменные. У простых козлов по две веточки, а у него целых пять, а ещё на его правой ножке красуется серебряное копытце.

Ученик в костюме козлика: этот козлик - -Серебряное копытце - в каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где будет ножкой бить – там груда целая камней появляется. (Сказ “Серебряное копытце”)

Ученик: а змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает, когда вправо, то от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная – пречёрная становится.

Ученица: это - Голубая змейка. Если какой-нибудь человек её увидит, то это к счастью: где золотая струя прошла, там будет много золота. Только золото это с подвохом. Если лишку захватишь и потому хоть немного обратно отсыплешь, все в простой камень превратится. Второй раз сюда уже не сможешь прийти, потому что дорогу сразу забудешь. Ну, а когда змейка двоим - троим, покажется, то это к беде. Все, кто её видел, перессорятся. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается, только узнать её все-таки можно.(Сказ “Голубая змейка”)

Ученик: А вот у кого голова большая, глаза по гусиному яйцу, шея змеиная, туловище огромного змея выходит кольцами из-под земли.

Ученик в костюме. Это - Великий Полоз. Всё в его власти. Где он пройдет – туда золото и бежит. А ползать он может и по земле и под землёй. Полоз не любит, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого притеснял. Если случится обман, например, драка – жилка золотая сразу пропадет. (Сказ “Про Великого Полоза”)

Девочка в костюме кошки: Представьте себе: вдруг вспыхнули два синеньких огонька, словно кошачьи ушки. Снизу они пошире, кверху на нет сошли. А между ними маленькая горка, вроде кошачьей головы – это Земляная кошка с огненными ушами бродит по пескам, где есть медь с золотыми крапинками. Такие уши люди много раз видели, а кошку так никому и не доводилось. Эти огненные уши, такие огненные огоньки, спасли однажды от волков и помогли добраться до дому девчушке по имени Дуняшка. (Сказ “Кошачьи уши”)

- Ребята, скажите, кого называли Недокормышом? И как этот Недокормыш превратился в мастера?

- А теперь, ребята? посмотрим с вами отрывок из кинофильма, будьте внимательны и ответьте на такие вопросы:

  • Кто кроме Данилы и Медной Хозяйки был в пещере?
  • Сколько раз меняла свои наряды Малахитница?

- Молодцы! Нам с вами осталось разгадать кроссворд:

1. Серебряное..?

2. Ценный камень уральских гор?

3. Прозвище старика, взявшего на воспитание сироту?

4. Имя этой сиротки?

5. Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие?

6... змейка какая...?

7. Таюткино … что?

8. Из руды делают…что?

9. Гигантский змей, хранитель золотых руд? Что мечтал сделать из камня Данила – мастер?

Ответы: 1.Копытце. 2.Малахит. 3.Кокованя. 4.Дарёнка. 5.Хризолит. 6.Голубая. 7.Зеркальце. 8.Железо. 9.Полоз. 10.Цветок.

- А, теперь? ребята, подведем итог нашего урока: что объединяет все сказы Павла Бажова (труд, упорство, любовь народа к родному краю, родной природе)

Он оценил в людях доброту, честность и упорство в достижении цели для народа, а не ради наживы себе, поэтому всех своих героев он наделил такими качествами. Книги Бажова любимы взрослыми и детьми. Язык, которым они написаны ближе к народу. Все его произведения переведены на многие языки мира.

Звучит песня “Уральская рябинушка”, ребята угощают гостей баранками и пряниками из расписных коробов.