Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Разделы: Литература


Цель:

  • определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;
  • проанализировать образы героев;
  • воспитание гуманного отношения к людям;
  • развитие умения рассуждать на поставленную тему.

Формы и методы работы: беседа, работа с текстом, работа с таблицей, выборочное чтение, самостоятельный подбор дополнительного материала.

Оборудование: выставка книг А.С.Пушкина, написанных в период Болдинской осени, мультимедийная презентация, выполненная автором урока, плакаты с цитатами из произведения

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Осень 1830 года А.С.Пушкин провел в имении Болдино. В те времена при вступлении детей в брак родители выделяли им какую-то часть своих поместий. Сергей Львович Пушкин выделил сыну часть имения Болдино, куда поэт приехал ненадолго для решения хозяйственных вопросов. Ему было немного досадно, что самое любимое им для работы время года он потратит на хлопоты о приданом.

Однако постепенно настроение Пушкина меняется: пришло “прелестное”, по его выражению, письмо от невесты и всё больше вступает в свои права осень, которую поэт обожал. Только человек, влюблённый в это время года, мог написать: “Осень чудная: и дождь, и снег, и по колено грязь”.

Оформление бумаг быстро продвигалось, но покинуть Болдино Пушкину не удалось: в Россию пришла холера. Пушкина от невесты отделяло 14 карантинов (карантин – это санитарный пункт для осмотра тех, кто прибывает из мест, где распространена эпидемия). Он пытался прорваться через них, но неудачно. И тогда он начал писать.

“Нигде так хорошо не пишется, как осенью в деревне”, - говорил он. (слайд 1)

    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута - и стихи свободные текут
    .

    < Приложение 1>

3. Проверка домашнего задания (1 группа):

    • рассказать о творчестве А.С.Пушкина в Болдинскую осень.

Материал для учителя.

Пушкин писал Н.Н.Гончаровой: “Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь”. “Марать бумагу”, т.е. сочинять, творить, он начал уже на четвёртый день по приезде:

7 сентября написаны “Бесы”, 8-го – “Элегия”, 9-го – “Гробовщик”, 10-13-го – “Сказка о попе и работнике его Балде”. Философская лирика, проза, сказка, и всё это – итоги только первых десяти дней! Пушкин работа стремительно и вдохновенно.

В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись в Москву, Пушкин подведёт итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: “Я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы “Онегина”, 8-ю и9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен или маленьких трагедий [“Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость, “Пир во время чумы”]… Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё… Написал прозою 5 повестей [“Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Барышня-крестьянка”,

“Станционный смотритель” ]…” (письмо Плетнёву, 9 декабря 1830 года).

4. Сообщение темы урока.

Предметом нашего разговора сегодня и будут “Повести покойного Ивана Петровича

Белкина”. Более подробно остановимся на повести “Станционный смотритель” и образе

“маленького” человека в ней.

5. Анализ сборника “Повести Белкина”.

Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает и формулирует, какой она должна быть. На вопрос своего знакомого: “Кто такой Белкин?” - Пушкин ответил: “Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак : просто, коротко и ясно”.

Проверка домашнего задания (2группа):

    • Что говорили читатели и критики о “Повестях Белкина”?
    • Почему такие разные мнения?.

Материал для учителя.

    • “Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. Повести Белкина читаются легко, ибо они не заставляют думать” (“Северная пчела”, 1834, №192, 27 августа).
    • “Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания , а просто сказки и побасенки” (В.Г.Белинский).
    • “Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все “Повести Белкина”. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение” (из письма Л.Н.Толстого П.Д.Голохвастову).

Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … “того не может быть!” Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких “повестушек”. Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть.

Пушкин размышляет о читателе, отношения с которым становились непростыми. Пушкин так перерос читателя, что между ними начинает исчезать взаимопонимание: поэта клонило к суровой прозе, а читатели ждали от него возвышенной романтической поэзии. Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду и противоречия российской жизни.

Проза Пушкина так отличалась от существующей в то время литературы, что он не рассчитывал на успех. Так и появился Иван Петрович Белкин - обобщенный образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями.

Беседа по вопросам.

