Сочинение по картине в 9-м классе (по программе М.М. Разумовской)

Разделы: Русский язык


Untitled Document

Работа по программе М.М.Разумовской в 9 классе предполагает написание небольших по объему сочинений по картинам с синтаксической направленностью. Так, например, к картине А.А. Пластова «Первый снег» даются следующее задания: рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова «Первый снег»; напишите, какие чувства вызывает у вас эта лирическая картина, передающая радость первого снега. Употребите, где возможно, сложносочиненные предложения с повторяющимся союзом и для описания детей, падающего снега, вороны… Прочитайте с нужной интонацией эти предложения.
Предлагаю следующий вариант урока по данной теме.

Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Цели урока:
1) подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег»;
2) активизировать лексику по теме «Описание картины»;
3) употребить в сочинении сложносочиненные предложения с союзом и.

Оборудование урока:
1) репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег»;
2) вилеоматериал о художнике и его картинах.

Этапы урока:

1. Судьба художника и его талант. (Использовать заранее подготовленное сообщение ученика и видеоматериалы из цикла передач «История одного шедевра».)

Аркадий Александрович Пластов родился 19 января 1893 года в с. Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область), его дед был иконописцем. Пластов по желанию деда окончил духовную семинарию, но любовь к живописи оказалась настолько сильной, что в 1912 году он поступает в московское Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1920 по 1930 г Пластов работает над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. Пожар в мастерской художника (1913г) уничтожил все его ранние работы.
 С 1935 г Пластов пишет преимущественно жанровые картины, проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей. С большой проникновенностью художник прославляет благородный труд и духовную красоту сельских жителей.
Пластов в своем творчестве продолжал развивать традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца Х1Х - начала ХХ вв. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на переднем плане и мажорная яркость красок. «На пастбище» (1938), «Сенокос» (1945), «Ужин трактористов» (1951), «Весна» (1954), «Мама» (1964) – наиболее известные его картины.
Пластову дана редкая способность события реальной жизни превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл (По книге Г.К. Леонтьева. А.А. Пластов. – Л,, 1966.)

2. Фиксация первого впечатления.

Предложим учащимся записать свое первое впечатление от картины в одном-двух предложениях. В конце беседы по картине это суждение школьников нужно будет сопоставить с окончательной оценкой картины.

3. Сведения о картине.

«Первый снег» (1946). Государственная Третьяковская галерея.

4. Общее впечатление.

Предлагаем ученикам определить, в каком краю увидел художник этот пейзаж. (Пластов написал русскую природу средней полосы России). Перед нами реалистический пейзаж. Обращаем внимание на выбор вертикального формата полотна, что помогает передать красоту падающего с неба снега.

5. Ключевой вопрос.

Перед нами не фотография реально существующего пейзажа, а художественный образ, в котором выразилось понимание живописцем не только этого уголка природы, но и мира в целом.
О чем рассказал нам художник в этом полотне? Каково его личное отношение к миру?- ключевой вопрос записывается на доске.

6. Изобразительно-выразительные средства.

Художественная задача. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно,- писал А.А. Пластов. – И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия – на все его хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, и на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».
О сюжете полотна. Зрелище первого снега, принесшего преображение земле, рождает светлые чувства. Еще вчера все было полно печальным запахом увядания, все залито печальным, мутным светом осени. А сегодня – все в белом праздничном наряде. Вдруг посветлело вокруг. Принарядились в белые шапки островерхие крыши. Скрылись под белым пологом груды подгнившей ботвы в палисаднике. Стих уныло завывавший вчера ветер. Будто успокоился, свершив свои дела, сорвав последний листок с березы, пригнав снежные тучи. Такая тишина, что, кажется, слышишь, как падают на землю крупные снежинки. Земля укрылась пуховым одеялом, готовясь к долгому зимнему сну.
Светлое чувство покоя передается людям, рождая в душе волнение и радость. Вся картина – крылечко дома, белая, с обнаженной серебристой кроной береза в палисаднике, безлюдная, вся в белизне от падающего хлопьями снега деревенская улица – полна поэзии, наполнена свежим, ни с чем не сравнимым запахом первого снега.
Чувства, рождаемые картиной Пластова, умножаются, так как к нам они приходят через чистоту и непосредственность детской души. Герои полотна – девчушка в платке, накинутом на легкое ситцевое платье, да паренек, на всякий случай одевшийся по-зимнему: в пальто, валенки и ушанку.
Ранним утром вышли они на крыльцо первыми встретить приход зимы. Им все внове, для них первый день зимы полон щедрых обещаний, неясных предчувствий больших радостей. И мы вместе с ними будто переселяемся в сказочное, волшебно-прекрасное, полное чудес царство – детство.
Дети на картине Пластова – «проводники» в поэтический мир пластовстких образов. «Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю»,- говорил художник. Видеть мир глазами ребенка – одно из неотъемлемых качеств подлинного искусства. Жизнь перед зрителями предстает в восприятии художника и в восприятии детей. Лиризм картине придают именно детские образы.

