Использование творчества В.Берестова в музыкальном воспитании дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


“ Что делать, чтоб младенец розовый
не стал дубиной стоеросовой?”

В.Д.Берестов

Я люблю свою профессию – музыкальный руководитель детского сада – за то, что могу научить детей красиво петь, пластично двигаться, могу помочь им перевоплотиться в тот или иной образ в музыкальной сказке, артистично и уверенно держать себя на сцене. А самое главное - у меня есть возможность научить чуткое детское сердце радоваться солнечному дню и первому весеннему дождику, пожалеть старого скворушку и посочувствовать оловянному солдатику. Люди моей профессии выполняют важную и ответственную задачу в формировании личности маленького человечка, они воспитывают чувства ребенка, развивают его эмоции и воображение.

Вот и закончилось жаркое лето, а вместе с ним и мой отпуск. Я опять, как и 15 лет назад, встаю ранним утром и собираюсь на работу в детский сад. А профессия моя – одна из самых замечательных – музыкальный руководитель детского сада.

Как я соскучилась по своим дошколятам! По музыкальным занятиям, по детским книжкам, по песням о доброте и дружбе и, конечно, по детской искренности. Как иногда не хватает этой искренности во взрослой жизни!

Вспоминаю, что скоро 80-летний юбилей моего любимого детского писателя Валентина Дмитриевича Берестова (1928–1998). Я не могу обойтись не дня, чтобы не процетировать на занятиях любимого писателя и поэта. Берестов знаком нам, детям 60-х годов, с детства: лицо его мы видели по телевидению, густой тембр его голоса знаком по выступлениям на радио. Яркими были стихотворные подписи к иллюстрациям в журнале “Веселые картинки”.

Ставлю его в пример детям, говорю им, что автор тех или иных строк в 4 года научился читать. Стоял у ворот и ждал “Не идет ли почтальон?” со свежим номером “Чижа” или “Дружных ребят”.

Творчество писателя помогает воспитывать в детях трудолюбие: он рассказывает о пользе дела и вредности безделья:

“Надоело жить без дела и машина заболела.
Ей не нужно тишины, ей движения нужны”.

Машина – любимый герой Берестова и любого мальчишки, Валентин Дмитриевич сумел вдохнуть в нее жизнь детской игры, такое понимание счастья роднит поэта с читателем-ребенком, для которого движение – это важнейшая физическая и психическая потребность, другими словами – жизнь!

Для маленьких детей Берестов создал ряд сказок в прозе: “Как найти дорожку”, “Змей – хвастунишка”, “Аист и соловей”. Тема – обыкновенное чудо.

Рассказываю детям, что после рождения дочки у Берестова появился интерес к детской поэзии, он начал смотреть на мир глазами ребенка. Взрослая эмоциональная палитра – широкая и богатая – стала понятна детям, так как у Валентина Дмитриевича была сильная эмоциональная память детства, выражающаяся в образах, в поэтическом строе речи. А его опоэтизированные пейзажи Корней Иванович Чуковский сравнивал с лирическими пейзажами Фета и Тютчева.

Из всех форм и жанров поэту как и детям близка миниатюра. Отчетливость и понятность слов, комические гиперболы обжорства преподносятся с точки зрения ребенка. Малыши вместе с Берестовым открывают и осваивают меняющийся мир, фантазируют, играют в “Детей и зверей”. Берестов выпустил цикл миниатюр “Веселые науки”, создал целый эпос на тему учения. “Азбука с играми” построена как цирковое представление и названа – “Парад – Алле”. Доступна пониманию дошкольника и серия миниатюр о предметах домашнего быта, о животных, о птицах, о рыбках, о пингвинах. Смотри: даже тучка с солнцем играют вместе, скучают друг без дружки. Прячутся, но не расстаются, радуются жизни. Как же не использовать все это богатство в работе по музыкальному воспитанию и обучению ребятишек в детском саду?!

Хочу поделиться опытом работы, по использованию творчества Валентина Дмитриевича Берестова, с музыкальными руководителями других детских садов:

- Двустишие из заклички “Здравствуй, сказка!” я использую перед инсценировками осенних представлений:

“Солнце, дождик, приходите!
Детям сказку покажите!”,

тем самым эмоционально настраиваю детей на просмотр.

- На осеннем празднике девочки-дошкольницы превращаются в легкие кленовые листочки и танцуют вальс. Я предворяю их замечательное выступление словами из стихотворения В.Берестова “Октябрь”:

“Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
Он румяный, золотой.
Ты куда, листок?
Постой!”

Но где там… Мои девочки-листочки под волшебную музыку П.И.Чайковского вдохновенно летают по залу, плавно кружатся…и медленно опускаются на землю.

- Перед тем как представить “Танец матрешек” на детском утреннике, посвященному женскому дню 8 марта, цитирую “Матрешкины потешки” “Весь народ глядит в окошки – танцевать пошли матрешки”.

- Чтобы выбрать водящего для игры открыла для себя чудесную “Мирную считалочку” Берестова. Удивилась весомости и поучительности каждого ее слова, положила стихи на мелодию народной песни “Ах, вы сени мои, сени” и разучила с детьми как песню. И текст легче запоминается и певческие навыки дошкольника совершенствуются:

Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий.
Медь, железо, алюминий.
Солнце, воздух и вода.
Горы, реки, города.
Труд, веселье, сладкий сон.
А война
Пусть выйдет вон!

- Перед подвижной игрой “Солнышко и дождик” с удовольствием цетирую произведение “Прятки”:

“Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется –
тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется –
В небе радуга смеется!”

Центральным произведением Берестова для меня является его “Читалочка”. Она входит во все буквари, являясь классическим образцом риторики. Я использую его на прощальном выпускном вечере:

“Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, почитай еще страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!”

Летом мне приходится замещать ушедшую в отпуск воспитательницу. Все бы ничего, но как уговорить резвую ватагу ребятишек уснуть крепким сном посреди светлого шумного дня? На помощь приходит Валентин Дмитриевич, открываю любимую книжку и читаю:

“Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Шесть! Семь! Восемь! Девять! Десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул – увидит сон”.

“А во сне увидите то, что вам всего милее”, – добавляю от себя. И дети потихоньку успокаиваются, засыпают. А что им снится? Может как “Поросенок, Котенок, Щенок сели учить урок”? или как “Рыбка строит дом”?