Статья "Исследовательская деятельность на уроках литературы"

Разделы: Литература


Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в книге М.Г. Качурина “Организация исследовательской деятельности на уроках литературы” (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. “исследовательский путь познания естественнен, соответствует природе человеческого мышления”. М.Г. Качурин убежден, что “исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняюшщих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников”.

Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: “Какова история рождения литературных и авторских сказок?”

Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.

В течение календарного года школьники ведут читательский дневник “Эврика”. В них они записывают свои открытия:

  • открытое для себя (вновь или только что) произведение из области литературы, живописи, музыки, театрального искусства, кинематографии, мультипликации и т.д.;
  • научные, критические, исследовательские статьи на самые разные темы, найденные в библиотеках печатных и электронных изданий, в сети Интернет;
  • посещения музеев, театров, выставок, тематических экскурсий.

Читательский дневник “ЭВРИКА”

Я читаю и наблюдаю

Я смотрю и наблюдаю

  1. Автор. Название.
  2. Род литературы. Жанр литературы.
  3. Стиль речи (художественный, научный, публицистический и другие).
  4. Краткое содержание.
  5. Краткий отзыв с указанием на эмоциональное состояние учащегося.
  6. Источник.
  1. Название культурного мероприятия.
  2. Указание места посещения (город).
  3. Указание объекта культуры.
  4. Краткое содержание.
  5. Краткий отзыв с указанием на эмоциональное состояние учащегося.
  6. Источник.

Ребятам всегда хочется выступить перед одноклассниками, чтобы активизировать их внимание, услышать похвалу, рассказав о своих маленьких открытиях. Поэтому предлагаю активно использовать метод проектов (И. Чечель) как форму организации и презентации как форму представления ознакомительно-ориентированных (информационных), исследовательских и творческих работ. Темы проектов могут быть предложены учащимися и их родителями, учителем. Форму организации работы (индивидуальная, парная или групповая) и форму презентаций своих работ выбирают учащиеся.

Таким образом, исследовательская деятельность решает очень важные две задачи: помогает формировать научное мышление и объективную самооценку.

Для работы над проектом учащимся раздаются “Листы самоконтроля”, в основе которого лежит метод проектов И.Чечеля.

ФИ_________________________________________________________________Класс_________
Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный (информационный)

Тема________________________________________________________________

 

Сроки Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Результат

учащихся

  1.Погружение в проект 1. Определить:
  • тему;
  • цель и задачи;
  • тип проекта;
  • количество участников.

2. Выбрать и организовать рабочую группу

  • Обсудить (или предложить), сформулировать, принять, уточнить и конкретизировать тему, цели и задачи проекта.
  • Вжиться в ситуацию.
  • Выдвинуть (с подачи учителя) проблемы (“мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением).
  • Уточнить информацию (источники).
 
  2.Организация деятельности
  • Проанализировать проблему.
  • Определить (собрать и уточнить) источники необходимой информации.
  • Выбрать метод(ы) исследования (работы).
  • Распределить роли в группе.
  • Определить критерии оценки результатов работы над проектом.
  • Выбрать форму презентации проекта.
  • Спланировать работу по решению задач проекта по группам.
  • Сформировать состав группы.
  • Распределить роли в группах.
  • Спланировать работу в группах.
  • Выбрать форму и способ презентации результатов.
  • Предложить и обосновать свои критерии оценки работы над проектом.
  • Получить консультацию (при необходимости) у учителя.
 
  3.Осуществление деятельности Выполнить проект.
  • Активно и самостоятельно работать над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы).
  • “Добыть” недостающие знания.
  • Проконсультироваться с учителем.
  • Участвовать в промежуточных обсуждениях, полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.)
  • Оформить проект.
  • Вести подготовку к защите проекта. Участвовать в коллективном самоанализе.
 
  4.Защита проекта
  • Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов.
  • Защита проекта.
  • Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.
  • Анализ достижения поставленной цели.
  • Оценка результатов.
  • Защитить проект (продемонстрировать понимание проблемы, цели и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать).
  • Участвовать в самоанализе и самооценке деятельности и результатов деятельности.
  • Участвовать в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
 

У меня вопрос:____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Мои достижения:___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________