Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Астрономия для малышей

Разделы: Преподавание астрономии, Преподавание в начальной школе


Введение

В документах о реформе школы подчёркивается необходимость расширять возможности учителей в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения. Выбор оптимальных методов, форм и средств исходит из того, что не было, нет, и не будет каких-то универсальных методов и подходов к обучению, которые сработают в любых педагогических ситуациях. Успешного решения одной и той же педагогической задачи можно достичь разными сочетаниями методов и форм работы.

Принцип занимательности даёт учителям право выбора на научной основе подходящих для них конкретных условий, методов, форм и приёмов работы. Этот принцип означает высокое доверие педагогики к учительству, которое при его современном уровне подготовки, не нуждается в жёстких методических рецептах и шаблонах, оно может и должно проявлять творческий подход к делу, инициативу, рационализаторский подход.

Этот принцип педагогического процесса призывает учительство к методическому творчеству на научной основе. Он позволит учителям разнообразить методику своей учебной и воспитательной работы, приспосабливать её к своим творческим возможностям.

Этот принцип, наконец, открывает учителям широкую возможность для применения достижений передового опыта, находок учителей, а также для собственной деятельности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается.

Так Г. Песталоцци показал необходимость сочетать применение наглядности со специальным, мыслительным формированием понятий. Я. А. Каменскому принадлежит “золотое правило дидактики”, требующее привлекать к обучению все органы чувств. К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся.

Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов и средств обучения. Вот почему так важно использовать на уроках нетрадиционные формы обучения, одной из которых является занимательность.

Думаю, что эта маленькая книжка поможет педагогам и учащимся в работе и в учёбе и внесёт в уроки что-то новое, сказочное, необычное, а главное - интересное.

Сказки любят все, особенно дети. Поэтому я сегодня зову на помощь сказку и весёлых сказочных героев…

Итак… Мы начинаем…

Начало загадки для малыша
В воротах за поворотом.
Калитку он трогает и, не дыша,
В щёлочку смотрит:
А что там?

Растёшь ты – загадка в простор голубой
К небесным взмывает высотам,
На солнце сверкает,
Мерцает звездой…
И ты повторяешь:

А что там?
Точь-в-точь, как тебе,
Но ещё в старину
Хотелось узнать звездочётам -
Смотрели на солнце они, на Луну
И тихо шептали:
А что там?

…К неведомым звёздам
Настанет черёд
Умчаться с земли звездолётом.
Но, к цели пробившись,
Закончив полёт,
Вновь взгляд устремят
Космонавты вперёд
И спросят упрямо:
А что там?
[Неизвестный автор]

Однажды Карандаш пригласил в гости своих друзей – весёлых человечков:

Буратино, Незнайку, Самоделкина и предложил:

- Давайте заниматься а с т р о н о м и е й . Это так интересно!

- Давайте! - хором ответили Самоделкин и Незнайка, а Буратино спросил:

- А что такое а с - т о р - н о м и я?

- Не асторномия, а астрономия, - поправил Карандаш.- Астрономия – это, это, это… Мне трудно тебе сразу объяснить. Давайте начнём заниматься, и постепенно ты всё узнаешь.

Друзья уселись на скамеечке около домика на Цветочной улице.

- Сначала,- сказал Карандаш, - я расскажу вам легенду. Я думаю, вам интересно будет узнать о небесных телах: Луне, Солнце, Звёздах…

- Интересно! Интересно! – закричали человечки. Начинай!

И Карандаш рассказал друзьям вот такую легенду.

Легенда о Млечном Пути.

Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селутры. Это были красивые, высокие люди и очень добрые. Селутры занимались изучением звёздного неба, составляли календарь и строили мегалиты (сооружения из больших камней).

Селутры никогда не воевали, они не знали, что такое война. Их жизнь текла мирно и спокойно.

Но вот однажды гордый орёл принёс дурную весть о том, что на селутров движется воинственное племя”. Эти люди вооружены”- произнёс орёл. А надо сказать, что селутры понимали язык птиц.

Селутрам ничего не оставалось делать, как собрать вещи и уйти в горы или переселиться на остров.

Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты и огромные знания, зашифрованные в символах и рисунках.

Селутры ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Численность племени быстро росла, и вскоре этим людям стало тесно на земле селутров. Тогда собрались воины и решили выгнать добрый и мирный народ даже с гор и островов.

…Воины окружили гору и поднялись к последнему селению селутров.

Каково же было удивление воинов, когда они увидели пустое селение, там не было ни одного человека.

