Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Казачий край, земля моя — Кубань!" Система работы библиотеки по реализации регионального компонента "Кубановедение"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Кубань…Так называют мой край по имени реки, начинающейся на склонах Эльбруса.

Жемчужиной России называют землю кубанскую.

И не только потому, что она имеет прекрасные условия, но и потому, что Кубань является богатейшей житницей страны. А ещё – это тополиный край… Есть есенинские уголки, называемые “страной берёзового ситца”, есть замечательные дубовые и сосновые рощи, вишнёвые сады и тенистые липовые аллеи по всей России. Но вот тополиным краем с гордостью можно назвать только Кубань. По всему краю красуются тополя, придающие неповторимый облик нашей земли.

Посёлок Кабардинка. Уютные дома расположены по обе стороны шоссе среди тополей, каштанов, лип.

Новороссийск. Площадь героев украшают кроны тополей. Возвышаясь над аллеями, они, кажется, застыли в скорбном молчании…

Памятник героической Таманской армии в Темрюке. Словно солдаты в дозоре, застали вокруг него стройные тополя.

Какой бы город, какую бы станицу на Кубани вы ни посетили; в них обязательно привлекут ваше внимание ставшие родными для нашего края ряды пирамидальных тополей вдоль широких улиц.

Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”. Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают её с семьей, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально-значимой деятельности.

Только через познание малой родины подрастающих поколений осознает свою сопричастность к родной стране, к её прошлому, настоящему, будущему.

Вот почему необходимо изучать окружающую жизнь, родной край, использовать местный материал в воспитании и обучении юных. К.Д. Ушинский отмечал, что “поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека”. И не случайно один из крупнейших учёных досоветской Кубани Ф.А. Щербина писал, что знание родного края – сила и величие Родины.

Литература о Кубани интересна не только жителям нашего края, но и другим регионам, так как в ней отражены исторические события, деятельность видных учёных, писателей, художников прошлого и настоящего, что является частью истории всей страны.

Кубановедение – означает знание о своей малой родине, – от слов “ведать”, “знать свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.

Основные задачи работы библиотеки по кубановедению:

  1. Воспитать гражданственность и любовь к Родине;
  2. Развить интерес и уважение к истории, географии и культуре родного края, его народов, традициям.
  3. Показать образцы гражданской доблести кубанцев через галерею портретов земляков – “радетелей земли кубанской”.
  4. Стимулировать творческий поиск, самостоятельные размышления учащихся и судьбах Кубани и Отечества.
  5. Пропагандировать литературу по кубановедению.
  6. Распространение знаний по кубановедению среди учащихся, пед. коллектива и родителей учащихся.

Вся работа библиотеки нашей школы складывается из работы с администрацией, учителями, классными руководителями, учащимися и их родителями.

Библиотекарь успешно выполняет поставленные перед ним задачи только во взаимодействии с педагогическим коллективом.

Курс “Кубановедение” является важным средством реализации концептуальных положений, сформированных в Законе Российской Федерации. Работа по пропаганде этого курса имеет междисциплинарный характер. Библиотеке школы в её решении принадлежит особая роль.

В первую очередь мы провели работу по разъяснению целей и задач этого курса среди учащихся и родителей. Переносная книжная выставка “Кубановедение” открывалась обращением к родителям и ребятам, в котором говорилось о необходимости изучать историю нашего края о том, что подвижничество выдающихся представителей на благо России и Кубани должно служить примером для кубанских школьников, воспитывать у них уважение к своим землякам и своей малой родине – частице великой России.

С комплектом учебников к этому курсу была ознакомлена администрация, председатели методических объединений, учителя и учащиеся.

План работы библиотеки является неотъемлемой частью общешкольного плана, поэтому и массовые мероприятия по кубановедению были включены в него.

Сначала это были еженедельные уроки, проводимые классными руководителями. Тематика еженедельного урока (классного часа) по кубановедению для учащихся 1-11-х классов вывешивалась в методическом кабинете. Библиотекой разработаны мероприятия в помощь классному часу. Сейчас курс “Кубановедение” включен в учебный план школы. Работы оказалось много.

Составляются рекомендательные списки литературы: “В помощь учителю истории”, “В помощь учителю биологии”, “В помощь учителю географии”, “В помощи учителю начальных классов”, “Развитие культуры на Кубани”, “Быт казаков” и др.

Небольшой фонд литературы о Кубани пришлось выделить на отдельный стеллаж, где собраны все книги о крае, имеющиеся в библиотеке.

Очень важным для нас является организация газетного материала. Именно газеты и журналы в большей степени позволяют рассказать о жизни края сегодня, вернуться в прошлое.

Так в библиотеке пополняются интересными материалами из газет тематические папки “Из истории Кубани”, “Экология нашего края”.

