Ярмарка знаний по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • проверить уровень усвоения знаний, умений и навыков, полученных
  • учащимися в течение года;
  • познакомить с учителями русского языка, работающими в среднем звене;
  • развивать умение осознанно применять изученные правила;
  • прививать интерес к русскому языку

I. Введение в урок.

Заканчивается обучение в начальной школе. Скоро вам, дети, предстоит учиться у других учителей. Сегодня я хочу познакомить вас с учителями русского языка и литературы. На этом уроке именно они будут оценивать ваши ответы как устные, так и письменные.

Порядок оценивания.

  • После фронтального опроса по каждой части речи учителя русского языка выставляют оценку каждому ученику, показывая её сигнальной карточкой. Дети фиксируют её в “Дневнике знаний”.
  • После проверки письменных работ порядок оценивания аналогичен.

II. Ход урока.

Устали, дети, учиться? Тогда мы сегодня немного отдохнём, посетим ярмарку.

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите вы сюда!
Эй, не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей!
Что такое ярмарка?

Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. (Русский толковый словарь).

Вот как даётся описание ярмарки в одном художественном произведении.

“Представь себе шумную ярмарку. Ровными рядами стоят огромные кадки с брусникой и капустой, с крепкими грибками и солёной рыбой. На длинных лавках выстроились вкусные пряники. На них красуются рисунки. Много всякого товара. Ярче солнца блестят. Сверкают красками игрушки. Ты подходишь и трогаешь их. Вот звонкими голосами залилась свистулька. А сколько здесь героев русских сказок! Ты выходишь к площади. Там веселит всех Петрушка. Он смеётся над глупостью и трусостью.”

Подберите синонимы к слову ярмарка. (Рынок, базар).

Наша ярмарка необычная, это ярмарка частей речи. Мы будем продавать свои знания или обменивать их на товары, которые предлагают нам купцы.

Лавка имени существительного.

Быстро времечко летит,
В лавке уж купец сидит.
Он объехал целый свет –
И чего там только нет!
Фронтальный опрос.

- Что можете сказать об имени существительном, как о части речи?

- Как изменяются имена существительные?.. (По числам, падежам).

- Почему нельзя утверждать, что существительные не изменяются по родам? (Имеют постоянный род.)

- Как определить род существительных?

- Какую ещё постоянную категорию имеют существительные? (Тип склонения).

- Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?

- В каких случаях правописание падежных окончаний существительных вызывает трудности? (В безударном).

Письменная проверка.

На доске (на плакате) словосочетания. Один учащийся работает на доске (после того, как вытянет конфету с номером задания ). Остальные с аналогичными заданиями на карточках.

На доске работает 1 ученик.

Рассказать бабушк…
Из соседней деревн…
Смеялись от радост…
Пятно на скатерт…
С яблочным сок…
От сильной бол…

Карточка № 1.

Лежать в постел…
Шагали по площад…
Сорвали с яблон…
Побывали на спектакл…

Карточка № 2.

У старой ел…
Сменили к весн…
Скрывались в чащ…
С ёлк… на ёлк…

Лавка имени прилагательного.

Лишь у Троицкой у лавры
Есть особые ряды,
На которых чудо есть,
Что не можно глаз отвесть:
Восемь кукол деревянных,
Круглощёких и румяных, -
Все в одной большой живут,
Их матрёшками зовут.

- Назовите имена прилагательные, которыми даётся описание матрёшек.

Фронтальный вопрос.

- Что можно сказать об имени прилагательном как о части речи?

- Какие грамматические категории имеют имена прилагательные? (Число, род, падеж).

- Я читаю предложения, если вы согласны с данным утверждением, ставите знак “+”, если нет, то “-”. (На листе ватмана фломастером).

а) Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

б) Имя прилагательное в предложении является главным членом.

в) Род прилагательных зависит от глагола.

г) Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

д) По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.

Проверка: + - - + +.

Письменные задания.

Дописать окончания имён прилагательных, указать их род, число, падеж. Узнать, о каком сказочном персонаже идёт речь.

У доски на плакате работает 1 ученик.

На стар … болоте,
в лягушач… коже,
мудр… советами,
в прекрасн… царевну.
(Царевна – лягушка).

Карточка № 1. Карточка № 2.
Хрустальн… туфельку, Отважн… девочка,
на сказочн… балу, трудн… путём,
из королевск… дворца, с добр… друзьями,
от добр… феи. (Золушка). К снежн… королеве. (Герда).

Лавка местоимений.

Тары-бары-растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад.
Забирайте нарасхват!

Фронтальный опрос.

- Что такое местоимение?

- Назовите местоимение 1, 2, 3 лица.

- Чем местоимения сходны с существительными и чем отличаются?

Сходство:

  • отвечают на одинаковые вопросы,
  • изменяются по падежам,
  • с предлогами пишутся отдельно.

Отличие:

Существительные:

называют предмет;

имеют постоянный род;

изменяются по числам.

Местоимения:

указывают на предмет, но не называют его;

изменяются по родам в 3 лице ед. числа;

бывают 1, 2, 3лица;

бывают ед. и мн. числа.

- Какую особенность местоимений 3-го лица можете назвать? (После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н).

- Бывают ли у личных местоимений приставки?

Письменная проверка.

Отгадайте загадку.

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье! (Бублики).

Выберите бублик с заданием.

Задание 1 (у доски).

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.

Работа по карточкам.

Задание №2.

Подарю (она),

  • посмотрю на (они),
  • отошёл от (он),
  • горжусь (она),
  • уграю с (он),
  • увижусь с (она).

Задание №3.

Концерт пианиста (я) понравился. Игра музыканта произвела на (я) прекрасное впечатление. Я вчера весь вечер звонил (ты), но у (ты) было постоянно занято. К (мы) в класс пришёл новый ученик и быстро подружился с (мы).

Лавка глагола.

Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Подходи, не зевай!
И товары покупай!

Фронтальный опрос.

- Что можете сказать о глаголе как части речи?

- Какие временные формы глаголов вы знаете?

- Какую особенность глаголов в прошедшем времени вы знаете? (В ед. числе изменяется по родам, имеет суффикс -Л-).

- Чем объединены глаголы в настоящем и будущем времени? (Спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам).

- Что можете рассказать о глаголах неопределённой формы?

- Как отличить глагол совершенного вида от несовершенного?

- Глаголы какого вида имеют три временные формы? Какие меньше?

(гл. несов. вида имеют три временные формы; гл. соверш. Вида - две, нет настоящего времени).

- Как определить спряжение глаголов по неопределённой форме?

- Назовите глаголы – исключения.

Письменная проверка знаний.

Дописать окончания глаголов, рядом указать их спряжение.

Задание №1 (у доски).

Мы мечта…м, они куп…т,
он рыбач…т, они обеща…т,
вы среж..те, ты посад…шь,
ты взлета…шь, вы корм…те,
мы посол…м, он свет…т,
ты пуст…шь, ты обид…шь.

 Карточка №2.

Мы высуш…м, ты замёрзн…шь, он обманыва…т, вы слома…те, она мечта…т, он смотр…т, онав погода…т, ты люб…шь, она дикту…т.

Карточка №3.

Мы дыш…м, он искупа…т, вы люб…те, ты испачка…шь, вы закле…те, ты вытерп…шь, ты обеща…шь, он рассужда…т, она нагрева…т.

Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Итог урока.

- Был ли интересен наш урок?

- Полезен?

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Что повторили?

- Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?

 

Дети укрепляют флажки на выбранной ими ступеньке.

- Урок окончен. До свидания.