Открытый урок "Ярмарка прошлого века" по теме: "Денежные единицы Руси"

Разделы: Математика, Начальная школа


Вид урока: урок-праздник

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков с элементами интеграции (экскурс в историю, элементы ритмики)

Цели урока:

Обучающие:

- познакомить детей с денежными единицами Руси;
- учить пользоваться переводом старых денежных единиц в современные денежные знаки;
- совершенствовать знания, умения и навыки в решении задач разных видов.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, умению быстро переносить знания из стандартных условий урока в реальные жизненные ситуации;
- формировать у каждого веру в свои силы, способности.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к историческим корням нашего народа, его быту, традициям.

Оборудование:

Для учителя: таблица “старинные денежные единицы”, плакаты с изображением торговых палаток, сундук, товары ярмарки, таблица с ценами на товар, костюм купца, репродукции картин “Ярмарка”, “Балаганы” художника Б.М. Кустодиева, коллекция старинных монет.

Для учащихся: индивидуальные таблицы “старинные денежные единицы” и таблицы с ценами на товар (задачи), лист бумаги, карандаши.

Технические средства обучения:

Магнитофон, записи русских народных песен.

Ход урока:

Орг.момент: (Звучит плясовая музыка, дети входят в класс. Учитель, одетый в костюм купца, приветствует всех у входа)

- На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Не стойте у дверей
Заходите все скорей!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем
Забываем мы о ней
Хоть вам более привычны
Полеты на луну
Сегодня вспомним русские обычаи,
Нашу старину

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я - купец Афанасий. Давайте и с вами познакомимся. Сегодня я провожу ярмарку в вашей губернии. Приглашаю вас приобрести мой товар. Товару много, не скупитесь. Покажите смекалку. Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам.

Но вот смотрю я, все вы из разных поместий, учитесь много, а вот со старинными денежными единицами знакомы?

(Ответы детей)

Постановка учебной задачи:

- Поможет вам в этом содержимое моего сундучка, (учитель показывает сундук, дети читают на нем надпись):

- Таинственный сундук!

Кто спрятался внутри?

А может карта там, иль клад?

(На сундуке надпись: “Открой и посмотри, когда прочтешь ты это, узнаешь все ответы”)

- Добры молодцы и красны девицы! Покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в современные, пользуясь таблицей.

(Дети и учитель прикрепляют к доске таблицу, рассматривают её)

Рисунок 1.

Полтина - 50 коп.

2 полтины - 1 рубль

Пятиалтынный - 15 коп.

Алтын - 3 коп.

Гривенник - 10 коп.

2 деньги - 1копейка

- А теперь посмотрите, как в моей губернии сохранили старинные денежные монеты. (Учитель показывает коллекцию старинных монет)

Практическое выполнение задач:

-Вот первый мой товар, его почти задаром вам отдам!

(Учитель вывешивает таблицу “Палатка №1”)

Рисунок 2

Корова

3 алтына

Бык

3 полтины

Поросёнок

2 полтины

Коза

2полтины без гривенника

Овца

8 алтынов

Лошадь

2 полтины

Петух

5 алтынов

Утка

2 пятиалтынных

Собака

4 гривенника 2 деньги

Кролик

10 алтынов

(Дети решают задачи и называют цены в современных денежных единицах)

- Продано. Молодцы!
- Второй мой товар:
Продаются здесь продукты,
Так же овощи и фрукты.
Лесные товары, все для забавы.

(Учитель вывешивает таблицу “Палатка №2”)

Капуста

Яблоки

Золотое яйцо

Корзина с рябиной

Шишки лесные

Баночка с вареньем

(Дети находят в своих индивидуальных таблицах задачи, соответствующие картинкам на таблице и решают их. Если необходимо, то вычисления записывают на листочках.)

Задачи:

  1. Один килограмм капусты стоит 3 алтына. Купи кочан в 3 килограмма. Сколько он стоит?
  2. Десять яблок стоят 6 полтин. Сколько стоят 5 яблок?
  3. Десять яиц стоят 3 полтины. Сколько стоит 1 яйцо?
  4. Корзина с рябиной стоит 2 полтины с 3 алтынами. Сколько это?
  5. Шишки лесные стоят 5 гривенников без двух алтынов. Сколько это?
  6. Половина банки варенья стоит 1 полтину. Вторая половина – пятиалтынный. Сколько стоит вся банка?

- Товар продан. Молодцы!

Физ. минутка:

- Но ведь ярмарка это не только покупка товаров, но и веселье. Давайте вместе выйдем и повеселимся!

(Дети выполняют движения под русскую народную песню “Эх! Вы сени, мои сени…”)

- А теперь побогаче товар. Задаром его не отдам.

(Учитель вывешивает таблицу “Палатка №3”)

Бусы с перстнем

Платок

Рыбка на золотой цепочке

Матрешки

Задачи:

  1. Бусы с перстнем стоят 2 полтины и 5 гривенников. Один перстень стоит 7 алтынов. Сколько стоят бусы?
  2. Платок продам за 5 пятиалтынных с 2 гривенниками. Сколько это?
  3. Сколько стоит рыбка на золотой цепочке, если рыбка стоит 4 гривенника, а цепочка 6 гривенников?
  4. Продаются матрёшки. Одна матрёшка стоит 3 пятиалтынных без гривенника. Купи две матрёшки.

-Продан весь товар. Молодцы! Всех награждаю по заслугам .

(Купец раздает баранки)

- Хорошо вас учат в вашей губернии.

Купец:

Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась
В гости снова к вам приду
Рассказать про старину
Новой встречи буду рада я,
Урок вела
Татьяна Валентиновна.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3