Составили тематическую картотеку “Край наш кубанский”. Для этой картотеки расписываются и собираются все материалы из периодики, из книг и сборников центральных издательств, в которых отражён наш край. Немалое значение для популяризации материалов из периодики о нашем крае придаётся наглядным средствам, в первую очередь, оперативным. Так в библиотеке оформляются экспресс – просмотры: “Советуем прочитать”, “Это интересно”.

В процессе преподавания остро встала проблема учебно-методического обеспечения, поэтому в работе мы используем рекомендации Примерного учебно-тематического планирования по курсу “Кубановедение” для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. В данном пособии предлагается перечень рекомендуемой литературы. А также используются разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей нашей школы. Весь дидактический материал хранится в библиотеке. Разрабатываться и адаптироваться этот материал будет в течение учебного года.

За последние несколько лет КИДППО были изданы модели поурочных разработок учителям. ОИПЦ “Перспективы образования” подготовило и издало элективный курс “Кубанская старина” А.В.Маслова повествующий о буднях и праздниках казачества, о кубанской старине. Эти и другие книги о крае пополнили фонд библиотеки и активно используются в работе.

Учителя- предметники, классные руководители, библиотекари, проявляя творческий потенциал, применяют интерактивные формы проведения занятий и мероприятий.

В помощь курсу “Кубановедение” составили также картотеку с рубриками: “Учебники”, “В помощь учителю”, “В помощь учащимся”.

Наша задача – активно пропагандировать литературу по кубановедению среди учащихся, учителей и родителей.

Библиотечная грамотность много значит для эффективной работы с читателями. Для систематизации этой работы и проводим библиотечно-библиографические уроки. Цель таких уроков – помочь читателям пользоваться словарями, справочниками, библиографическими пособиями, способствовать формированию у них ценностного отношения к своей малой родине.

Тематика уроков, где используется литература по кубановедению разнообразна: “Газеты и журналы для детей” (Используется газета “Солнышко”), “Справочная литература” (“Энциклопедический словарь по истории Кубани”), “СБА библиотеки” (Как наш край отражён в каталогах и библиотеках), “Выбор книги в библиотеке (Где найти книги о крае). Практически на каждом уроке используется литература о Кубани.

В последнее время заметно увеличилась книговыдача литературы о нашем крае, выданных с книжных выставок и открытых просмотров: “Город родной, Катерины подарок”, “Край наш – очей отрада”, “Кубань-моя, степная дочь России” и др. Это самые удобные, яркие, действенные формы информации о книге. Они возникают не стихийно, а обязательно работают для всех категорий читателей, используются при проведении библиотечных уроков, классных часов, общешкольных мероприятий, родительских собраний – это “огромный учебник, дающий знание обо всем.

Исходя из имеющихся материалов, мы выбираем формы и методы работы библиотеки.

Так младшим ребятам немало книг можно предложить для самостоятельного чтения, и мы больше применяем громкие чтения, беседы. Широко используются плакаты, стенные газеты, карты, которые иллюстрируют то, о чём услышали читатели. Малышей знакомим с природой края, яркими эпизодами из его истории. В этой работе огромную помощь оказывает книга-учебник “История Кубани в рассказах и иллюстрациях” под редакцией Е.А. Хачатуровой и “Родная Кубань: страницы истории” под редакцией В.Н. Ратушняка.

Очень любят ребята начальной школы разгадывать загадки, давать разъяснения пословицам и поговоркам. А наш край славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Пропагандируя малые жанры, которые охватывают самые разнообразные стороны действительности, расширяется представление о культуре и истории родного края. В этой работе помогает книга “Пословицы, поговорки и загадки Кубани”: / к 200-летию г. Краснодара/ и П. Ткаченко “Кубанские пословицы”: М.,1999.

Регулярно учащиеся знакомятся со старинными обычаями, узнают об архитектуре соборов, героях и просветителях края, истории улиц из материалов листовки “Сундучок краеведа”.

Спрос на информацию об истории края у читателей возрос чрезвычайно.

Работа со старшими читателями предусматривает широкую пропаганду материалов для чтения, выполнения школьных и кружковых заданий по самым разнообразным вопросам кубановедения. Здесь уже применяются все средства библиотечной работы.

Наш долг не только раскрыть перед ребятами литературу по кубановедению, но и научить их правильно использовать её.

Очень любят школьники краеведческие викторины. Они посвящаются истории, культуре, природе родного края. Мы понимаем, что некоторые школьники участвуют в викторинах исключительно ради призов, но что плохого в стремлении за свою работу получить награду. А вопросы викторины “История Кубани” нельзя назвать лёгкими – потрудиться придётся серьёзно. Для детей среднего возраста вопросы намного легче.

Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели. Программы недель составляются на основе перспективного планирования.

Для их проведения создаются организационные группы: ведущие игр, конкурсов, помощники, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, кто помогают в подготовке и проведении.

Главная цель недель – привлечь внимание учащихся к предмету, к современным проблемам, а так же побудить творческие способности ребят, стимулировать самостоятельную работу школьников в учебном процессе.

