Конспект урока по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): "Понятие о памяти. Виды памяти"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Структура урока

Этап урока.

  1. Беседа: ”Что такое память?” 2. Практическая работа
  2. Игры на внимание.
  3. Игры на развитие памяти.
  4. Игра на запоминание
  5. Подведение итогов.

Оборудование.

  • кроссворд
  • слова на доске
  • 5-7 различных предметов

1. Цель  урока – определение темы урока, ответить на вопросы: “Что такое память?”

Отгадывание кроссворда.

Это задание поможет нам узнать, о чём пойдёт речь на уроке.

Пенал 1) Ящик для хранения ручки, карандаш.
Алфавит 2) Буквы, расположенные в определённом порядке
Март 3) Третий месяц календарного года.
Яблоко 4) Плод яблони.
Тетрадь 5) Чистые листы чистой бумаги в обложке.
Ь

Прочитайте сверху вниз какое же слово получилось?

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какая тема нашего урока?

Беседа: “Что такое память?”

  • Что такое память?
  • Про какого человека говорят, что у него память хорошая?
  • Можно ли всё помнить? Например: (всех людей и все предметы, которые увидел, все разговоры, какие услышал и т.д.) Это невозможно!
  • А у вас какая память? Давайте посмотрим. Вспомните, что было с вами сегодня утром: что вы делали, с кем и о чём разговаривали, о чём думали?
  • Что помнится лучше?

Вывод: лучше помнится действия.

  • А теперь попробуйте вспомнить, что вы делали утром в среду на прошлой неделе (что думали, что говорили)
  • События, какого дня помнятся лучше, почему?

Вывод: лучше помнится последнее.

  • А теперь вспомните день 31 декабря, Новый год.
  • Почему он хорошо помнится?

Вывод: лучше помнится интересное (значимое) событие.

  • Чтение и обсуждение стихотворения Э. Успенского “Память”. Приложение 1.
  • А может всё-таки у этого мальчика память хорошая?
  • Может он, плохо запоминает слова и предложения, даже слов “зря” забыл, как говорят; но хорошо помнит номера телефонов, или лица, или мелодии?…(показать, что нет хорошей “памяти вообще”, а есть хорошая память на…(звуки, слова, символы и. т. д.)
  • А ещё, одни люди лучше запоминают, что увидят, а другие – что услышат. Может у этого мальчика была хорошая зрительная память?

2. Практическая работа. Определение типа памяти (зрительная или слуховая)

Цель данного этапа урока – показать, что бывают различные виды памяти, дать рекомендации по заучиванию.

а) зрительная память

Игра: “Рисуем узоры по памяти”.

Посмотрите на узор: воспроизвести его по памяти. Приложение 2.

б) слуховая память.

Игра “Запоминаем, рисуя”.

Я буду медленно читать слова один раз. А вы как можно больше слов запоминайте на слух. После этого в течение одной минуты будете изображать в виде рисунков, что запомнили.

Слова для запоминания:

Мяч, солнце, круг, зонтик, ёлочка, сердце, точка, бусы, чашка, карандаш. (10 слов)

Вывод: о “ качестве” памяти:

  • 1 – 2 слова – “плохая”
  • 3 – 4 слова – “средняя”
  • 5 – 7 – “ хорошая”
  • 8 – 9 – “очень хорошая”

Рекомендации по заучиванию: если зрительная память преобладает, то читать самому, делать какие-то записи, схемы. Если слуховая память – читать самому вслух, можно воспользоваться при заучивании магнитофоном или чьей-то помощью. Приложение 3.

3. Игра на запоминание: “Живые скульптуры”.

“ Скульптурная группа”: 3 – 4 детей принимают определённые положения, потом его изменяют.

Нужно восстановить, как было.

4. Игры на развитие памяти.

а) Игра: “Повтори”

“ В саду у бабушки растут яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: “ В саду у бабушки растут яблоки, груши, и. т. д.” Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет своё что-то от себя.

б) Игра: “Снежный ком”.

Я буду передавать флажок, я начинаю, вы продолжите игру.

Подобрать слова на тему: “Школа” или “Животные”.

в) Игра: “Пересказ по кругу”.

Каждый говорит по одному предложению до тех пор, пока не расскажете сказку: “Курочка Ряба”.

г) Игра на запоминание.

Учитель поочерёдно предъявляет три группы слов, организованных по - разному. Дети должны повторить каждую группу слов и сделать вывод о прочности запоминания этой группы слов.

Примеры группы слов:

  • Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками (т. е. слова организованы в предложение)
  • Автомобиль, груша, крокодил, море, пуговица, понедельник, журнал (т. е. отдельные слова, хорошо знакомые детям)
  • Палитра, аркан, флигель, околица, барокко (т. е. незнакомые отдельные слова)

Вывод: лучше всего запоминаются “организованные слова” и те, смысл которых понятен.

Следовательно, если хочешь что – то запомнить, нужно понять смысл.

5. Подведение итогов урока в виде диалога: “Если бы памяти не было”.

Вывод: знания и память становятся орудием выживания.

Использованная литература:

  1. Коломинский Я. Л “Психология: человек” М., “Просвещение”, 1988
  2. “Практическая психология для дошкольников” Санкт – Петербург, 1993
  3. Сидорова Л. А. “Психологические и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений” в журнале “Начальная школа”, 1989, № 3, с. 21-25
  4. Шейх-Заде “Суперпамять: древняя методика мнемотехники” Краснодар, 1991