Урок по основам информационной культуры в 4-м классе: "Операции над фрагментами рисунка в программе Paint с использованием готовых форм"

Разделы: Информатика


Оборудование: компьютерный класс, оснащенный компьютерной техникой, программным обеспечением. Компьютеры образуют локальную сеть. На рабочих станциях установлена операционная система Windows МЕ, с пакетом стандартных программ.

Вспомогательные материалы:

  1. Заготовки для изготовления объекта “Коровка” (для составления объекта на доске) – для работы учителя.
  2. Миниплакатики для вклейки в тетради учащихся (“Коровки”) [2]
  3. Заготовки для изготовления аппликаций на местах (домик, елочка, снеговик) –по количеству учащихся; (заготовки снабжены наклейками из двустороннего скотча)
  4. Магнитная доска с магнитами; (2 магнитных доски: на первой составляется учителем модель “Коровка”, на второй учащимися картинка “Зима в деревеньке”)
  5. Плакат рисунок “Вини-Пух”; [1]
  6. Плакат рисунок “Вини-Пух и его друзья”; [1]
  7. Рабочая папка на компьютере “Фрагменты” с файлами – рисунками, сохраненными в формате .bmp; [1]

Время: 45 минут.

Цель урока: повторение и обобщение материала ранее изученных тем, закрепление практических навыков выделения и копирования фрагментов рисунка.

Задачи урока:

  • развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • воспитание информационной и алгоритмической культуры.

План урока.

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Повторение – 5 мин.
  3. Актуализация новых знаний (модель, конструирование модели “Коровка” на доске учителем).
  4. Практическая работа учащихся за теоретическими столами.
  5. Физкультминутка.
  6. Практическая работа учащихся за компьютерами (задание 1).
  7. Физкультминутка.
  8. Продолжение практической работы учащихся за компьютерами (задание 2).
  9. Постановка и пояснение домашнего задания.
  10. Рефлексия (Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся).

 Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Распределение вспомогательных материалов. (На столе перед каждым учащимся лежит конверт с заготовками для аппликаций).

2. Повторение.

Вопросы:

В какой программе мы научились работать?

Что можно делать в этой программе?

Какие элементы стандартного окна графического редактора “Paint” мы можем назвать?

Какие элементы стандартного окна графического редактора “Paint” мы используем при работе в редакторе? (обратить особое внимание на инструмент “Выделение”)

3. Актуализация новых знаний.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что они немного научились рисовать графическом редакторе “Paint”, а сегодня мы попробуем поработать с готовыми формами, то есть сконструировать объект, имея готовые элементы.

Повторяем с учащимися вопрос: Что такое модель? (Это копия рассматриваемого объекта.)

А) учитель на магнитной доске конструирует объект “Коровка” (рис.1). (Составление объекта под музыку песенки “33 коровы”) После построения “Коровки” на доске учитель просит учащихся взять верхний листок из заготовок, лежащих перед ними на рабочих столах (рис.2), рассмотреть их и ответить: “Чем отличаются эти коровки?” (Дети, скорее всего, ответят, что коровки отличаются настроением), выясняем с детьми, что зависит это от взаиморасположения элементов объекта. (учитель предлагает детям взять эти картинки домой и попробовать дома сделать таких же коровок самостоятельно или с родителями, а не раскрашенных коровок раскрасить).

  

Рис. 1

Рисунки для работы детей и учителя взяты из материалов Фестиваля педагогических идей 2005/2006:

Поминова Н. П. Изобразительное искусство с основами краеведения по теме: “Ожившие образы старины. Народный праздник – "Агафья – коровница"” [2]

Рис. 2

4. Практическая работа учащихся за теоретическими столами.

А) Учитель говорит, детям, что они тоже могут сделать модели разных объектов и предлагает учащимся из элементов лежащих перед ними на рабочем теоретическом столе создать соответствующий объект (домик, снеговик, елочка).Учащиеся делают каждый свою аппликацию. После выполнения работы учащимися на местах, им предлагается составить картинку “Зима в деревеньке” на магнитной доске. Дети по очереди выходят к доске и закрепляют свои картинке на доске компонуя из них общую картинку (работа делается под музыку из мультфильма “Каникулы в Простоквашино” - “Если б не было зимы”). Затем учитель показывает, что картинку можно составить на компьютере (на одном из компьютеров сделана заготовка тех объектов, которые создавали дети)

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа учащихся за компьютерами.

