Можно ли преодолеть экологический кризис?

Разделы: Экология


Тема: Можно ли преодолеть экологический кризис.

Цели:

1. Определить влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, прогрессирующее загрязнение природы на примере Восточно-Сибирского региона.

2. Выяснить особенности современной экологической ситуации. Проанализировать с учащимися возможные пути разрешения (смягчения) экологических проблем.

3. Развитие познавательной деятельности учащихся, защита экологических проектов.

4. Воспитание нравственного отношения к природе, значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.

Оборудование урока: Учебник Боголюбова “Введение в обществознание”, карта Иркутской области, атласы Иркутской области, Конституция Российской Федерации, статьи местных газет, проекты учащихся по защите окружающей среды.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока.

План:

  1. Вводная беседа;
  2. Работа с документом (Конституцией РФ);
  3. Знакомство с бесхозяйственной деятельностью человека через: анализ статей, работа с картой Иркутской области, атласами, схемами экологического вестника.
  4. Защита экологических проектов.

I. Вводная беседа:

Можно ли преодолеть экологический кризис? Этот вопрос волнует все человечество.

Дайте определение экологическому кризису? ( это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку)

Что, по-вашему, привело к ухудшению экологической обстановке?

Вопрос отношения человека и природы волнует нас давно. Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что мир находится на краю экологической катастрофы. Это показало необходимость вмешательства в проблемы экологии закона.

II. Работа с документом (Конституция РФ)

Статьи: 41 п.3; 42, 58.

-О каком праве идет речь?

Какие обязанности рассматривает ст. 58 Конституции РФ?

Соблюдаются ли наши конституционные права на благоприятную экологическую обстановку?

III. Бесхозяйственная деятельность человека.

Работа с картой Иркутской области и атласами Иркутской области (с.41).

Приведите примеры из статей газет о бесхозяйственной деятельности человека.

- Почему в нашей области сложилась неблагоприятная экологическая обстановка?

- Какие отрасли промышленности наиболее развиты у нас в области? (Энергоемкие производства: металлургическая, химическая, теплоэнергетика и т.д.)

По данным областного комитета природы предприятия г.Усолье-Сибирского выбрасывают в воздух большое количество примесей влияющих на здоровье человека.

Анализ таблицы: данные из экологического вестника Иркутской области 1994 г.

Краткая эколого-гигиеническая характеристика воздействия примесей, выбрасываемых в атмосферу г.Усолье-Сибирское, на человека.

По данным Государственного доклада Экологическая обстановка в Иркутской области 1994.

Примесь Класс опасности Характеристика влияния на человека
1 .Двуокись азота

II

Воздействие на органы дыхания, слизистую оболочку, пищевой тракт.
2.Серы двуокись

III

Поражение органов дыхания, изменение состава крови, нарушение обмена.
3.Углерода окись

IV

Связывает гемоглобин крови и мешает снабжению кислородом тканей и органов.
4.Пыль неорганическая

III

Поражение органов дыхания, слизистых оболочек.
5.Пыль органическая

I

Поражение органов дыхания. Аллерген.
6. Формальдегид

II

Поражение центральной нервной системы, органов зрения, печени, почки, аллерген, мутаген.
7.Диоксины

I

Воздействуют на печень, нервную систему.
8.Сульфаты

III

Воздействуют на органы дыхания, желудок, кишечник.
9.Ртуть

I

Токсична, мутогенна, имеет способность накопления в организме.
10.Свинец

I

Токсичен, мутоген, накапливается в организме.
11 .Хлор и его соединения   Общетоксичен. Поражает: слизистую, органы дыхания, многие жизненно важные органы.

IV. Защита экологических проектов.

Что вы можете предложить, как защитить природу?

Учащиеся представляют свои проекты.

Вывод: Очень приятно, что вы задумались над этой проблемой, попытались пофантазировать. А что реального вы можете предложить? ( не мусорить, не загрязнять лес, водоемы, не жечь костры и т. д.)

Подведение итогов:

- Какого высказывания вы придерживаетесь?

1. Экологический кризис можно приостановить лишь в том случае, если он будет восприниматься как вопрос жизни и смерти”

2. Торопиться некуда. Природа- саморегулирующаяся, самовосстанавливающаяся система?

Все наши природоохранные проекты, очистные сооружения, безотходные технологии, несмотря на лучшие намерения, не дадут должного эффекта, пока мы не изменим взгляд на самих себя.

Выставление отметок.