Урок-исследование по теме: "Живой любовью согретый мир души ребенка" (по рассказу В.П. Астафьева "Ангел-хранитель")

Разделы: Литература


Автор: В. П. Астафьев

Произведение : рассказ “Ангел-хранитель

Вид: урок получения новых знаний и умений.

Тип: урок-исследование.

Тема урока: “Живой любовью согретый” мир души ребенка.

Эпиграф:

Бабушка, бабушка!
Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить
Тебя в памяти, рассказать о тебе людям.

В. П. Астафьев.

Цели урока:

Обучающая:

  • сделать идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя.

Развивающая:

  • развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала,
  • стимулировать развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, обобщения,
  • развивать речь.

Воспитывающая:

  • способствовать процессу духовного развития, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывать любовь и уважение к малой родине, родному языку.

Методические задачи:

  • применение исследовательского метода в групповой работе
  • организация работы по проблемным вопросам в группе,
  • формирование коммуникативных навыков у учащихся.

Содержание этапов урока

Методы и формы учебной деятельности

1 Оргмомент 1 Слово учителя. Работа с презентацией
2 Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний 2 Фронтальная форма познавательной работы. Реализация домашнего задания
3 Организация групповой работы 3 Выразительное чтение по ролям. Рефлексия
4 Усвоение новых знаний. Реализация

полученных знаний

4 Составлению лингвистического словаря произведения
5 Закрепление и обобщение новых знаний 5 Работа в группе по созданию образовательного продукта
6 Информирование учащихся о домашнем задании 6 Мотивационное домашнее задание. Демонстрация видеофильма

План урока:

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

  1. Прочтение текста рассказа в. П. Астафьева “ангел-хранитель”.
  2. Написание отзыва о рассказе в читательском дневнике.
  3. Написание сочинения по воспоминаниям дедушек или бабушек о жизни сибиряков перед войной.
  4. Составление лингвистического словаря произведения.
  5. Подготовка выразительного чтения по ролям фрагментов рассказа.

Учитель:

  1. Создание компьютерной презентации “Рожденный Сибирью”.
  2. Отбор видеоматериала и музыкального сопровождения.
  3. Распределение учащихся по творческим группам: “лингвисты”, “аналитики”, “чтецы”, “эксперты”, “теоретики”.
  4. Подготовка раздаточного материала для творческих групп.
  5. Собрание лингвистических словарей красноярского края.

Оформление доски:

  1. Портрет писателя в. П. Астафьева.
  2. Тема урока, эпиграф.
  3. Экран и проектор.
  4. Магнитофон.
  5. Рисунки учащихся к произведению.

Ход урока.

1.Оргмомент

2.Мотивационное начало урока.

Слово учителя. Демонстрация презентации “Рожденный Сибирью”.

Современная литература богата любимыми именами, но для нас, сибиряков, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого.

Интерес к Астафьеву – личный интерес огромного числа наших современников. Каждое его произведение делалось общественным событием, его произведения изучают в школе. Трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения. Они издаются большими тиражами и в нашей стране и во многих других странах. И тем не менее книги Астафьева не залеживаются в магазинах, а книги о нем – вообще невозможно достать.

Лично мне кажется, что ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить абсолютные ценности. И любим мы Астафьева за те добрые чувства, которые будит он в нас, за ту несравненную художественную радость, которую получаем, читая его, за то, что он входит в нашу жизнь, как необходимость, как грусть, как счастье, как негодование, как слезы

И ты стараешься строже жить. Задумываешься над словом, над совершенным поступком. Откуда в нем это? Из детства. “Все мы родом из детства”, – сказал классик. И это так.

В произведениях Астафьева отразилась почти вся биография писателя. “Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка”, – напишет Астафьев в “Звездопаде”.

Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реке свои лучшие часы, дни, о которых напишет книги, и в каждой из них он помянет свою мать. Она останется в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением…

В одном из очерков Астафьев написал: “Если бы мне было дано повторить жизнь,– я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…. И лишь одно я бы попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас…”

Не будь сиротства, Астафьев бы и “Последний поклон” не так написал. Но он собрал в этой книге как в большущей сибирской избе всю свою родню. Всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, его читателей, воспоминаниями о своем детстве.

Давайте вглядимся в лица дорогих и близких сердцу писателя людей, к которым он сохранил благодарную память на всю жизнь

3. Организация групповой работы “Лингвистов”, “Аналитиков”, “Теоретиков”, “Чтецов”, “Экспертов”.

Выдача раздаточного материала. Постановка задач группам.

Время для самостоятельной работы -10-15минут.

Реализация творческого задания групп.

Слово учителя.

Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, вошел в сборник “Последний поклон”, который создавался в течение долгих 20 лет. Это рассказ “Ангел-хранитель”. Он имеет ярко выраженный автобиографический характер.

Вопрос “Теоретикам:

– Как вы понимаете выражение “автобиографический рассказ”?

