Вводные слова и предложения (Тема пройдена, но…)

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • повторить и обобщить сведения о вводных словах и предложениях;
  • дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;
  • прививать интерес к музыке, заострить внимание на ее роли в жизни человека.

Оборудование: аудио-запись мелодии “Рояль и море” группы “Август”, плакат “Трудности при выделении вводных слов”, карточки-задания, опорные карточки, кодоскоп, выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Предварительная домашняя работа: индивидуальные задания: найти в справочниках, учебных пособиях сведения о вводных словах и предложениях, которых нет в школьном учебнике.

Ход урока.

Я очень сожалел бы, если бы моя музыка
только развлекала моих слушателей:
я стремился сделать их лучше.

Г.Ф.Гендель

1. Оргмомент

(В начале урока звучит мелодия “Рояль и море” группы “Август”)

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях.

Урок имеет подзаголовок “Тема пройдена, но …”.

Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.

А еще мы будем говорить о музыке, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил незабываемый след в истории музыкального искусства, о тех, кто своим творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое.

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова Георга Фридриха Генделя (чтение эпиграфа).

Итак, за работу.

2. Повторение теоретических сведений.

Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру “Дерево мудрости”.

Задание: образовать группы по 4 человека, просмотреть домашний параграф; каждой группе сформулировать вопрос по материалу параграфа, написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к “дереву” (можно вопрос “на засыпку”). На работу отводится 1 минута.

Итак, перед нами “дерево мудрости”. Теперь представитель каждой группы должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку другой группы и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.

Учитель: Мы повторили практический материал, данный в учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.

3. Практическая часть

Задание 1. Работа по карточкам в группах с дифференцированным заданием.

Анализируя предложение, члены каждой группы распределяют между собой обязанности:

  • выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
  • найти вводное слово;
  • определить, к какой группе по значению относится вводное слово;
  • объяснить знаки препинания при вводных словах.

Предложения для анализа.

1 группе:

Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

2 группе:

Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – одним словом все, чем живет человек, нашло отражение в музыке.

3 группе:

По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.

4 группе:

Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

5 группе:

К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.

6 группе:

Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.

Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?

Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.

Учитель: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?

Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.

Задание 2. Игра “Кто больше?”

(Работа по вариантам)

Учащиеся должны за 1 минуту записать как можно больше вводных слов со значением

  1. – уверенности;
  2. - сомнения, предположения;
  3. - различных чувств;
  4. - источника сообщения;
  5. - порядка мыслей, их связи;
  6. - замечания о способах оформления мыслей.

Учитель: А теперь прослушайте индивидуальные задания, которые получили некоторые ребята: они должны были, пользуясь дополнительной литературой, справочниками, дополнить список вводных слов. Они поделятся своими находками, а вы определите, к какой группе по значению относятся эти вводные слова.

(Учащиеся называют другие вводные слова со значениями , перечисленными в учебнике .)

Учитель: Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?

Вывод 2: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.

Но и здесь возникает трудность: в учебнике список вводных слов очень ограничен.

Задание 3. Записать предложение:

Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.

Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет).

Учитель: Кто нашел в дополнительной литературе, какое это вводное слово по значению, какие еще слова относятся к этой группе?

(Индивидуальное задание: рассказ о вводных словах, представляющих собой призыв к собеседнику.)

Учитель: Как это задание дополняет вывод, который мы сделали?

Вывод 3: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т.д.)

Задание 4 Устный пунктуационный разбор.

Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?

а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.

б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.

(С. Т. Коненков, скульптор )

– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

Вывод 4: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Задание 5. Работа с таблицей

Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов с помощью плаката

“Трудности при выделении вводных слов”:

  1. Помогает найти вводное слово особая интонация.
  2. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
  3. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
  4. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.

Задание 6. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.

Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.

  1. Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
  2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
  3. Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
  4. Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
  5. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.

(Ключ: 2,5)

Задание 7. Решим несколько пунктуационных задач.

1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор.

а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.

(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом “а”, обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)

б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.

(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к ОК № 2)

ОК № 1

/опорная карточка/

Союз “а” / реже “но”/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.

Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.

ОК № 2

/опорная карточка/

Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.

Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.

Учитель: О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?

Вывод: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.

2) Анализ схем, записанных на доске.

1. [, ВП,]. 2. [- ВП-]. 3. [ (ВП)]

- Какую информацию они нам дают?

- Что в них общего и чем отличаются?

- В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок?

- Все ли понятно в правиле выделения вводного предложения с помощью тире и скобок?

- Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка?

3) Класс выполняет графический диктант.

Задание: составить схемы диктуемых предложений.

а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.

б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.

в) “Седьмая симфония” Дм. Шостаковича – она еще называется “Ленинградской” - написана в блокадном Ленинграде.

4) Индивидуальная работа у доски.

Задание: расставить в записанном на доске предложении знаки препинания, обосновать их выбор.

Какой могучей силой должна обладать музыка способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни вспомните гибель “Титаника” помочь им сохранить душевное равновесие человеческое достоинство.

(Примечание: знаки препинания вырезаны из цветной бумаги и прикрепляются кнопками)

(Класс проверяет правильность выполнения задания).

Задание 8. Работа с тестами с последующей самопроверкой (используется кодоскоп).

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.

4. Итог урока

Вернемся к подзаголовку нашего урока “Тема пройдена, но…”

- Итак, как бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся)

Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.

В заключение подготовленный ученик делает обзор представленных на выставке справочников, учебных пособий, которые можно использовать дополнительно по теме урока.

Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на тему “Музыка в моей жизни” с использованием вводных слов и предложений.