Урок математики в 1-м классе

Разделы: Математика, Начальная школа


Тема. Сложение чисел с нулём.

Цели: 1. Научить выполнять сложение чисел с нулём, используя шкалу линейки.

2. Развитие умения составлять задачу по рисунку.

3.Развитие пространственного восприятия.

4. Формирование культуры речи.

 Оборудование: линейки, карточки с примерами, с числами, ромашки с примерами

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

У. Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А может бубликом, почти что кругленьким,
Но как его не назовём, он называется … (нулём)

Правильно, ребята. Мы сегодня будем выполнять сложение с нулём.

3. Работа с новым материалом.

На доске открываются примеры

У. Какие действия надо выполнить?

Д. К 0 прибавить 3, к 3 прибавить 0.

У. Как прибавить к числу 0 число 3?

Д. Найдем на шкале линейки число 0 и сделаем от него вправо 3 шага. Получится 3.

Значит, 0 + 3 = 3.

У. А как прибавить к числу 3 число 0?

Д. Найдём на шкале линейки число 3 и сделаем от него вправо 0 шагов.

У. А что значит сделать 0 шагов, как вы это понимаете?

Д. Сделать 0 шагов – это значит остаться на месте и прочитать результат.

У. Какое число получится?

Д. Получится 3. 3 + 0 = 3.

У. А теперь, ребята, поиграем в игру “Ромашка”. Каждый из вас объясняет, как выполнить пример, который ему выпадает.

У. Рассмотрим первое задание. Найдём на шкале линейки число 0 и сделаем от него вправо 5 шагов по единице. Пришли к числу 5. Значит 0 + 5 = 5. (запись выполняется на доске и в тетрадях).

Аналогичные объяснения даются при выполнении остальных заданий. Дети по очереди рассказывают, какие учебные действия и в каком порядке надо выполнить, найти сумму числа о и каждого из данных чисел.

У. Что мы замечаем при выполнении этих примеров?

Д. Всегда получается то число, которое прибавляли к 0.

Аналогичная работа проводится при выполнении примеров на сложение числа с нулём:

(Опрашиваются средне – и слабоуспевающие дети, для развития у них речи.)

4. Работа по составлению и решению задач.

У. Посмотрите на рисунок и составьте задачу.

Д. В одной коробке 8 карандашей, а в другой – 0. Сколько карандашей в двух коробках?

У. Что нам известно в задаче?

Д. В одной коробке – 8 карандашей, а в другой – 0.

У. А что нужно узнать, какой вопрос в задаче?

Д. Нужно узнать, сколько карандашей в двух коробках?

У. Какое действие мы выберем для решения задачи и почему?

Д. Сложить 8 карандашей и 0 карандашей, потому что надо узнать, сколько всего

карандашей. Решение: 8 + 0 = 8. Ответ: 8.

У. Смотрим на второй рисунок, какую задачу можно придумать.

Д. Из яиц вылупились 7 жёлтых цыплят, а чёрных – 0. Сколько всего цыплят вылупились из яиц?

(Работа ведётся аналогично предыдущей).

Решение: 7 + 0 = 7. Ответ: 7.

5. Упражнение для развития пространственного представления.

У. Сравните фигуры и назовите ту, в которой больше кубиков.

(Для ответа на вопрос попарно сравниваются фигуры: первая со второй, вторая с

третьей, первая с третьей)

Д. Во второй и третьей фигурах по 8 кубиков

6. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

7. Работа в тетрадях.

У. Рассмотрите, пожалуйста, рисунок и расскажите, что вы на нём видите.

Д. Нарисованы два аквариума, в одном есть рыбки, в другом – нет.

У. Сколько рыб в правом аквариуме?

Д. 3 рыбки.

У. Сколько рыб в левом аквариуме?

Д. 0 рыбок.

У. Какой задать вопрос, кто скажет?

Д. Сколько рыбок в двух аквариумах?

У. Правильно. Как надо записать решение задачи?

Д. 0 + 3 = 3.

Аналогичная работа выполняется по рисунку с книгами.

У. Теперь, ребята, посмотрите на рисунок и скажите, сколько букв в синем кольце?

Д. В синем кольце 8 букв.

У. Сколько букв в зелёном кольце?

Д. В зелёном кольце 0 букв.

У. А сколько букв в красном кольце, как сказать, называя числа?

Д. 8 и 0, всего 8.

У. А теперь запишите в каждый флажок нужное число.

У. Какие грибы у каждого мальчика?

Д. У одного белые, у другого мухоморы.

У. Сколько белых грибов у первого мальчика?

Д. Белых грибов 20.

У. Сколько белых грибов у второго мальчика?

Д. У второго нет белых грибов.

У. Каким числом можно заменить слово “нет”?

Д. Числом – 0.

У. А теперь составьте задачу.

Д. Один мальчик нашёл 20 белых грибов, а другой – 0 белых грибов. Сколько белых

грибов нашли мальчики?

У. Запишите решение задачи самостоятельно.

8. Закрепление пройденного.

У. Давайте поиграем в игру “Молчанка”.

( Показываю пример, ребята молча поднимают карточки с нужным числом.)

9. Итог урока.

У. Молодцы, ребята, сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо.