Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Развивать умение детей составлять рассказ с заданными словами, сочетая их по смыслу.
  2. Способствовать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное.
  3. Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице.
  4. Активизировать в речи однокоренные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка снежный, заснеженный, зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка – зима, зимовщик).
  5. Продолжать учить детей составлять предложения из 2, 3, 4 слов по схеме.
  6. Продолжать учить детей разгадывать кроссворд.
  7. Продолжать учить детей рисовать деревья, используя нетрадиционные способы “Монотипия”, “Прижми и отпечатай”.
  8. Прививать детям любовь к природе, через чтение стихов, составление рассказов

Материалы: бумага, кисточки, краска белая, кроссворд, мнематаблица “Зима”, мнемотаблица для составления предложения.

Ход занятия:

Отгадайте – ка, ребятки,
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зимушка – зима)

Сегодня с вами на занятии мы поговорим о зиме. Закройте глазки и представляйте все, о чем я буду рассказывать (включается тихая мелодия).

На улице все белым, бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами, ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки; пушистые снежинки облепили все веточки. Но стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веточки. Это так красиво! Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей снегурочкой. Огромные сугробы у дорог. Как хорошо с разбегу упасть в сугроб и полежать, раскинув руки! А потом поиграть в снежки, да так, чтобы снег попал даже за шиворот. Холодно. Мороз щиплет щеки, нос, но все - таки здорово!

Ребята вы любите Зимушку – зиму? А какие признаки знаете, по которым можно определить, что это Зима? А чтобы вам было легче работать, будем использовать таблицу (см. приложение №1)

А какие зимние приметы вы знаете, я сейчас я проверю?

Проводиться речевая игра “Зимние приметы” Степанова.

В: Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…

Д: Значит, ясно будет днем

В: Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завес,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга…

Д: Жди метели

В: Если рыбы зимним днем
Ходят прямо подо льдом
И о лед стучит хвостом-
Значит, без сомнения…

Д: Ждите потепления

В: Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно…

Д: Будет ясно и морозно.

Молодцы хорошо знаете приметы зимы. А когда на улице много снега, что делают дети, когда гуляют? Лепят фигурки.

Давайте и мы с вами слепим снеговика. (Массаж биологически активных зон)
Раз и два, раз и два                                    Имитируют лепку снежков
Лепим мы снеговика Мы покатим снежный ком,                      Поочередно проводят ладонями
                                                                      по шее справа и слева

Кувырком, кувырком
Мы его слепили ловко,                             Проводят пальцами по щекам сверху вниз
Вместо носа есть морковка,                       Растирают указательными пальцами крылья носа
Вместо глазок – угольки,                            Прикладывают ладони ко лбу “козырьком” и энергично растирают лоб
Ручки- веточки нашли                               Трут ладонями друг о друга
А на голову – ведро                                     Раздвигают указательный и средний пальцы “вилочкой” и растирают точки перед ушами и за ними

Посмотрите, вот оно!                                 Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой

А сейчас послушайте внимательно стихотворение и ответьте мне на такой вопрос. В каком зимнем месяце бывают эти приметы?

Ветры, вьюги, ураганы, дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко, вейтесь над землею,
Пусть бежит в полях поземка белою змеею.

Правильно это бывает в феврале. А какой самый главный признак февраля мы узнаем, разгадав кроссворд. Слушайте загадку, отгадав ее, запишите в клеточки. Получите ключевое слово. Это и будет главный признак февраля.

  1. Одеяло белое не руками сделано
  2. Не ткалось и не кроилось,
    С неба на землю свалилось. (снег)

  3. Без досок, без топоров
  4. Через речку мост готов
    Мост – как синее стекло:
    Скользко, весело, светло (лед)

  5. Какой это мастер на стекла нанес
  6. И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

  7. Я пушиста и бела,
  8. Ребятишкам я мила
    Позволяю им кататься
    И на горке и на льду (зима)

  9. Как на небе с севера
  10. Плыла лебедь серая
    Плыла лебедь сытая,
    Вниз кидала, сыпала
    На поля, озёрушки
    Белый пух да перышки (снегопад)

(см.приложение №2)

Сейчас я вам прочитаю рассказы, вы должны будете найти, то, что на самом деле не бывает, т.е. небылицу. (Чтение текста)

  1. Наступила зима. Собрались мы в лес за грибами и взяли с собой корзинки. До леса было недалеко. Нужно было пройти через мост. В лесу росли ягоды, цветы, пели птицы. Мы собрали много грибов. Веселые и довольные вернулись домой. Теперь на обед у нас будет вкусный суп.
  2. Пришла зима. Дни стали длиннее, чем ночи. Лиственные и хвойные деревья стоят голые. Хорошо живется зимой птицам: корма много. Медведь ложится в берлогу, люди надевают теплые вещи: куртки, сапожки.

Физминутка. “Белый снег”

Белый снег пушистый
В воздухе кружится (покачивание руками)
И на землю тихо
Падает ложится (присели, руки опустили)
И под утро снегом (встали, покружились)
Поле забелело (руки на поясе, повороты вправо, влево)
Точно пеленою
Все его одело (присели, руки опустили на пол)

Ребята, отдохнули, представили, что вы снежинки. А теперь вспомните слова, родственные словам “снег”, “снежок”, “снежинки” (если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)

  • Как сказать о горке, сделанной из снега? (снежная)
  • Какими словами можно назвать снежную бабу? (снеговик)
  • Как называются цветы, первыми расцветающие в лесу, когда еще лежит снег? (подснежники)
  • Объясните, почему подснежники так называются?

(они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом)

Придумайте предложения со словом снег, по схемам.

________ __________.

________ __________ _________.

________ __________ _________ ________.

Составление описательного рассказа о зиме.

Мы сегодня с вами очень много узнали о зиме, о красоте зимнего леса, сейчас я вам предлагаю нарисовать зимний лес. Показ образца. Зимний лес будем рисовать нетрадиционным способом “Монотипия”. Сначала вы должны будете нарисовать рисунок на доске, а затем прикладываем чистый лист бумаги, проглаживаем и аккуратно убираем лист. Приступаем к работе.

Что сегодня мы с вами делали на занятии? Дети дают ответы

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3