Урок-проект по лирике Н.Заболоцкого

Разделы: Литература


Цели проекта:

1. Изучить основные вехи биографии Н.А.Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.

Выявить в творчестве поэта традиции русской классической поэзии; совершенствовать навык анализа лирического произведения, обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.

2. Формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности с использованием материалов литературных источников; учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы.

3. Помочь школьникам осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого; обратить внимание на мысль об ответственности каждого за сотворение в себе человеческого; о необходимости утверждения идеалов красоты, чести, совести.

Оборудование:

Портрет Н.Заболоцкого, сборники стихов Н.Заболоцкого и Ф.Тютчева, выставка книг поэта, записи песен на стихи Н.Заболоцкого; иллюстрации, выполненные учащимися по мотивам стихов Н.Заболоцкого; итоговые работы каждой группы: исследовательская работа “Сравнительный анализ “Грозы” Н.Заболоцкого и “Весенней грозы” Ф.Тютчева”; стенгазета “Слово-ключ в лирике Н.Заболоцкого; альбом “Что есть красота?”; викторина “Жизнь и стихи Н.Заболоцкого”.

В процессе работы над проектом были созданы группы учащихся по разным направлениям.

Группа 1.

Изучить основные вехи биографии поэта, дать обзор поэзии, используя различные источники.

Найти высказывания писателей и современников о личности и творчестве Н.Заболоцкого.

Подготовить вопросы для викторины “Жизнь и стихи Н.Заболоцкого”.

Группа 2.

Проанализировать стихи поэта и дать ответ на вопрос: “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?”

Подготовить иллюстрации по мотивам стихов поэта.

Оформить альбом с выводами по данному вопросу.

Группа 3.

Провести сравнительный анализ стихотворения Н.Заболоцкого “Гроза” и стихотворения Ф.Тютчева “Весенняя гроза”.

Представить в письменном виде исследовательскую работу по данному вопросу.

Группа 4.

Исследуя творчество поэта, определить, есть ли стержневое слово, слово-ключ в лирике поэта.

Оформить стенгазету, представив в ней выводы по данному вопросу.

Найти песни, написанные на стихи Н.Заболоцкого.

Отчётные материалы.

1. Открытый урок “Не позволяй душе лениться…”.

2. Иллюстрации по мотивам стихотворений Н.Заболоцкого.

3. Альбом “Что есть красота?”

4. Вопросы для викторины “Жизнь и стихи Н.Заболоцкого”.

5. Исследовательская работа “Сравнительный анализ

“Грозы” Н.Заболоцкого и “Весенней грозы” Ф.Тютчева”

6. Стенгазета “Слово-ключ в лирике Н.Заболоцкого”

Ход урока – проекта

I Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Преданность своему делу была характерной чертой Н.Заболоцкого, и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления его таланта, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, произведения для детей, немногочисленные статьи и заметки о литературе. И за каждой его строкой встаёт образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного, проникновенного человека. А тем, кто пристальнее вглядится в личность Заболоцкого и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений, скрытая игра страстей и вдохновения.

Итак, определим и запишем три вопроса урока, ответить на которые мы должны в ходе нашей работы:

1) “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?

2) Чем отличается “Гроза” Н.Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

3) Есть ли сквозное, стержневое (заветное) слово, слово-ключ в лирике поэта?

По каждому из этих вопросов при подготовке к уроку работала отдельная группа. И сегодня вы поделитесь своими мыслями и выводами, к которым пришли в ходе исследования творчества поэта.

Но беседу по этим вопросам мы предварим рассказом о жизненном и творческом пути Н.Заболоцкого.

Сообщение группы 1.

Жизненный и творческий путь Н.Заболоцкого (рассказы учащихся)

I Николай Алексеевич Заболоцкий родился в 1903 году в деревне Красная Гора Вятской губернии Уржумского уезда. Дед – николаевский солдат, отец – агроном, мать – сельская учительница. Детство провёл в селе Сернур под Казанью.“Здесь я окончил 3 класса начальной школы, вдоволь наслушался соловьёв, насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира…Около книжного шкафа я навсегда выбрал себе профессию”, - писал Заболоцкий.