7. Беседа по картине.

  • Что больше всего привлекает ваше внимание?
  • Мысленно убираем детей из картины. Что изменилось? (Глохнет поэтическая нота, распадается замысел.)
  • Найдите приметы первого снега.
  • На картине изображены брат и сестра. Кто из них выбежал первым? Чем вы можете подтвердить свою догадку?
  • Дети радуются первому снегу. А как передать их настроение словами?
  • Что открывается взору ребят? Не пропустите интересные детали.
  • Какие краски преобладают на картине? (Осенние и зимние краски объединены серо-голубоватым тоном.)

8. Упражнения, помогающие вербализации впечатлений.

  • Из словарей выберите названия цветовых тонов, которыми можно охарактеризовать цветовую гамму неба на картине «Первый снег».
  • Составьте словосочетания из данных слов: построение, колорит; эмоциональность, колорит; напряженный, цвет; использовать, цвет; выразить, колорит.
  • Продолжите ряд: первый снег, белый, пушистый…
  • Снежинки падают, а может, кружатся, опускаются? (Используйте другие глаголы.)
  • Дополните описание: ветки березы, припорошенные снегом и сохранившие еще последние листочки…

9. Художник и зритель. Художник хотел быть понятным. Он хотел, чтобы зритель мог мысленно «войти» в картину, ощутить себя внутри пространства, а не оставаться пассивным наблюдателем со стороны.


Итак, мы мысленно вошли в пространство картины. Куда вы встали? Послушайте себя. Что вы чувствуете? Что рассказал нам художник о мире и о себе?
При организации текста помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от крыльца виднеется…; прямо перед нами изображены…; на первом плене художник пишет…; второй план занимает…; вдалеке угадывается…
Составление плана по картине.

  1. Изображение сельских жителей – излюбленная тема А.А. Пластова.
  2. Сюжет картины «Первый снег».
    • Радость первого снега.
    • Описание детей.
    • Падающий снег.
    • Детали: береза, ворона на снегу, небо.
  3. Какие чувства у вас вызывает картина «Первый снег»?

10. Домашнее задание по выбору:

  • написать сочинение-описание по плану, уточненному пишущим в соответствии с его собственным художественно-эстетическим восприятием;
  • написать сочинение-зарисовку, например: «Музыка первого снега»;
  • написать сочинение-ассоциацию, например: «Снег моего детства», «Непостижимая тайна неба»;
  • написать сочинение-этюд, например: «Образ движения в природе», «Первый снег»;
  • задание повышенной сложности: самостоятельный анализ картины А.А. Пластова «Весна».

Работа ученицы 9 класса Максимовой Марии

А.А. Пластов родился в крестьянской семье в селе Прислониха. Художник рисовал в основном сельские пейзажи, изображал мирный труд деревенских жителей. Цель его работ – показать естественную красоту мира. В 1931 году, когда А.А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых произведений. Это был расцвет его творчества. В этот период и была написана картина «Первый снег».
Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает.
 Сюжет картины незамысловат. Маленький мальчик собрался идти гулять, вышел на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Малыш забежал обратно в дом и позвал сестру посмотреть на снегопад. Девочка выбежала на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках на босу ногу, накинув на плечи мамин платок. Она, широко раскрыв глаза, наблюдает за происходящим, как и ее брат. На лицах ребят улыбки. Брат с сестрой радуются первому снегу той радостью, которая свойственна только детям. А снег все падает и падает с неба, покрывая крыши домов, крыльцо деревенского дома, дорогу. Любопытная ворона, важно шагая, все же с некоторой опаской ступает по первому снегу. Она удивлена не менее ребят, возможно, ей впервые довелось увидеть снег.
Эта картина вызывает у меня чувство радости, потому что снег – это так здорово! Сразу вспоминается детство, когда мы, будучи такими же малышами, радовались приходу зимы, а с ней и первому снегу, ловили ртом снежинки, лепили снеговиков. Да, это время ушло, но в нашей памяти оно останется навсегда, и картина «Первый снег» напомнит об этой чудесной поре. Всегда приятно после пасмурной темной осени наслаждаться чистотой первого снега, который белым покрывалом стелется по земле.