А). Перед началом работы детей на компьютере учитель проводит небольшое вводное пояснение и повторение ранее изученного материала: (Повторение производится устно в процессе беседы)

В процессе беседы учащиеся повторяют последовательность операций “выделения”, “копирования” и “переноса” фрагмента рисунка.

Б). Выполнение работы учащимися на компьютере.

Учитель загадывает детям загадку:

Этот плюшевый зверек
К нам явился на урок
Любит он малину,
Мед,
И сгущенку,
И компот. (Вини Пух)

После правильного ответа детей, учитель достает плюшевую игрушку, медвежонка Вини-Пуха, которую дети до этого момента не видели и за петельку вешает на доску со словами: “Мы будем работать дальше, а наш гость будет смотреть как мы справляемся с работой”

Формулировка задания 1: На плакате размещен рисунок – оригинал “Вини-Пух”. В папке “Фрагменты” размещен файл - <Вини Пух>. Откройте файл - < Вини Пух > и соберите картинку “Вини Пух”. (Работа выполняется под музыку из мультфильма о Вини-Пухе) [1]

7. Физкультминутка.

Стихотворная вставка:

Детям предлагается прослушать еще одну стихотворную вставку и назвать имена друзей Вини-Пуха.

Этот плюшевый зверек
К нам явился на урок
Любит он малину,
Мед,
И сгущенку,
И компот.
У него друзей немало:
Крошка Ру и Кенга-мама,
А еще сова и ослик
И, конечно, Пятачок.
Все просились на урок,
Но пришла к нам
Лишь Сова
И с собою привела… (Только Ослика Иа)

Вопрос учителя детям: “Как вы думаете, кого привела с собою сова?”

Так же учитель, после предположительных ответов детей, предлагает им назвать имена друзей медвежонка, о которых они услышали впервые. Дети отвечают: “Крошка Ру, Кенга-мама”. Учитель может показать детям книжку “Вини-Пух и все, все, все”, которую написал А. Милн и сказать о том, что у Вини-Пуха было очень много друзей, о которых написано в этой книжке, и еще раз напомнить о том, что для того, чтобы много знать, надо много читать, а затем предложить детям перещелкнуть на панели задач “файл2” и посмотреть, с кем же пришла сова?

После просмотра “файла 2” детям предлагается решить, хорошо ли это, что Вини-Пух на одном файле, а его друзья на другом? Учитель предлагает детям (чтобы друзьям не было скучно) выполнить задание 2.

8. Продолжение практической работы учащихся за компьютерами (задание 2).

Формулировка задания 2: На плакате размещен рисунок – оригинал “Вини-Пух и его друзья”. В папке “Фрагменты” размещен файл - <Вини Пух и его друзья>. Скопируйте из файла - <Вини Пух> фрагмент собранного “Вини Пуха” и вставьте фрагмент в файл - <Вини Пух и его друзья>. [1]

9. Постановка и пояснение домашнего задания.

Спросить у детей кого еще из друзей Вини Пуха они знают. Нарисовать дома на картинке еще кого-нибудь из друзей Вини Пуха.

А) На дом учащимся выдаются распечатки созданной ими картинки (дополнить картинку новым объектом) можно, например, на картинке “Вини Пух и его друзья” на свободном месте дорисовать Пятачка и раскрасить картинку.

Б) сделать самостоятельно или с родителями модели коровок, изображенных на картинке, а не раскрашенных коровок раскрасить.

10. Рефлексия (Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся).

Учитель спрашивает детей:

  • что мы делали сегодня на уроке,
  • чему научились.

Оцените себя, используя смайлики.

Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:

: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и хорошо поработал на уроке.

: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.

: – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.

Учитель заканчивает урок словами:

Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждёт ещё не одно путешествие в удивительный мир компьютера.

Приложение