Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития испытывают огромные трудности при обучении их первоначальным навыкам грамоты. Слово выступает для них лишь в качестве средства общения, а отдельные звуки в слове они “не слышат”.

Выделение звуков из слова начинается с гласных звуков. На первых занятиях дети с задержкой психического развития не могут выделить даже первый ударный гласный звук в слове, а повторяют за логопедом все слово. При дифференциации гласных звуков дошкольники допускают ошибки на смешение этих звуков на слух. А процесс последовательного выделения звуков в слове для них долго оказывается недоступным. А ведь этот процесс лежит в основе овладения письменной речью.

Без целенаправленной коррекционной работы эти трудности будут сопровождать детей при овладении письмом. На начальном этапе обучения очень важно развить умение детей вслушиваться в звучание слова, научить узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки в слове. И теперь уже слово, выступающее для детей как средство общения, становится предметом наблюдений и изучения. Чтобы работа по усвоению первоначальных навыков звукового анализа у дошкольников проходила более эффективно, мы применяем на занятиях наглядные дидактические пособия, изготовленные самостоятельно.

Площадь логопедического кабинета позволяет использовать этот материал в качестве оформления кабинета, в результате чего дети имеют возможность на каждом занятии закреплять свои знания и умения, опираясь на яркие, красочные пособия, вызывающие определенные ассоциации. Это “Звуко-буквенный город”, “Два братца”, “Чудо-дерево”, “Ушастик”, “Звуковые домики” и другие пособия.

Путешествуя по “Звуко-буквенному городу”, дети знакомятся с их жителями. Принцесса Гласа и её пажи - гласики поют разные песенки: А, О, У, И. Слова Гласа, гласики, красный цвет их одежды помогают детям быстро усвоить термин “гласный звук” и закрепить опознавательные признаки гласных звуков.

Живет в “Звуко-буквенном городе” также принцесса Согласа. Её пажи - согласики помогают различать твердые и мягкие согласные. Центральным “зданием” в городе является многоэтажный домик “Алфавит”. Запомнить буквы помогают весёлые картинки. Любимая игра у домика-“Алфавита” - “Назови соседей буквы”. Она способствует не только закреплению изученных букв, но и формированию умения ориентироваться на плоскости. Построены в городе и разноцветные замки: сине-зелёный и красный. В окна-карманы замков дети раскладывают картинки, названия которых начинаются с определенного гласного или согласного звука. Развивающую роль играет и крепостная стена города – мягкий коврик-трансформер, приклеенный к стенке. Собирая животных, рыб из частей, дети развивают зрительное восприятие, пространственные ориентировки, тренируют мелкую моторику пальцев рук, совершенствуют конструктивные навыки.

Дидактическое пособие “Два братца” также способствует дифференциации твердых и мягких согласных звуков. “Паровозик” помогает определять позицию звуков в слове. “Обезьянки” подсказывают, какой гласный звук спрятался в слове. В “Звуковые домики” дети размещают картинки с твердыми и мягкими согласными звуками, исключают лишнюю картинку. Пособие “Ушастик” контролирует последовательность действий при проведении звуко-буквенного анализа.

Только с опорой на наглядный дидактический материал, который способствует запоминанию терминов, их дифференциации, возможно более успешное и быстрое овладение первоначальными навыками грамоты у дошкольников с задержкой психического развития. А это, в свою очередь, способствует профилактике нарушений письменной речи.

Конспект занятия в средней коррекционной группе продемонстрирует эффективность использования вышеперечисленного дидактического материала.

Занятие в средней коррекционной группе по развитию фонематического восприятия на тему:

“Дифференциация гласных звуков а-о-у-и ”.

Цель:

  1. Закрепить умение различать звуки а-о-у-и по артикуляции и на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах.
  2. Учить придумывать слова с начальными гласными звуками.
  3. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  4. Отрабатывать слоговую структуру двух и трехсложных слов со стечением согласных.
  5. Развивать память, внимание, мыслительную деятельность.
  6. Воспитывать внимание к слову, любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Силуэты “гласиков”. (Рисунок 1).
  2. Предметные картинки: аист, утка, осень, индюк, индеец, утюг, улитка, овощи, избушка, арбуз, автобус.
  3. Символы артикуляционного уклада гласных звуков. (Рисунок 2).
  4. Сигнальные карточки.
  5. Звуковой замок – красный.
  6. Мармеладные конфеты-“губки”.
  7. Звуко-буквенный город. (Рисунок 3).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети и логопед подходят к “Звуко-буквенному городу” (Рисунок 3), где заранее логопед убирает силуэты гласных звуков.

Логопед: “Ребята, посмотрите, кто сбежал из города? Кого ищет принцесса Гласа?”

Дети: “Из города сбежали гласики”.