1913 год – Уржумское реальное училище.“Рисование вместе с математикой считались важнейшими предметами… У нас были свои местные художники-знаменитости, и вообще живопись была предметом всеобщего увлечения”

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно

1920 год – историко-филологический факультет 1-го Московского университета, одновременно медицинский факультет 2-го Московского (напряжённая духовная жизнь и голодный быт – возвращение домой).

1921 год – Ленинградский педагогический институт имени Герцена, отделение русского языка и литературы.

1926 – 1927 годы – служба в армии.

И в этом период начинает рождаться Заболоцкий – поэт. В истории поэзии мало примеров такого смелого и сознательного самоизменения, непрерывного самообновления, такого удивительного искусства перешагивать через самого себя. Это странное противоречие мы находим в словах самого поэта. Так, на вопрос: “О чём больше всего мечтаете?” - он отвечал: “Оставаться самим собой” Однако в стихотворении “Метаморфозы” читаем:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой.

Как можно объяснить это противоречие? Наверное, это то, о чём говорил А.Платонов: “Оказывается, мало один раз родиться, надо чуть ли не ежедневно возрождаться”, что Л.Толстой называл “течением души”, а А.Блок – “чувством пути”. Это определило условное деление творчества Н.Заболоцкого исследователем его творчества А.Македоновым на периоды.

II По выходе из армии поэт попал в обстановку последних лет нэпа. Хищнический быт всякого рода дельцов был чужд и враждебен ему. Сатирическое изображение этого быта стало темой стихов первого периода, которые составили книгу “Столбцов”. Она считалась высшим достижением обэриутов (т. е. тех, кто входил в литературное содружество, называемое объединением реального искусства, сокращённо ОБЭРИУ). Эта книга о советском мещанстве, о том, как на смену кровавым временам пришли времена пошлые. Обыватели потянулись к “изящной жизни”. Название “Столбцы” как бы подчеркивало отличие от “высокой” поэзии (это будто не стихи, а просто строчки, записанные столбиком). Но сам поэт говорил, что он хотел названием книги выразить “понятие дисциплины, порядка – всего, что противостоит стихии мещанства”.

III Начало второго этапа творчества было связано с выходом в свет поэмы “Торжество земледелия” в 1933 году. Но эта публикация вызвала новую волну травли Заболоцкого. Угрожающие политические обвинения в критических статьях всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением. Это породило у него разочарование и творческий спад во второй половине 1933-го года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта: “Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…” И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала работа в детской литературе – в 30-х годах он сотрудничал в журналах “Ёж” и “Чиж”, писал стихи и прозу для детей.

Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений (“Вторая книга”). На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве” и своя поэма “Осада Козельска”, стихотворения и переводы с грузинского… Но наступившее благополучие было обманчивым…

Учитель. Следующий этап творчества Н.А.Заболоцкого обозначен прочерком, и даже слово “этап” обретает в нём зловещий, “буквальный” смысл. До определённого момента в литературе период жизни поэта между 1938 и 1946 годами выглядел как некая таинственная пауза. Где был поэт в эту пору?

IV 19 марта 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, от семьи, от свободного человеческого существования. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная “рецензия”, тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. До 1944 года он отбывал незаслуженное заключение в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и в Алтайском крае. С весны и до конца 1945 года уже вместе с семьёй жил в Караганде.

“Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом – сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…” Это строки из очерка Н.Заболоцкого “История моего заключения”. Залогом спасения в этот период станет творчество.

V В 1946 году Н.А.Заболоцкого восстановили в Союзе писателей, он получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на все удары судьбы, он сумел сохранить внутреннюю целостность и остался верным делу своей жизни – как только появилась возможность, он вернулся к неосуществлённым замыслам.

Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным. Были счастливые минуты вдохновения, были сомнения, а порой и чувство бессилия выразить то многое, что скопилось в мыслях и искало путь к поэтическому слову. Не случайно в написанных тогда стихотворениях “Слепой” и “Гроза” звучит тема творчества, вдохновения. Большинство стихотворений 1946 – 1948 годов относятся к шедеврам лирики Заболоцкого. В них чётко прослеживается преемственность творчества 30-х годов. Именно в этот период было написано поэтом одно из самых трагических стихотворений XX века “В этой роще берёзовой”. Внешне построенное на простом и очень выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе щемящую грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие “белых вихрей”, общих бед. В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта.

VI Не всё было просто в московской жизни Николая Алексеевича. Творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился спадом и почти полным переключением творческой активности на художественные переводы в 1949 – 1952 годах. Время было тревожным. Опасаясь, что его идеи снова будут использованы против него, Заболоцкий зачастую сдерживал себя и не позволял себе перенести на бумагу всё то, что созревало в сознании и просилось в стихотворение. Положение изменилось только после XX съезда партии, осудившего извращения, связанные с культом личности Сталина.

На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями “Где-то в поле возле Магадана”, “Противостояние Марса”, “Казбек”. За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.

Учитель. Итак, ребята, познакомившись с основными вехами биографии поэта, дав обзор его поэзии, мы вплотную подошли к основной части нашего урока. Мы должны будем остановиться на главных темах творчества поэта и ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

“Что есть красота?” Это вопрос, который всегда задаёт читатель, соприкасаясь с тем или иным поэтическим миром.

“Что есть красота?” - вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении 1955 года “Некрасивая девочка” и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший с самого начала в построение художественного мира поэта.

Так что же, ребята, красота в понимании Заболоцкого? Какие ответы вы нашли на этот вопрос, читая стихи поэта?

II. Обмен информацией

Сообщение группы 2.

1. Поэт начал с утверждения своих идеалов путем отрицания, неприятия антипода красоты – пошлости. Он вскрыл механизм пошлости, вырабатываемый так называемой “массовой”, усреднённой культурой, возродившейся к жизни в годы нэпа, но имеющей свою историю, свои глубокие корни в прошлом. Заболоцкий резко не принимал мещанского мирка и его суррогатов культуры. Сатирическое изображение этого быта стало темой его стихов, которые вошли в книгу “Столбцы”.

2. Собственный эстетический идеал, идеал красоты, Заболоцкий выстрадал всей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо, упорно и страстно искал его. Ведь в мире природы, куда он “окунулся” сразу же после мира “Столбцов”, этот идеал оказалось найти непросто.

Как фантастическое видение возникает перед нами лесное озеро в его стихотворении, которое так и называется “Лесное озеро”. Красота озера по преимуществу этическая: это – “целомудренной влаги кусок”. Своей девственной чистотой и непорочностью озеро напоминает невесту – “в венце из кувшинок, в уборе осок, в сухом ожерелье растительных дудок”. С другой стороны озеро резко выделяется из мира буйствующей, хищной, антигармоничной природы своей одухотворённой мыслью – “Бездонная чаша прозрачной воды сияла и мыслила мыслью отдельной”. И самое главное в поэтической характеристике озера здесь то, что его красота неотделима от правды. Оно – “источник правды”, к которому приникают толпы животных и диких зверей “воды животворной напиться”. Мы видим совмещение в слове прямого и переносного смысла: озеро – источник, но оно же и источник правды.

Как видим, в этом стихотворении Заболоцкий “устанавливает”, намечает свои основные категории, которые впоследствии будут определять его понимание красоты, в которых выразиться этот идеал: духовность, мысль, правда.

3. Я хотела бы обратить ваше внимание на стихотворение Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, в котором воплотилась мысль поэта написать человеческие лица в виде разных жилищ – каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим “характером” и – пониманием красоты.

Чтение наизусть стихотворения.

