Урок географии в 8-м классе по теме "Кавказ" с применением ИКТ

Разделы: География


Тема урока: Кавказ.

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цели урока:

  • Создать образ Кавказских гор.
  • Сформировать, представление о рельефе, климате, высотной поясности Кавказа.
  • Сформировать понятия: лакколиты, фен, бора, плавни, куэсты.
  • Развивать умение работать с картами, компьютером, другими источниками географических знаний.
  • Воспитывать положительное отношение к сохранению собственного здоровья.

Оборудование: атрибуты к игре “Домино”, учебники, атласы, физическая карта Кавказа, магнитофон, компьютеры.

Ход урока:

1. Мотивация:

- Ребята! Закройте глаза. Представьте, что у меня в руках большой зонт. А теперь, мысленно все ко мне под зонт и оставайтесь там до конца урока, чтобы дождь незнания и невнимания вас не замочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день. Я рада вас видеть, и хочу с вами работать. Хорошего вам настроения.

2. Актуализация опорных знаний:

- Ребята! На прошлом уроке вы закончили изучение крупного природного комплекса Русская равнина. Вы, изучая этот природный комплекс, читали не только учебник, но и другую литературу: справочники, энциклопедии. Теперь вы много знаете о Русской равнине. Поэтому начнем наш урок с повторения и проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания проведем в форме теста на компьютере. Приложение 1

- Монитор компьютера оказывает отрицательное воздействие на органы зрения. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажера.

Выполните движения глазами по горизонтальной линии (вправо – влево). Затем по вертикальной (вверх – вниз). Далее по внутреннему и наружному эллипсам. Затем по левому и правому кругам.

3. Восприятие. Осмысление и первичная отработка.

- Ребята! Мы продолжим сегодня знакомство с крупными природными районами России. А вот о каком природном районе пойдет речь, вы ответите мне сами, прослушав небольшой музыкальный фрагмент. Включаю кавказскую мелодию.

- Сегодня мы познакомимся с высочайшими горами России – Кавказскими. Поговорим о рельефе, климате и высотной поясности Кавказа. Записываем число и тему урока в тетрадь. При объяснении использую презентацию Приложение 2

Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. О Кавказе писали В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов. Кавказу посвятил свои стихи А.С.Пушкин. Слайд 1

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
…Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной,
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,
Под ними утесов наши громады…

А.С.Пушкин. “Кавказ”

В этих строках Пушкина дана яркая картина природы Кавказа, показано рождение речных потоков.

Слайд 2. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийскими морями. От Русской равнины он отделяется Кумо-Манычской впадиной. Кавказ – молодое горное сооружение альпийской складчатости. Слайд 3. Кавказ состоит из Предкавказья, Большого Кавказа и Закавказья. К России относятся лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Граница с Грузией и Азербайджаном проходит в основном по гребню Главного, или Водораздельного, хребта. В центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все “пятитысячники” России (вершины, высота которых превышает 500м).

- Определите самую высокую точку Кавказа и России. (Гора Эльбрус 5642м.)

Слайд 4.

И в их кругу колосс двуглавый,
В венце, блистая ледяном,
Эльбрус, огромный, величавый,
Белел на небе голубом.

А.С.Пушкин.

- Найдите другие вершины Кавказа. (Казбек – 5033 м, Дыхтау – 5203 м, Шхара – 5068 м)

Кавказ – это высокие горы. Здесь имеются вулканы, правда, считаются они потухшими – г. Эльбрус, Казбек. Здесь есть горы, не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы – лакколиты: Машук, Бештау. Слайд 5.

Лакколиты – это не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма.

Северные склоны Кавказа представлены Скалистым пастбищным хребтами и Лесистым. Они имеют ассиметричные склоны. Их южные склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами.

Куэсты - гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий.

Работа в группах: разбить класс на две группы (геологи и климатологи).

Геологам разведать, используя карты атласа, какими полезными ископаемыми богат Кавказ, и объяснить закономерность размещения полезных ископаемых.

Климатологам охарактеризовать климат Кавказа, используя карты атласа и материал учебника.

Через 7-8 минут заслушиваем отчет групп.

Полезные ископаемые.

На Большом Кавказе – полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые руды, ртутные руды. В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники. Такое размещение полезных ископаемых объясняется тем, что здесь разные тектонические структуры. На юге складчато-глыбовые горы, где многочисленные разломы привели к излиянию магмы, с которой связаны рудные месторождения. А с осадочным чехлом плиты Предкавказья связаны месторождения нефти и газа.

Климат.

Климат Кавказа разнообразен. Горные хребты преграждают путь холодному воздуху умеренных широт. Большой Кавказ – это климатораздел между умеренным и субтропическим поясами. Предкавказье зимой имеет достаточно холодную погоду со средней температурой -50 С. Преобладают восточные и северо-восточные ветры. Когда поступает морской воздух с Атлантики, наступают оттепели. Самая теплая зима на Черноморских курортах Кавказа (Сочи, Анапа), так как они защищены горами от холодного воздуха. Средняя температура января +30 +60. На западе осадков выпадает больше, чем на востоке (поступают с Атлантики). Высокогорье Кавказа имеет отличие от климата равнин Предкавказья. В горах выпадает больше осадков до 2600 мм в год. Тепла в горах меньше. В горах образуются местные ветры – фен и бора.

Бора - сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости.

Фен - теплый, а иногда горячий ветер.

- Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.

- Какое течение имеют эти реки, стекающие с гор? (бурное)

Реки Кавказа порожистые, обладают разрушительной силой. Слайд 6.

М.Ю.Лермонтов о реке Терек написал следующие строки.

…Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых равнин,
Буре бег его подобен…

Питание рек – ледниковое. Часты паводки, возникающие при быстром повышении температуры. В низовьях Кубани и Терека находятся плавни.

Плавни – это заболоченные, покрытые камышом участки земли.

Природные зоны Кавказа.

Природные зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов. Откройте ваши учебники и давайте проследим по рисунку пояса.

(Р. рис 84, с.209; Б. рис.66, с.168.)

Кавказ имеет богатые природные ресурсы, благоприятные природные условия, поэтому он освоен и плотно заселен. Кавказские минеральные воды, Приэльбрусье и Черноморское побережье – это рекреационный район России с многочисленными санаториями, пансионатами, туристскими базами и домами отдыха.

Физминутка.

Поработали мы дружно.
Отдохнуть теперь нам нужно.
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в танцоров превратитесь.
Веселее в пляс пускайтесь.
Все танцуйте не стесняйтесь

4. Проверка усвоения.

Игра домино проводится в парах.

Атрибут для игры домино.

Разрезать по горизонтальным линиям.

 

Лакколиты

– это не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма.

Куэсты

- гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий.

Бора

- сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости.

Фен

- теплый, а иногда горячий ветер.

 

Плавни

- заболоченные, покрытые камышом участки земли.  

5. Закрепление:

Составить синквейн по теме.

СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих
СИНКВЕЙН - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Схема синквейна. Пример синквейна.

  • название синквейна название - Кавказ
  • два прилагательных два прилагательных – высокий, седой
  • три глагола три глагола – возвышается, белеет, лечит
  • фраза фраза - Кавказ – молодое горное сооружение.
  • существительное. существительное – горы.

6. Подведение итогов.

Анализ синквейна. Выставление оценок за урок.

- Закройте глаза. Я закрываю свой зонтик и рада, что вас дождь незнания и невнимания не замочил.

7. Домашнее задание.

  • Р. - параграф 35, Б. – параграф 30;
  • подготовить рассказ о Прикубанской равнине, о Кавказских минеральных водах, о высокогорном Дагестане.