“?” - Что вы знаете о И.П.Белкине и откуда вы это узнали?

( анализ главы “От издателя”)

“?” - Что общего между Пушкиным и Белкиным?

(Если возникнет трудность, предложить таблицу; объяснить и заполнить тезисную левую часть; правая часть – самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).

Сходство Пушкина и Белкина.

1) Почти ровесники.
  • К моменту создания “Повестей Белкина” Пушкину было чуть больше 30 лет.
  • Белкин умер в 30 лет.
2) Умение вести хозяйство. Можно предположить, что Пушкин вёл бы хозяйство не лучше своего героя.
3) Одиноки.
  • Так называемый друг Белкина не читал его произведений, а ключница использовала его рукописи “На разные домашние потребы”.
  • Пушкин тоже в это время страдал из-за непонимания читателей и мечтал о читателе-друге.

Итак, Пушкин опубликовал свое творение под чужим именем. И не просто опубликовал: для подстраховки он придумал Белкина. Появился издатель А.П., провинциальный писатель Белкин и, наконец, его рассказчики. Пушкин показал, как внимательно сумел Белкин выслушать рассказанные ему истории и изложить их так, что перед нами предстала почти вся Россия.

“?” - Какие слои русского общества показаны в “Повестях Белкина”?

(Проверка домашнего задания - 4 группа).

Широкий показ России тоже был не случаен. В то тревожное время Пушкин размышляет и пишет о России и поручает рассказать о ней писателю из глубинки – И.П.Белкину.

6. Анализ повести “Станционный смотритель”.

На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин.

Вся повесть проникнута сочувствием к этому человеку. Неслучайно начинается она с общего рассуждения о смотрителях вообще.

“?” - Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение?

Говоря о Вырине, мы невольно ассоциируем его с миллионами таких же бесправных людей, для названия которых в литературе существует понятие “маленький человек”, то есть человек, место которого в обществе определено его происхождением и материальным достатком.

Давайте попробуем восстановить историю жизни Самсона Вырина.

“?” - Сколько ему лет? (около 50).

“?” - Когда он родился, в какой семье?

(если события происходят в мае

1816 года, то родился в 1766 году,

скорее всего, в крестьянской семье).

Конец XVIII века, когда С. Вырину было 20-25 лет, - это время суворовских войн и походов.

“?” - Что вы знаете об отношении Суворова к своим подчиненным?

(проверка домашнего задания: 3 группа).

(Развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и

унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в

них товарищество, требовал грамотности и

сообразительности.

Человек из крестьян под командой Суворова мог

дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за

верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог

быть именно таким человеком и служил, скорее всего,

в Измайловском полку.)

- Найти доказательство этому в тексте.

(Прибыв в Петербург, на поиски дочери,

он останавливается в Измайловском полку,

в доме отставного унтер-офицера,

своего старого сослуживца).

У Самсона Вырина все не совсем так, как у других станционных смотрителей. Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалование. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.

“?” - На что обращает автор внимание в доме Выриных?

(цветы, кровать с цветной занавеской, картинки).

“?” - Как в этих картинках отражается судьба Дуни и её отца?

“?” - Почему Самсон Вырин после добровольного побега Дуни ждал несчастья и был уверен в том, что жизнь Дуни сложится трагически?

“?” - Как изменился Вырин через 4 года? Что состарило его? За что он корил себя до самой смерти? (стр. 40).

(Состарило одиночество.

Сам отдал дочь в руки Минского: стр. 42.)

Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя “маленьким”.

“?” - Зачитайте монолог Вырина. (стр. 45)

Вывод: - Что означает понятие “маленький” человек?

Что может сделать человека “маленьким”?

( Это не только низкий чин, отсутствие высокого

социального статуса, но и потерянность в жизни,

страх перед нею, утрата интереса и цели).

- Станционный смотритель, “маленький” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

Повесть “Станционный смотритель” учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

Домашнее задание:

1) Ответить на вопросы:

- Чем отличается Дуня от крестьянских девушек?

- Почему в повести её портрет дан не целиком, а пунктирно?

2) Перечитать эпизод “Вырин у Минского”.

3) Проанализировать финал повести. Как заканчивается повесть?