(Поэт противопоставляет свой мир миру природы. Его занимает тайна человеческого лица. Слово “лицо” почти в каждом его стихотворении. Он противопоставляет “лицо” природе. Употребляя выражения “лицо коня”, “лица зверей”, тем самым он как бы хочет сказать, что человек – это не только развитие того, что заложено в природе. Взаимоотношение внешнего и внутреннего мира, черт лица и душевного склада – проблема, питающая многие стихи Заболоцкого.)

4. Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в стихотворении “Некрасивая девочка” 1955 года.

Чтение стихотворения наизусть.

Портрет девочки – это портрет её внешности и одновременно её “внутренний” портрет, портрет души, “охваченный счастьем бытия”. Ей неведомы зависть и дурные чувства, чужую радость она переживает как свою. Поэт не просто сторонний наблюдатель, умилённый сочувствием некрасивой девочке. В его словах – надежда на силу человеческого сердца, способного перенести боль и обиду.

Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление о нравственной красоте.

Учитель. Итак, ребята, ответ на этот вопрос для поэта и для нас ясен: красота – божественный дар добра и человечности, душевного изящества. Мы пришли вместе с поэтом к выводу о необходимости торжества в жизни духовности, истинно гуманных, человеческих начал.

В 1946 году 43-летним Н.Заболоцким было создано стихотворение “Гроза”, а почти веком ранее его известным предком Ф.Тютчевым было написано знаменитое стихотворение “Весенняя гроза”. Эти два произведения станут предметом нашего последующего разговора. Давайте послушаем эти стихи.

Чтение стихотворений учащимися.

А теперь нам предстоит решить нелёгкую задачу: увидеть, как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление – грозу. В чём сходство и различие изображённых картин?

Начнём со сходства.

Сообщение группы 3.

1)И в том и в другом стихотворениях авторы показали ощущение мира в стихии и буре.

2)Авторы одинаково выражают своё отношение к происходящему.

Тютчев:

Люблю грозу в начале мая…

Заболоцкий:

Я люблю это сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья…

3) В обоих стихотворениях мы видим родственные художественно- изобразительные средства. Так у Тютчева и Заболоцкого присутствуют сравнения:

…первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Тютчев)

…медлительное появленье

Первых дальних громов – первых слов на родном языке. (Заболоцкий)

4) Природа, как у Тютчева, так и у Заболоцкого одушевлена, поэтому в стихотворениях так часто употребляются олицетворения. Например, у Тютчева: “солнце нити золотит”, гам лесной и шум нагорный вторят весело громам; у Заболоцкого: “человеческий шорох травы”, “травы падают в обморок”, “дождь рвётся”.

5) В обоих стихотворениях мы видим наличие аллитерации, с помощью которой авторы передают звуковое состояние грозы.

У Тютчева:

Гром,/ Как бы резвяся и играя,/ Грохочет в небе голубом…

Гремят раскаты молодые…

У Заболоцкого преобладание звонких согласных в строке (“Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница”) также передаёт раскаты грома, а глухих и шипящих (“Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке”) – порывы ветра и шуршание травы.

Учитель. При таком сходстве напрашивается вопрос: не повторяется ли Заболоцкий?

Ученик. Я думаю, в своём стихотворении Заболоцкий предстаёт и как благодарный ученик, но и, подойдя вплотную к Тютчеву, он показывает пример того, как можно достичь самобытности, оставаясь в пределах традиции. Он просто продолжил мысль на прочном тютчевском фундаменте.

Учитель. Чем же отличается “Гроза” Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

1) В первую очередь бросается в глаза разница в размере стиха, который используют авторы.

У Тютчева это – четырёхстопный ямб, который помогает передать движение, лёгкость, энергию.

У Заболоцкого строки гораздо длиннее. Это пяти-шестистопный анапест. И от этого стихотворение весомое, тяжёлое, что подчёркивает торжественность и величие происходящего.

2) Тютчевская “Гроза” существует объективно, вне времени, вне человека, из века в век совершая свой “громокипящий” праздник. Гроза – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Её за то и любят, что в ней есть игра природы.

