Урок математики в 6-м классе "Путешествие в страну дробей"

Разделы: Математика


Прилагается презентация, используемая на уроке (Приложение 1).

Образовательные задачи:

  • осуществление контроля знаний;
  • отработка умений и навыков самостоятельной работы;
  • устранение пробелов в знаниях.

Развивающие цели:

  • Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Развитие умения применять знания на практике;
  • Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.

Воспитательные цели:

  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • содействие профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.

Тип урока: комбинированный с применением компьютера и (или) интерактивной доски StarBoard.

Структура урока:

1. Организационный момент.

  • Актуальность темы.
  • Постановка задачи.
  • Инструктаж по правилам работы – путешествию по стране дробей:
  • озеро Ребусное;
  • деревня Историческая;
  • замок Таинственный;
  • сказочный лес;
  • горы Мозголомы.

2. Проверка домашнего задания.

3. Устный счет – остановка на Ребусном озере:

  • № 1. Расшифровать ребусы и анаграммы.
  • № 2. Определить, какая часть квадрата закрашена.
  • № 3. Повторить способы записи дробей.
  • № 4. Самостоятельно закрасить определенную часть квадрата.

4. Остановка в Исторической деревне – сообщения подготовленные учащимися:

  • действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики;
  • до сих пор у немцев говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он “попал в дроби”;
  • чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби;
  • во Франции их ввел в 1579 г. Франсуа Виет;
  • в Европе десятичные дроби в 1585 г. ввел голландский математик и инженер Симон Стевин.

5. Способы изображения десятичных дробей: 14,382.

  • 14/382, 14 382 – Франсуа Виет;
  • 14. 3. 8. 2 – Иоганн Гартман Бейер (1603 г.);
  • 143(1)8(2)2(3) – Роберт Нортон (1608 г.);
  • 14 (382) – Иоганн Кеплер (1616 г.);
  • 14382''' – Пьер Эригон (1634 г.).

6. Повторение правила нахождения дроби от числа.

  • Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.

Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить,
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.

  • Заполнение таблицы (самостоятельно). Для каждого произведения дробей в столбце, в строке дано ровно одно правильное значение. Укажите его.
 

23/24

3/5

62,5

10

1 /2 · 4/7 · 21/10

       

2 /3 от 15

       

50 % от 125

       

1 · 23/24

       
  • Решение задачи о лекарстве:

Дяде Боре врач прописал лекарство на три дня. В аптеке ему выдали бутылочку, в которой было всего 90 г лекарства. Дядя Боря, для того, чтобы быстрее вылечиться выпил за один раз 0,6 от всего количества лекарства. Сколько лекарства принял дядя Боря за один прием?

7. Разбор примеров и задач – поход в Сказочный лес.

  • № 1. Как-то Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:

1/6 часть суток – чтение умных книг;

3/8 – совершение добрых дел;

1/12 – прием пищи;

5/24 – на занятия спортом; 8 часов на сон.

Сможет ли Незнайка выполнить свой план?

  • № 2. Спица на куполе может выдержать вес 4 2/3 кг. Царю подарили петушка массой 3 1/4 кг. Выдержит ли спица, если петушок поправится на 36 %?

8. Динамическая пауза.

9. Посещение Таинственного замка – тест на внимательность, разгадывание кроссворда.

10. Взбирание на горы Мозголомы – решение более сложных задач:

  1. Что больше 19% числа 15 или 15% числа 19?
  2. Один из сортов кофейного напитка содержит 50 % кофе, 30 % желудей, 12 % ячменя и немного семени шиповника. Сколько граммов кофе, ячменя, желудей и семени шиповника содержится в 400 граммах кофейного напитка?
  3. Автомобиль прошел за 4 часа 180 км. За первый час он прошел 4 /15 всего пути, за второй – 5/8 того, что прошел за первый час, в третий – вдвое меньше пройденного за первые два часа вместе, а за четвертый час – остальной путь. Сколько километров прошел автомобиль за четвертый час?
  4. Работа в парах. На земном шаре обитают птицы – безошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах. Выполняя последовательно умножение, найдите произведения:
    1/3 · 45; 25% от 12,4; 4,2 · 5/21; 36 · 4/9; 21 · 0,01; 6 % от 50; 2/3 от 4/7; 20 % числа 5,5

1

3

15

16

8/21

3,1

0,21

1,1

А

Н

Ф

М

Г

Л

И

О

Заменив произведения буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов.

11. Домашнее задание –

  • п. 14, правило;
  • дидактические материалы – вариант 3, стр. 66, задачи № 114, 115, 117.

12. Заключение, выводы.

  • Как найти дробь от числа?

Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить,
Нам надо данное число
На эту дробь умножить
.

  • Как найти процент от числа?

Список литературы:

  1. Учебник “Математика–6” – Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – М., “Мнемозина”, 2003.
  2. Дидактические материалы по математике для 6-го класса – А.С. Чесноков, К.И. Нешков, М. “Просвещение”, 2004 .
  3. Предметные недели в школе. Математика – сост. Л.В.Гончарова, Волгоград, изд. “Учитель”, 2001.
  4. Математическая смекалка – Б.А. Кордемский, М., ГИТТЛ, 1954.
  5. Ну-ка, реши! – Н.П. Грицаенко, М., “Просвещение”,1998.
  6. Задачник – Г. Остер, М., “Росмэн”, 1994.