Литературно-историческая композиция "Мамой нужно дорожить"

Разделы: Работа с дошкольниками


С недавнего времени в нашей стране отмечают великий праздник - “День Матери”. Это замечательный повод в нашей суетной жизни напомнить каждому о самом дорогом человеке, подарившем нам жизнь.

В этом году мы впервые праздновали его в нашем учреждении – ЦРР- д/с№23 г.Минусинска. Трудность заключалась в отсутствии печатного материала на данную тему. За основу мы взяли нравственное начало и духовные истоки в отношении к матери. Это занятие является итогом предварительной работы на данные темы и носит форму литературно-исторической композиции “Мамой нужно дорожить”.

Основной целью наше работы является формирование базиса личностной культуры ребёнка, его общечеловеческих ценностей. На протяжении занятия мы решали следующие задачи:

  • формирование эмпатийного поведения детей посредством художественного слова;
  • знакомство с духовными ценностями, полученными человечеством, как драгоценным наследием христианской жизни;
  • воспитание любви, уважения, почитания матери.

Литературно-историческая композиция “Мамой нужно дорожить”

Участники праздника – дети старшей и подготовительной логопедических групп. На праздник приглашены зрители – дети детского сада старшего дошкольного возраста и сотрудники. Зал украшен воздушными шарами, “сердечками” из блестящей красной и “золотой” бумаги. На боковой стене иллюстрации на тему “Моя мама”. Сцена оформлена под “русскую горницу”. Занавес закрыт.

Под фонограмму песни “Мама”, дети – участники, торжественно проходят в зал и садятся по две стороны зала. У каждого на груди брелочки – “сердечки” из красной и “золотой” бумаги. Входят два ведущих – воспитатели

Первый ведущий(1): “Ребята, сегодня во всём Мире празднуют великий праздник – “День Матери”.

Второй ведущий(2): “Какое самое первое слово?”

1 – Какое самое главное слово?
2 – Какое самое светлое слово?

Дети отвечают: “Мама!”.

1 – И хочется снова,
2 – И хочется снова,

1 – Сказать его тихо,
2 – Скакать его громко

1 и 2 – Самое важное слово ребёнка!

Дети отвечают: “Мама!”.

1. Слово “мама” - дорогое.
Мамой нужно дорожить.
С ее лаской и заботой
Легче нам на свете жить!

2. Помнишь, был еще младенцем,
И она в тиши ночной,
Словно Ангел, у постели
Охраняла твой покой.

Исполнение ведущей песни “Колыбельная” на слова и музыку В. Тихонович (без музыкального сопровождения).

Вечер клонится к ночи,
Звездочки вышли гулять.
Мамочка, спой мне, что хочешь
И уложи меня спать.
Так же, как в детстве, родная,
Милой щекой прикоснись,
Сон мой оберегая,
Перекрестив, улыбнись.

Припев: Спи, моя детка, усни.
Пусть будут добрыми сны.
Тихо тебе пропою:
“Баюшки-баю-баю”.

Старая добрая сказка
Тихо укроет меня.
Спи, закрывай свои глазки,
Пусть отдохнут ото дня.
К милым рукам бы прижался
Поцеловал их любя
И, осознав все - признался,
Как не хватает тебя.

2. Зоя Воскресенская писала: “Мама! Самое прекрасное слово на земле - мама! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным”.

(Игра “Сделай выбор”. В разных местах зала воспитатель кладет два обруча. В один воспитатель кладет подушечку. Это кровать мамы, на которой она, уставшая, отдыхает. Второй обруч – игровой уголок. В нем лежат яркие, красивые игрушки. Воспитатель предлагает детям войти в комнату и выбрать себе занятие. У каждого обруча задать детям вопрос: “Почему вы здесь?” Не навязывая своего мнения, прочесть: “Мама спит – она устала, ну и я играть не стала.

Второй вариант игры проигрывают дети подготовительной группы. В одном обруче – “стол с грязной посудой после обеда”. Во втором обруче – санки-ледянки, лопатка, клюшка. Детям этой группы предлагается войти в комнату и выбрать себе занятие. Такой же вопрос задается и им. Дети мотивируют свой выбор. Эта игра направлена на формирование эмпатии).

Подгруппа детей исполняет под музыкальное сопровождение песню “Мамочка и я”

Ребенок старшей группы читает стихотворение С. Баруздина “Помошник”:

Наша мама на работе,
На работе старший брат.
-Сколько у тебя заботы,-
Мне соседи говорят.
Я решил за дело взяться.
Если мамы долго нет,
Должен кто-то постараться-
Приготовить нам обед.
Наношу воды в кадушку
И посуду перетру.
Все тарелки, все игрушки
Я на место уберу.

2. Когда вы подрастёте, вы тоже начнёте помогать своей маме. (Под музыкальное сопровождение проводится игра – эстафета “Помоги накрыть стол маме”.)

Стихотворение С.Погореловского читают дети старшей логопедической группы.

1. Если солнышко проснулось –
Утро засияло.
Если мама улыбнулась –
Так отрадно стало.

2. Если в туче солнце скрылось –
Замолчали птицы,
Если мама огорчилась –
Где нам веселиться.