У Заболоцкого человек любит грозу за то, что она творит. Тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения (“молния мысли”), и реальная картина, пейзаж выражает творческий процесс. Красота грозы создаётся в творческих муках – “содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница” - в процессе творчества; она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства.

Учитель. Итак, ребята, мы пришли к выводу, что Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни:

И теперь мы ответим на последний вопрос, поставленный в начале урока:

- Есть ли заветное слово, слово-ключ в лирике Н.Заболоцкого?

Сообщение группы 4

1) Да, конечно, есть такое слово в лирике Н.Заболоцкого. Определить его было нетрудно. Я думаю, не только мы, работающие по данной теме, но и другие мои одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, обратили внимание на то, что почти в каждом стихотворении поэта есть слово “душа”: душа природы, душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание.

В стихотворении “Уступи мне, скворец, уголок”, которое Заболоцкий написал в 1946 году, когда начинался новый, московский период его творчества, поэт восторженно обратил свою душу “к мирозданью лицом” - со всеми его противоречиями, горестями и радостями.

Чтение стихотворения наизусть.

2) Заболоцкий всё более утверждался в мысли, что совокупность законов природы неизбежно направляет развитие к торжеству высоких духовно-нравственных принципов. В такой закономерности проявляется та душа природы, которая так убедительно была изображена в стихотворении “Лесное озеро”. Разум природы действует во имя торжества этических идеалов, а гармония природы представилась поэту в свободном проявлении тех законов, которые обуславливают справедливость, красоту, взаимную любовь, вдохновение, творчество.

3)Чем старше становился поэт, тем с большей настойчивостью он искал доказательства грядущего торжества всеобъемлющей души природы, проявлением которой является и душа человека. И тем более необходимым ему казалось сотрудничество разума и души. Недаром он писал жене из Алтайского края: “Живая человеческая душа теперь осталась единственно ценной”. Когда одно из своих стихотворений он начинал словами: “Я не ищу гармонии в природе”, это не значило, что он не видел её страдающую душу:

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встаёт передо мной.

4) В стихотворениях московского периода появились ранее несвойственные Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность (“Слепой”, “В это роще берёзовой”, цикл “Последняя любовь”). Обострившееся внимание к живой человеческой душе привело его к психологически насыщенным жанрово-сюжетным зарисовкам (“В кино”, “Некрасивая девочка”, “Старая актриса”), к наблюдениям над тем, как душевный склад и судьба отражаются в человеческой внешности (“О красоте человеческих лиц”, “Портрет”). Для поэта гораздо большее значение стали иметь красота природы и её воздействие на внутренний мир человека.

5) О душе и одно из последних стихотворений Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Воспринимается оно как завещание. Это стихотворение-заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой.

Чтение наизусть стихотворения “Не позволяй душе лениться”

6) О душе и стихотворение Заболоцкого “Облетают последние маки”, которое стало песней. Музыку написал композитор Андрей Петров. Эта песня из кинофильма “Служебный роман”. Она прекрасно раскрывает образы героев, и заставляет задуматься: а каждый из нас живёт в ладу со своей душой? Ведь, по словам Заболоцкого:

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Звучит песня из кинофильма “Служебный роман” “Облетают последние маки”

Учитель. Жизнь – всюду, по Заболоцкому, где есть свет, свет души. А свет души рождается там, где человек глубоко чувствует природу (“Чем обычней простое растенье, тем живее волнует меня первых листьев его появленье на рассвете весеннего дня”), свой народ, неподдельную доброту его, разделяет с ним радости и горе.

Даже вопреки трагическим обстоятельствам жизни человек у Заболоцкого поднимается, если он сохранил “душу живу”.

III Рефлексия

Учитель. Итак, ребята, ваша глубокая исследовательская работа помогла раскрыть ясность и гармоничность одного из самых загадочных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из предложенных тем:

1. Темы, идеи, образы лирики Н.А.Заболоцкого.

2. Стихотворение Н.А.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”. (Восприятие, истолкование, оценка.)

3. Стихотворение Н.А.Заболоцкого “Читая стихи”. (Восприятие, истолкование, оценка.