Знания о Родине не должны быть просто определенным кругом фактов, которые надо усвоить. Мы учим школьников жить судьбой своего народа, Отечества, с волнением и гордостью, с восхищением перечитывать каждую строчку героической истории, которая представляет собой могучую вечно живую силу.

Творческие исследования учащихся школы помогают проследить развитие родного края со дня его рождения до современности, окунуться в атмосферу оптимизма, энтузиазма поколения 30-40-х годов, глубже ощутить свою причастность к людям, поднимавшим целинные земли, осваивавшим кубанские степи, строившим поселки, станицы, города.

Учащиеся готовят рефераты: выбирают темы, определяют литературные источники. Сотрудники библиотеки помогают им найти необходимую информацию.

В течение недели ребята после уроков оформляют стенды, стенгазеты, составляют кроссворды, готовят другие материалы.

Лекторская группа, состоящая из учащихся старших классов, встречается с младшими школьниками. Они знакомят их с разнообразием растительного и животного мира, рассказывают о наших предках, героях, знакомят с творчеством кубанских писателей и поэтов.

Тематические обзоры, беседы наиболее распространенные формы работы, которые могут проводиться отдельно и быть составной частью крупных мероприятий. “Мой маленький Париж”, “Золотая слава Кубани”, Страницы истории Кубани” и др.

Приняв участие в подготовке мероприятий, ребята начинают понимать, что историческим прошлым Кубани – малой родины, нельзя не гордиться, что Кубань славится не только щедрой, уникальной природой, но и своими людьми, которые освоили и защищали эту прекрасную землю и сегодня делают всё, чтобы она по праву называлась жемчужиной России.

Какое яркое созвездие писателей и поэтов подарил тополиный край России: Николай Канивецкий, Георгий Денисов, Юрий Кузнецов, Любовь Мирошникова, Виктор Лихоносов, Анатолий Знаменский, Иван Варавва, Вадим Неподоба… Каждый из них по-своему причастен к нашему краю, связан с ним своей судьбой и своим творчеством.

Коллектив библиотеки уделяет огромное внимание знакомству учащихся с творчеством людей, которым далеко не безразлична судьба их тополиного края. Поэтому и проводятся читательские конференции, обсуждения книг, организуются встречи с поэтами и писателями.

Одним из видов итоговой аттестации по литературе является реферат. Кто же как не библиотекарь поможет учащемуся подобрать книги, статьи по теме, правильно составить список литературы.

Раз в четыре года на плане Земля происходят события, приковывающие к себе внимание почти всех её обитателей. А если события ещё произойдут и на твоей родине, то это тем более почетно и ответственно.

2014год – год олимпиады в Сочи. Основная задача библиотеки- пропаганда книг о спорте. К сожалению, хотелось бы больше иметь новых книг, альбомов, посвящённых спорту, здоровому образу жизни и подготовке к олимпиаде.

Составлять и разгадывать кроссворды на тему о родном крае, его прошлом и настоящем любят учащиеся всех классов. Много времени проводят они на природе, наблюдают за жизнью обитателей лесов, полей, лугов. Поэтому по-новому видят окружающий мир флоры и фауны. А это воспитывает чувство ответственности за сохранение природы, любовь и уважение к родному краю.

Туризм и экскурсии стали неотъемлемой частью нашей школьной жизни. Краснодар с прилегающими окрестностями популярен среди школьников и преподавателей. Поскольку я ещё и классный руководитель, то перед любой поездкой проводится огромная работа среди учащихся. Собирается материал, проводятся беседы в классах, в библиотеке делаются подборки материалов. Непосредственно в пути экскурсовод знакомит с местностью, по которой проходит маршрут; дети тут же проводят по материалам, найденным в библиотеке, викторины. Учащимся школы хорошо известна Ставропольская поляна, Дантово ущелье, скала Петушок, Долина Очарования, Солёное озеро, Тешебские водопады и др. Познакомиться с достопримечательностями нашего края могут ребята в библиотеке, прочитав различные книги.

В зависимости от формы и содержания проводимого мероприятия по краеведению формируется читательская направленность учащихся на знакомство со всеми жанрами и видами печатной продукции: публицистика, художественная литература, учебная, историческая, научная.

Кубановедение – это не компания, а продуманная система действий в интересах патриотического воспитания и духовного развития наших детей и будущих поколений.

Работу по кубановедению мы намерены совершенствовать и развивать. Мы будем искать пути более тесной связи массовых и индивидуальных форм работы. Для этого нам предстоит более глубоко изучить эффективность нашей работы. Провести наблюдения за чтением ребят, сбор отзывов, анкет. Проанализировать все материалы, определить дальнейшее направление в работе.

Залог успеха в работе по кубановедению состоит в том, чтобы все учебные и внеклассные мероприятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани. А в этом им поможет сплоченный коллектив библиотекарей, учителей-предметников, классных руководителей и сотрудников краеведческого музея и туристических фирм.

Кубановедение становится одним из приоритетных направлений работы библиотеки нашей школы.

Приложения