Сочинение-описание по картине В.В. Верещагина «Смертельно раненный» (1873).

В учебнике для 9 класса по программе М.М. Разумовской предлагаются следующие задания по данной картине: напишите, что вы знаете об авторе этой картины, который изобразил героизм русского солдата, показывая трудности и ужасы войны; описывая свои впечатления от картины, постарайтесь употребить бессоюзные сложные предложения.

Цели урока:
1) познакомить ребят с творчеством В.В. Верещагина;
2) подготовить к написанию сочинения.

Учащиеся заранее получили домашнее задание: написать миниатюру на тему: «Война в моем представлении – это…»

Передо мною, как перед художником, Война,
и я ее бью, сколько у меня есть сил…
В.В. Верещагин

Оборудование урока: репродукции картин В.В. Верещагина, портрет художника, видеоматериалы о художнике и его картинах.
Индивидуальные задания: найти материал о художнике, выучить отрывок изстихотворения В. Гаршина «Толпа мужчин и дам нарядных…» На уроке заслушиваются выступление ребят, просматриваются видеоматериалы о художнике и его картинах, проводится словарная работа.

Этапы урока:

  1. Информация о художнике.

Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. В 1860 году в Петербурге окончил морской корпус, но отказался от военной карьеры. Осенью 1860 года был принят в Академию художеств, но не закончил ее, разочаровавшись в академической системе преподавания. Верещагин уезжает на Кавказ, где много рисует с натуры, затем обучается в парижской студии Жерома в Школе изящных искусств.
 В качестве художника сопровождает командующего войсками Туркестанского военного округа в Среднюю Азию. Создал туркестанскую серию картин: «У дверей Тамерлана», «Апофеоз войны» и др. «Из Туркестана воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде ещё никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе»,- писал В.В. Стасов.
Следующая серия картин посвящена русско-турецкой войне на Балканах. В нее вошли картины «На Шипке все спокойно», «После атаки» и др. По мнению Верещагина, художник-баталист должен быть не зрителем, а участником войны, чтобы понять весь ужас человеческой бойни.
В начале 1890-х годов художник пишет ряд картин, посвященных нашествию Наполеона на Россию: «Не замай! Дай подойти!», «С оружием в руках – расстрелять».
 Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на театр военных действий, где погиб на затонувшем броненосце «Петропавловск» в 1904 году.

  1. Фиксация первого впечатления.

Записать свое первое впечатление о картине в одном-двух предложениях.
А что знаете о войне вы, ребята? Дома вы должны были подумать об этом, а свои размышления оформить в виде миниатюры.
Итак, война в вашем представлении – это…(чтение учащимися своих работ).
Подвести итог вашим работам помогут слова А.Т. Твардовского, который сам был участником Великой Отечественной войны:

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё и не было и нет…

А вот как представлял войну В.В. Верещагин. Картина называется «Апофеоз войны» (1871).
Апофеоз – прославление, величание.
Огромная пирамида из человеческих черепов. Конечно, в названии картины заключена ирония: войну, оказывается, прославляют не знамена и ордена, а гора черепов. Эту картину художник написал в Туркестане, и относится она к серии «Варвары». Первоначальное название «Апофеоз Тамерлана» художник заменяет обобщенным «Апофеоз войны». На раме картины художник оставил следующую запись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим!».

  1. Беседа по картине.

