Открытый урок по физике "Измерение физических величин"

Разделы: Физика


Цели урока:

1. Образовательные: проверка усвоения ранее изученного материала, знакомство учащихся с понятием физическая величина, со способами их измерения. Научить пользоваться учащихся кратными и дольными величинами.

2. Развивающие: формирование логического мышления при ответах на вопросы, продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов.

3. Воспитательные: привития навыков учащимся к доброжелательному общению, взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный этап.

  1. Приветствие учащихся.
  2. Настрой класса на работу.
  3. Постановка целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

1) Из каких веществ состоят следующие тела: швейная игла, тетрадь, дождевая капля, чайный стакан

2) Напишите пять предметов и укажите из каких веществ они состоят. Например: ложка – сталь и алюминий, отвертка – сталь и дерево.

3) Можно ли считать точными выражения: пустое ведро, пустой чемодан…

Карточка №2

1) Из каких веществ состоят следующие тела: ножницы, книга, росинка, корпус ручки.

2) Напишите пять предметов и укажите из каких веществ они состоят. Например: ложка – сталь и алюминий, отвертка – сталь и дерево.

3) Можно ли считать точными выражения: пустой ящик, пустая трубка…

Карточка №3

1) Из каких веществ состоят следующие тела: карандаш, лазвие ножа, стол, камера велосипедного колеса.

2) Напишите пять предметов и укажите из каких веществ они состоят. Например: ложка – сталь и алюминий, отвертка – сталь и дерево.

3) Можно ли считать точными выражения: пустая банка, чистый стол …

Карточка №4

1) Из каких веществ состоят следующие тела: гвоздь, окно, снежинка, школьный циркуль

2) Напишите пять предметов и укажите из каких веществ они состоят. Например: ложка – сталь и алюминий, отвертка – сталь и дерево.

3) Можно ли считать точными выражения: пустая кружка, пустой короб…

Фронтальный опрос ранее изученного.

1. Что такое физическое тело?

2. Что означает термин “материя”?

3. Чем отличается наблюдение от опыта?

4. Что изучает физика?

5. Как возникает гипотеза?

Подводится итог проверки домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

Измерять люди начали с давних, давних пор. Из истории нам известны такие единицы измерения, как локоть, аршин, верста, сажень, пядь.

Например пядь – это расстояние между вытянутым большим и указательным пальцем руки (от 19 до 23 см).

Давайте попробуем определить, сколько пядей в длине вашей книги (дневника, тетради, рабочего стола, до вашего соседа. Класс разбивается на несколько групп, или же задания выполняются попарно. Идут измерения, а затем выясняют, кто был точнее).

Что мы делали, мы сравнивали длину любого предмета с расстоянием между большим и указательным пальцем руки.

Измерить какую–либо величину - это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу.

Но мы видим, что эта мера не совершенна. Не всегда ей удобно пользоваться. По этому, для удобства измерений, были приняты свои единицы. Например, свой рост, мы выражаем в метрах, температуру в градусах, и т. д.

Все приборы, которые позволяют измерить какую-либо величину, называются измерительными приборами. Вы уже знакомы с некоторыми из них: часы, весы, линейка, транспортир, термометр. Все приборы делятся на цифровые и шкальные.

Шкала – это метки с цифрами на приборе, вдоль которых перемещается указатель.

Деление – это не штрих, это промежуток между штрихами.

Для того, чтобы правильно измерить какую-либо величину, необходимо определить цену деления шкалы прибора. Это делается следующим образом:

1) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;

2) Вычесть из большего меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

Когда мы имеем дело с большими величинами, удобно пользоваться специальными приставками к названиям единиц.

г - гекто (100) д – деци (0,1)
к – кило (1000) с – санти (0,01)
М – мега (1000000) м – Милли (0,001)

4. Закрепление изученного материала.

1) Определите цену деления шкалы.

2) Как правильно определять цену деления мензурки. Выберите правильный ответ.

 3) Отгадайте загадки.
Весь век идёт Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведёт,
А с места все же не сойдет. (часы)

Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (градусник)

То, как арбузы велики,
То словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут вес определить. (гири)

Ежедневно в семь утра
Я трещу: “Вставать пора!”(будильник) [1]

5. Задание на дом.

§4, выписать пословицы по данной теме.

Список используемой литературы.

1) Я иду на урок физики:7 класс. Часть I: Книга для учителя. – М. : Издательство “Первое сентября”, 2000

2) Перышкин А. В. Физика. 7 кл. : Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведения. – 6 - е изд. , стереотип. – М. : Дрофа, 2002.