Логопед: “А как вы думаете, куда они пошли?”

(Дети высказывают свои предположения, затем садятся на свои места. Звенит звоночек, он приглашает детей на занятие).

II. Знакомство с новым материалом.

1. Сообщение цели занятия. Введение в тему.

Логопед: “Ребята, а чьи это ножки торчат из-под шторки? Хотите посмотреть, кто это?

(Логопед открывает шторки, а на магнитной доске дети видят силуэты гласных звуков. Рисунок 1).

Дети: “Это гласные звуки”.

Логопед: “Назовите их имена”.

Дети: “А, О, У, И”.

Логопед: “Ребята, сегодня мы будем слушать звуки а, о, у, и, учиться их различать”.

Логопед: “Ребята, а как мы называем эти звуки? Почему мы их так называем? Назовите их признаки”.

Дети: “Это гласные звуки. Они поются. Во рту нет преграды, когда мы их произносим”.

Логопед: “Расскажите про гласные звуки стихотворение”.

Дети читают стихотворение про гласные звуки:

Воздух свободно идет через рот.

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

Логопед: “Ребята, в каком замке будут жить гласные звуки?”

Дети: “Они будут жить в красном замке”.

2. Фонетическая разминка.

Игра “Попугайчики”.

Цель: развитие фонематического слуха.

Дети повторяют за логопедом звукоряд с интонационным выделением определенного звука:

а-у-и-о

о-и-а-у

и-а-у

и-у-о-а

у-о-и-а

 

Игра “Катаем звуки на лифте”.

Цель: развитие речевого дыхания, зрительного и слухового восприятия.

(Дети ладошками изображают лифт, “катают” гласные звуки, произносят их на выдохе: вверх – громко, вниз – тихо, со зрительной опорой на символы артикуляционного уклада гласных звуков. (Рисунок 2).

3. Игра “Пропал голосок”.

Цель: дифференциация изолированных звуков по артикуляции.

(Дети по очереди выходят к доске, “без голоса” произносят звуки а, о, у, и, а остальные ребята угадывают, какой звук изображают губки)

4. Игра “Подарим картинки”.

Цель: дифференциация звуков а-о-у-и в начале слова.

(Детям раздаются картинки с изображением предметов, которые начинаются на гласные звуки. Дети по очереди выходят к доске и дарят картинки “гласикам”. (Рисунок 1). Вариант ответа:

Ребёнок: “Слово “автобус” начинается на звук “а”, подарю картинку гласному звуку “а”.

5. Игра “Сигнальщики”.

Цель: дифференциация звуков а-о-у-и в середине слова.

( Детям раздаются сигнальные карточки. Логопед произносит слова: дом, кит, нос, рак, лук, мак, прикрыв рот экраном. Дети поднимают соответствующую сигнальную карточку).

6. Физминутка.

Гласики дарят детям свои “губки”. (Символы артикуляционного уклада гласных звуков на верёвочках). Дети “превращаются” в гласные звуки, встают в круг и поют песенку:

Гласные тянутся песенкой звонкой.
Могут заплакать и застонать.
Могут качать в колыбели Аленку,
Могут как эхо в лесу закричать.
Могут летать высоко в синеву
А-а-а, у-у-у- 2 раза. (На мотив песни “Колыбельная”).

7. Игра “Живые звуки”.

Цель: развитие зрительного внимания, фонематического слуха.

(Дети выстраиваются в той последовательности, которую указывает логопед. Каждый по очереди поет песенку. Песенки будут разные, так как последовательность звуков нарушается: а-у-и-о, и-а-у-о).

8. Игра “Магазин”.

Цель: развитие диалогической речи, дифференциация звуков а-о-у-и в предложении.

(В “магазине” на полке расставлены игрушки. Логопед – продавец, дети – покупатели).

Логопед организовывает диалог:

- Игорь, что ты купишь?

- Я куплю ослика.

- Зачем тебе ослик?

- Потому что я звук “о”, а слово “ослик” начинается с этого звука.

(Затем дети меняются ролями, каждый по очереди становится продавцом).

9. Игра “Придумай слово”.

(Логопед показывает символы артикупяционного уклада гласных звуков, дети придумывают слова, начинающиеся на данный звук и получают фишки. Затем подсчитывают заработанные фишки и определяют победителя).

10. Итог занятия.

Логопед:

- Какие звуки мы учились сегодня различать? (а-о-и-у).

- Как мы называем эти звуки? (Гласные).

- Чем они отличаются от других звуков? (Они поются, нет преграды во рту, они красные).

11. Сюрпризный момент.

Логопед: “Ребята, “гласикам” очень понравилось, как вы сегодня занимались, они дарят вам свои “губки”. (Логопед угощает детей мармеладными конфетами в форме губ).