В 1874 г состоялась выставка картин Верещагина. Высшие сановные и военные круги обвинили художника в клевете на русскую армию. Писатель Всеволод Гаршин, человек тонко организованный, ненавидевший войну, после посещения выставки туркестанских полотен написал стихотворение. Послушаем его. (Звучит отрывок из стихотворения в исполнении ученика).

Толпа мужчин, детей и дам нарядных
Теснятся в комнатах парадных
И, шумно проходя, болтают муж собой:
«Ах, милая, постой!
Regarde, Lili,
Comme c’ est joli!
Как это мило и реально,
Как нарисованы халаты натурально».
«Какая техника!- толкует господин
С очками на носу и с знанием во взоре. -
Взгляните на песок: что стоит он один!
Действительно, пустыни море.
И…лица недурны!»… Не то
Увидел я, смотря на эту степь,
                                   на эти лица;
Я не увидел в них эффектного эскизца,
Увидел смерть, услышал вопль людей,
Измученных убийством, тьмой лишений…
НЕ люди то, а только тени
Отверженников родины своей.
                                                              (1874)
Верещагин изображает войну как страшное зло, такой же видит войну и Всеволод Гаршин. Оба эти художника – художник кисти и художник слова – были гуманистами и обличали войну как явление.
Картины с изображение войны – сражений, сцен из военной жизни – относятся к батальному жанру. Слово баталия (фр.) – сражение, битва; батальный – изображающий войну (художник-баталист).
Батальная живопись близка к исторической. На полотне художника война может быть изображена как проявление храбрости и доблести, как массовое безумие, как философское размышление о жизни и смерти. В каждом произведении художник выражает свое отношение к тому, что рисует.
– Где происходит действие картины? (Средняя Азия, Туркестан, степь, раскаленный от солнца песок.)
– Как изображен главный герой картины? (По раскаленному от солнца песку стремительно бежит солдат. Он выпустил из рук ружье, схватился за грудь, но бежать не перестал…)
– Опишите подробнее солдата. (На картине изображен смертельно раненный человек. Он обезумел от боли. В широко раскрытых глазах запечатлен ужас. Судорожно зажав рану, он
продолжает бежать, словно это может принести спасение, облегчить его муку. Отмечаем «говорящие» детали одежды: белая рубашка, оторвавшиеся погоны, фуражка, сбившаяся набок.)

– Есть ли надежда на спасение? (Нет).
– Какова роль пейзажа? (Пороховой дым, раскаленный воздух, беспощадное солнце – все это придает картине жизненность, огромную впечатляющую силу.)
– Как вы считаете, для чего художник нарисовал эту картины? (Верещагин потрясен бессмысленной жестокостью войны.) 

  1. Проблемная художественная задача.

В.В. Верещагин, представитель русского демократического реализма II половины ХIХ века, посвятил свое творчество обличению варварской сущности захватнических войн. В батальной живописи проявил себя всемирно признанным реформатором. Художник не мог не показать солдат, простых и мужественных, ежедневно проявлявших чудеса храбрости и стойкости в борьбе с врагами.
«Солдаты Верещагина – это все тот же народ, только…носящий мундир и ружьё. Его солдаты - такие же ни на минуту не прекращавшие жить народной жизнью люди, как и солдаты Л. Толстого в его кавказских и севастопольских картинах»,- писал В.В. Стасов.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Серо(желтый) к..л..рит, раскале…ый зноем воздух, высуше…ое солнцем; захватническ.. войны, н…сущие смерть; чу…ство пр…теста против пор…бощения, б…тальная картина, бе…мысле..ая жестокость, военная к…мпания, п..роховой дым, вп…ч…тляющая сила картины, художник-б…талист, сдержа…ые краски, обреч…н на смерть.

  1. Составление планов.
  1. В.В. Верещагин – мастер батальной живописи.
  2. Описание картины.
  • Общее впечатление о герое.
  • Говорящие детали:
    а) выражение лица;
    б) руки солдата;
    в) детали одежды.
  1. Чувства, которые вызывает картина (использовать домашнюю миниатюру). Актуальность творчества В.В. Верещагина в наши дни.
  1. Задание:

Написать сочинение по картине В.В. Верещагина «Смертельно раненный», выполнив синтаксическое задание к упражнению учебника.
Задание повышенной сложности: самостоятельный анализ картины В.В. Верещагина «Апофеоз войны».