Система работы по изучению правописания безударных гласных в начальных классах

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Развитие фонематического слуха

Развитие навыка морфемного анализа

Способы проверки безударных гласных

Обогащение словаря

I этап – 1 класс

Создание условий для усвоения правописания безударных гласных

1. Наблюдение над словами, написание которых расходится с произношением. 2. Отработка умения находить ударные и безударные слоги в слове. 3. Различение ударных и безударных гласных. Обнаружение безударных гласных в словах.

4. Слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

5. Совершенствование звуковой, произносительной речи учащихся, устранение недочетов произношения.

1. Практическое знакомство с родственными словами, выделение их общей части.

2. Установка на запоминание графического образа общей части.

1. Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. 1. Правильное употребление слов.

2. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов.

3. Различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии.

4. Подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

5.выработка умения пользоваться словом в правильной грамматической форме.

II этап

Изучение правила правописания безударных гласных в различных морфемах и его закрепление

2 класс

1. Наблюдение над ролью ударения в различении смысла в двусложных словах.

2. Различение ударных и безударных гласных в слове.

3. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах: сосны – сосна.

4. Умение производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность букв, звуков и их характеристика.

1. Однокоренные слова (общее понятие).

2. Наблюдение за единообразным написание корней в однокоренных словах: дом – домашний, морковный – морковь.

1. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов: река – реки, словарь – слово. 2. Проверка правописания непроверяемых безударных гласных в однокоренных словах: мороз – морозный – морозить. 1. Знакомство с правилами произношения слов.

2. Умение правильно выделять в слове ударный слог (магазин, портфель, понял, красивее).

3. Умение пользоваться справочной страницей учебника “Произноси правильно слова”.

4. Ознакомление с толковым словарем.

3 класс

1. Нахождение безударных гласных в различных морфемах.

2. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

1. Наблюдение над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов. 2. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление, распознавание).

3. Правописание гласных в приставках о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

4. Связь слов в словосочетании.

5. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

6. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе.

1. Проверка правописания безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных: солнце, озеро.

2. Проверка правописания окончаний имен прилагательных –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, ые. 3. Проверка правописания суффиксов –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление).

4. Правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

5. Способы проверки орфограммы в корне слова (сопоставление).

1. Умение пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, словообразовательным словарем.

2. Употребление в речи слов с приставками.

3. Наблюдение за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов.

4. Многозначные слова.

5.Употребление слов в прямом и переносном значении.

6.Устаревшие и новые слова (ознакомление).

4 класс

1. Фонетический анализ слова. 1. Подбор однокоренных проверяемых слов разных частей речи.

2. Морфемный анализ слова.

3. Особенности падежей и способы их распознавания.

4. Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах.

5. Склонение и правописание имен прилагательных и существительных во множественном числе.

6. Управление и согласование в словосочетании.

7. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о, -а: близко, быстро, издалека, издавна и т.п.

1. Проверка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-его склонения в единственном числе(кроме имен существительных на –мя, -ий, -ие, -ия).

2. Проверка правописания гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на –ья, -ье, -ов, -ин).

3. Проверка правописания безударных гласных в суффиксах глаголов в прошедшем времени: слышать – слышал, увидеть – увидел.

4. Правописание родовых безударных окончаний глаголов.

5. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений.

1. Умение правильно образовывать формы падежей имени существительного, имени прилагательного, местоимения, имени числительного.

2. Текстообразующая роль местоимений.