Куда могли уйти эти высокие добрые люди? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть, селутры поднялись ещё выше? Воины забрались на самую вершину горы, но там тоже никого не было. Куда делись селутры? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо…. Воины посмотрели вверх, и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слёз. Селутры были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, они взяли с собой песок и жемчуг. Теперь, уходя в бесконечность, роняли песок, жемчуг… и слёзы.

Никто не знает, куда ушли селутры, но на земле в память о себе они оставили мегалиты, а в небе от края и до края – млечный путь, дорогу из песка, жемчуга и слёз.

З В Ё З Д Ы

- Какая грустная история,- вздохнув, сказал Незнайка.

- Карандаш! А что ты ещё знаешь про звёзды?- спросил Буратино и, подняв свои кукольные глазки в небо, продолжал.- Какие они красивые, серебристые, мерцающие с расходящимися лучиками…

- Да, Буратино, звёзды очень красивы. Сейчас я расскажу тебе кое-что о звёздах, и ты поймёшь, что был не совсем прав, описывая их,- сказал Карандаш.

Глядя на звёзды невооружённым взглядом, мы видим их лучистыми. (Рис.1)

Причина лучистого вида звёзд кроется в строении нашего глаза. Хрусталик, расположенный в нашем глазу, имеет лучистое строение. Те лучи, которые кажутся нам исходящими из точек,- например, из звёзд, отдалённых огоньков,- не более как проявление лучистого строения нашего хрусталика.

Но существует способ освободиться от этого недостатка нашего хрусталика и видеть звёзды без лучей, не обращаясь при том к услугам телескопа. Способ этот ещё 400 лет назад указан был Леонардо да Винчи.

- Можно я объясню этот способ? - спросил Самоделкин.- Я вообще люблю наблюдать за чем-либо, проводить опыты, мастерить что-нибудь своими руками.

- Конечно, объясни,- сказал Карандаш.

- Это очень простой и доступный способ…- начал Самоделкин. Вам потребуется только альбомный лист и иголка или булавка (Рис. 2а)

Теперь возьмите небольшой лист в руки и

проколите его иглой или булавкой (Рис. 2б).

У вас получится маленькое отверстие. Теперь поднесите это отверстие к глазу вплотную, и вы увидите звёзды столь малыми, что ничего другое не может казаться меньше (Рис 2в)

Ребята! Попробуйте и вы проделать такой опыт.

- Итак, будь наш глаз устроен совершеннее, мы видели бы на небе не звёзды, а светящиеся точки. В этом опыте тонкий световой пучок проходил сквозь центральную часть хрусталика и поэтому не испытывал на себе его лучистого строения.

- Молодец, Самоделкин! - сказал Карандаш - Но, прежде, чем рассказывать дальше, хочу спросить у Буратино: когда ты описывал звёзды, ты сказал, что они мерцают. А знаешь ли ты, почему?

Буратино пожал плечами. Тогда Карандаш рассказал вот что.

Почему звёзды мерцают.

Мерцание, оказывается, не присуще самим звёздам. Оно придаётся им земной атмосферой, через которую лучи звёзд должны пройти, прежде, чем достигнут глаза. Причина мерцания в том, что воздух наш состоит из различных газов, которые приходится пронизывать звёздному свету.

Световые лучи, встречаясь с различными газовыми слоями, которые к тому же ещё и имеют разную температуру, отклоняются от прямого пути: то, скапливаясь в одной точке, то рассеиваясь. Отсюда частое изменение яркости звезды (Рис. 3а).

Поднявшись выше неспокойной газовой оболочки, сквозь которую

мы рассматриваем Вселенную, мы не заметили бы мерцания

звёзд, они сияют там спокойным постоянным светом (Рис. 3 б)

Тут в рассказ Карандаша вмешался Буратино.

- А я знаю, - сказал он, - если летом сильное мерцание, то это признак приближения дождя. И ещё: перед дождём звёзды отливают, преимущественно, синим цветом, перед засухой – зелёным.

- Верно, - похвалил Карандаш Буратино. И тут же снова задал вопрос: видны ли звёзды днём?

- Я не видел! - воскликнул Незнайка.

- Никто не видел! - поддержал друга Буратино.

- Хорошо, - сказал Карандаш, - тогда куда деваются звёзды днём?

Друзья переглянулись.

- Спать уходят, - нашёлся Буратино

- Конечно, спать. А что им вместе с солнышком на небе-то светить? – не унимался Буратино.

Карандаш и Самоделкин переглянулись.