– Понравился ли вам этот рассказ?

– Что запомнилось больше всего?

– Как вы определите тему рассказа?

– На какие части вы бы разделили рассказ? Как называется этот ряд событий?

4.Творческое задание группе “Аналитиков”:

Распределите цепочку событий по порядку:

Продажа серёг – покупка продуктов
Воспоминания о смерти матери.
Витя ослабел от голода
Голодный 33 год.
Кеша с пайкой чуть не утонул
“Чёрненький лохматый комочек”
Хлеб кирпичом
Кольча вернулся с заработка
Шарика искусали сельские собаки
“Охотничьи страсти” Шарика
“Затяжная борьба между бабушкой и Шариком
Щенка кормят молоком
Каравай с “начинкой”
Дедушка заработал деньги

– Какие слова в рассказе показались трудными для понимания?

5. Реализация творческого задания группы “Лингвистов”: лингвистический словарь рассказа Астафьева “Ангел-хранитель”.

В произведениях Астафьева слово устное и письменное приближены. Народная русская речь как современная, так и старинная, делает рассказ исторически достоверным источником знаний о деревенском прошлом. “Прошлое, – писал Гейне,– родина души человека”.

– Какое время описано в рассказе?

– Чем запомнился селянам этот год?

– Каким это время запомнилось жителям Красноярска?

– Что нового вы узнали о Красноярске и красноярцах перед войной?

6. Реализация домашнего задания: сочинение-воспоминание бабушек и дедушек учащихся о их жизни в 30-е гг прошлого века.

Чтение двух лучших сочинений авторами.

– Как изменилась жизнь семьи Потылицыных в голодный 1933 год, описанная В. П. Астафьевым?

– Что предприняла бабушка, чтобы преодолеть голод?

– Почему именно Кольче-младшему поручила бабушка пойти в город и продать золотые сережки?

– Как бабушка переживала расставание с золотыми серёжками, памятью о дочери?

Но вот закончилась мука из “Торгсина”. И вот новое испытание выпадает на долю семьи Потылицыных.

7.Реализация творческого задания группы “Чтецы”.

Чтение по ролям фрагмента со слов “Дед стоял с ножом в руке…” до слов “Только хотела я как лучше…” Рефлексия.

– Как семья пережила этот обман?

– Какую “чуду” бог послал бабушке?

Чтение по ролям фрагмента от “Тащусь я это у домов отдыха…” до слов “Ангел-спаситель явился…” Рефлексия.

– Что изменилось в жизни мальчика с появлением Шарика?

– Какие смешные истории вы можете рассказать о Шарике?

– На чем основан комизм этих эпизодов?

Чтение по ролям фрагмента со слов “Между Шариком и бабушкой шла постоянная затяжная борьба…” до слов “Он всё равно улавливал свой момент…” Рефлексия.

– Кто и почему назвал Шарика “Ангелом-спасителем”, “знамением”?

– Кто, на ваш взгляд, на самом деле Ангел-хранитель в рассказе? Почему?

– Как вы думаете, что может означать выражение “Ангел – хранитель”?

Живой, любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки Катерины Петровны проходит через весь рассказ. Давайте послушаем связный рассказ о бабушке, подготовленный творческой группой.

8. Реализация творческого задания группы “Аналитиков”.

Задание группе “Аналитиков”:

Составьте связный рассказ о бабушке Катерине Петровне, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1 Портрет бабушки:
2 Речевая характеристика:
3 Отношение бабушки к людям:
4 Отношение сельчан к героине:
5 Отношение бабушки к внуку Витьке:
6 Как всё это характеризует героиню:

Перед читателем в рассказе встает правдивый образ старой деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство, через жизненные невзгоды. Память писателя воскрешает и внешний облик, и отчетливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то бранчливый, то песенный.

– Так какая на ваш взгляд главная мысль в рассказе?

9.Слово учителя.

Лучшие страницы своей книги “Последний поклон”, куда и вошел рассказ “Ангел – хранитель”, Астафьев посвятил тому, кто с детства формировал его мировоззрение, – Екатерине Петровне Потылицыной. Запало в душу Витьке бабушкино умение в тяжелый час поворачиваться к свету. Голодно в деревне, самим есть нечего, а она несет в дом брошенного щенка, обманул ее внук, но пряничного коня с розовой гривой она ему все же купила.

Через бабушку, дедушку, дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах общинную русскую традицию, здоровые земные корни, красоту и суровость родной сибирской земли.

Доброта, взаимопомощь, любовь, жертвенность – вот то светоносное начало, которое дает жизнь душе ребенка.

Долг свой перед бабушкой (“Рассказать о тебе людям…”) писатель Астафьев выполнил. Его согревала надежда на то, “что люди, которым я рассказывал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя…”.

10. Домашнее задание:

написать сочинение о своих бабушках или дедушках.

11. Показ фрагмента фильма “Последний поклон. Памяти В. Астафьева”.

Приложение

Презентация