3. Так пускай, всегда сверкая,
Светит солнце людям!
Никогда тебя, родная,
Огорчать не будем.

1. Мы очень любим свою маму и эту любовь выражаем в обращении к ней, в том, как мы её называем. С ребятами подготовительной группы мы поиграем в игру “Перебежки”. (Ведущий говорит слово “мама” и передает микрофон первому сидящему ребенку. Он проговаривает новое обращение к маме и перебегая на другую сторону, передает микрофон. Следующий проговаривает другое обращение и перебегая на другую сторону передает микрофон. Игра проводится до последнего ребенка подготовительной группы.

Слова: мама, мамочка, мамулечка, мамуленька, матушка, мамушка, маменька, мамка, мати, маманюшка и др.)

1. Ребята, вы заметили, что такими словами как матушка, мати, маменька мы

сейчас не обращаемся к мамам. Так называли маму в далекие времена. Давайте заглянем в наше прошлое.

(Открывается занавес. Сцена-“русская изба.” В ней мать(взрослый) и дочь (ребенок).Одеты в русские костюмы. Дочь качает куклу в колыбельке. Мать наводит порядок в горнице: застилает скатерть, ставит на стол самовар, протирает его).

Дочь поет колыбельную:

Баю-баюшки-баю
Сидит котик на краю.
Сидит котик на краю
Моет мордочку свою.
Моет помывается,
Мамку дожидается.

(Диалог матери и дочери).

-Матушка, для чего горницу украшаешь?

-Скоро праздник иконы Божьей Матери.

-А у всех в доме есть иконы Богородицы?

-Конечно, как же без нее, без заступницы нашей.

(Берет икону, протирает ее, целует, крестится).

-Пресвятая Богородица, спаси нас.

-Матушка, расскажи мне про Богородицу.

-Ну хорошо, расскажу тебе еще раз.

(Снимает икону со стены и садится на лавку с дочерью. Музыкальный фон- песня О. Гончаровой “Утоли моя печали”.)

-Пресвятая Богородица - великая и милосердная Заступница за всех христиан, как мать за своих детей. Мы молимся Матери Божией, зная о том, что она ближе всех к Богу. Ради ее Материнской любви и ее молитв за нас, Бог прощает многие наши прегрешения.

(Ставит икону на место. Дочь берет из колыбели куклу).

-Послушай меня, дитятко, я тебе тоже расскажу. Богородица - Бога родила. Она его мати. Сам Господь ее слушался и нам, людям, дал заповедь “ Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле”. Вот и ты меня, дочка, почитай. Матушка, а как это почитать?

-Это значит слушаться.

-Помогать.

-Заботиться.

-Любить.

-Беречь.

-Ухаживать, когда родители заболеют или станут старенькими.

-Матушка, давай помолимся Матери Божией.

(Под тот же музыкальный фон мать и дочь молятся на икону.)

О милосердная Мати Пречистая
Безмерна Твоя к нам любовь;
Ты нам заступница в скорбях пребыстрая,
Ты наша Мать и Покров.

(Занавес закрывается).

Ребенок подготовительной группы читает стихотворение Т. Шороховой “Мама”.

Мама снова от забот к вечеру устанет,
Свечку тонкую зажжет, на колени встанет.
Рядом с нею встану я Богу помолиться
И молитвочка моя тихо затеплится.
Богородица на нас милостиво глянет
И на сердце у меня так отрадно станет.

1. Это бережное. нежное отношение к матери, народ передавал из уст в уста, из поколения в поколение в пословицах и поговорках.(Дети в микрофон произносят пословицы и поговорки о маме и объясняют их).

-Без матки пропадут и детки

-При солнышке тепло, при матери добро.

-Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

-Лучше матушки друга не сыщешь.

-Нет милее дружка, чем родная матушка.

-Материнская молитва со дна моря поднимет.

2. Сегодня мамин праздник.
На этом празднике песни,
На этом празднике смех,
На этом празднике-
Танец “Веселуха” для всех.

(Под мелодию литовской польки дети обеих групп пляшут двумя кругами. После каждой части воспитатели произносят речевки, а дети их повторяют).

-Маму нашу поздравляем,
Ей здоровья мы желаем!
-Маму будем мы любить,
Мамой будем дорожить!
-Лучше мамы нет на свете,
Говорят об этом дети!

(Дети старшей группы рассаживаются по местам. Дети подготовительной группы стоят полукругом и читают стихотворение “Спасибо”).

Как жалко, что недели так медленно летят,
Что дети, как родятся, не сразу говорят,
А то бы, только-только я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу “спасибо” ей сказал.
За то, что я родился, за то, что я живой,
За то, что рядом с папой иду сейчас домой!
За то, что дверь откроем и знаем наперед,
Что мама напевает и нас к обеду ждет!

(Звучит фонограмма песни “Мама” из кинофильма “Мама” - версии сказки “Волк и семеро козлят”. Дети обеих групп ее исполняют. Слова последнего куплета исполняют воспитатели групп).

1. Вот и закончился праздник посвященный великому дню - Дню Матери.

2. На каждый праздник принято дарить подарки. А вы, ребята, подарите вот эти “сердечки” своим мамам. А вместе с ними и свою любовь, свою ласку, свое внимание и заботу.