- Нет, друзья, вы не правы, - сказал Самоделкин. - Звёзды не уходят спать. Они остаются на небе. Днём над нашими головами находятся те звёзды, которые полгода назад видны были ночью и, спустя шесть месяцев вновь украсят небо. Освещённая атмосфера Земли мешает нам их видеть, так как частицы воздуха рассеивают солнечные лучи в большем количестве, чем посылают нам звёзды. Друзья, я предлагаю провести вам несложный опыт, который поможет наглядно пояснить исчезновение звёзд при дневном свете.

Для опыта нам понадобится картонный ящик, гвоздь, лист белой бумаги, небольшая настольная лампа (Рис. 4 а).

В боковой стене картонного ящика пробивают несколько отверстий, а снаружи наклеивают лист белой бумаги. (Рис. 4 б, 4 в).

4ab.jpg (15659 bytes)

Ящик помещают в тёмную комнату и освещают его изнутри (Рис. 4 г). На пробитой стенке тогда явственно выступают освещённые изнутри отверстия-дырочки – это звёзды на ночном небе. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу (Рис. 4 д), и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это “дневной свет” гасит “звёзды” (Рис 4 д).

Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их.

Ребята! Попробуйте и вы проделать такой опыт. Пусть учитель или родители помогут вам.

- Теперь всё понятно! - в один голос сказали Буратино и Незнайка.

- Карандаш, - обратился к человечку Самоделкин,- расскажи, пожалуйста, нашим друзьям немного о созвездиях. Я слышал, что определённые скопления звёзд называют созвездиями. Но больше я о них ничего не знаю.

- Конечно! - воскликнул Карандаш. - Слушайте!

Глядя ночью на звёздное небо, люди давно заметили, что звёзды расположены созвездиями. Им давали различные названия: Дельфин, Скульптор, Орион, Щит, Пегас и другие. Не трудно найти на небе семь ярких звёзд созвездия Большой Медведицы. Рассматривая это созвездие, вы заметите, что оно по форме напоминает ковш.

Но, если провести воображаемые линии через все звёзды, то можно представить себе фигуру медведицы. Наблюдая другие созвездия, люди представляли себе иные фигуры и давали им названия. Например, созвездие Ориона, которое можно хорошо видеть зимой, представляли себе в виде охотника.

По созвездию Большой медведицы легко найти Полярную звезду, она всегда находится над северной стороной горизонта. По Полярной звезде можно определить стороны горизонта: если вы станете лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, справа – восток, слева – запад.

- А сейчас, - сказал Карандаш,- я расскажу вам удивительную легенду о созвездиях Большой и Малой медведицах.

Ещё одна легенда.

Давно это было. Среди холмов стояла одна деревня. Обычная деревня, в которой жили обычные люди. Среди них семья, очень добрая. В семье была дочь Айна, добрее всех.

Деревня жила привычной жизнью, но однажды на рассвете на деревенской дороге появилась чёрная повозка. Черными лошадьми управлял человек, одетый во всё чёрное Чему-то он очень радовался, широко улыбался, иногда смеялся.

На повозке стояла чёрная клетка, а в ней на цепи сидел маленький пушистый Медвежонок. Он сосал свою лапу, а слёзы так и текли из глаз. Все люди деревни выглядывали в окна, выходили на улицу и возмущались: как не стыдно чёрному человеку держать на цепи, мучить белого Медвежонка. Люди только возмущались и говорили слова, но ничего не делали. Лишь добрая семья остановила повозку чёрного человека, и Айна стала просить, чтобы тот выпустил несчастного Медвежонка. Незнакомец улыбнулся и сказал, что выпустит зверя, если кто-нибудь отдаст свои глаза. Все молчали. Тогда Айна выступила вперёд и сказала, что готова на это. Чёрный человек громко рассмеялся и открыл чёрную клетку. Белый пушистый Медвежонок вышел из клетки. А добрая Айна потеряла зрение.

Пока жители деревни рассматривали Медвежонка и говорили сочувственные слова Айне, чёрный человек на чёрной повозке исчез, неизвестно куда. Медвежонок больше не плакал, но плакала Айна. Тогда белый Медвежонок взял верёвочку в лапки и стал водить Айну везде: по деревне, по холмам и лугами. Так продолжалось не очень долго. И вот как-то раз люди деревни взглянули вверх и увидели, что белый пушистый Медвежонок ведёт Айну прямо в небо. С тех пор маленький Медвежонок так и водит Айну по небосводу. Они всегда видны на небе, чтобы люди помнили о добре и зле.

Сказав это, Карандаш нарисовал вот что: (Рис. 5а, 5б)

5а. Полярная Звезда