Американская опера 60-х гг. XX в.

Разделы: Музыка


Сегодня мне хотелось бы вам рассказать о самом, на мой взгляд, интересном музыкальном явлении, о МЮЗИКЛЕ.

Можно сказать, что ни один жанр музыкального театра в ХХ веке не порождал столько вопросов и задавал столько загадок, как мюзикл. И споры не стихают до сих пор: Что это? Жанр? Или смесь жанров? И если жанр, то к какой музыке его можно отнести: к «лёгкой» или «серьёзной»? (Приложение)

Дело в том, что мюзиклу подвластно многое: он может притвориться лёгкой комедией, может рассказать о жизни двух-трёх людей, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, может отказаться от разговорных сцен, может быть рок-оперой или существовать в классических традициях.

Такая свобода тематики и выразительных средств и породило разнообразные спектакли, настолько разнообразные, что порой было не ясно, по каким формальным признакам их можно было отнести к одному жанру. Сейчас к мюзиклу относят и поп-оперу, и зонг-оперу, и рок-оперу. В общем, все оперы с приставками. Но, тем не менее, единство было, и именно оно и помогло, пусть и условно, определить, что же такое мюзикл.

Итак, мюзикл – это шоу (спектакль или фильм), в котором главная роль музыки как выразительного средства соединяется с ярким и интересным содержанием.

И целью сегодняшнего нашего урока будет:
  1. Узнать, как появился жанр мюзикла;
  2. Познакомится с одним из видов мюзикла на примере самого знаменитого.
Один из жанров, из которых вырос современный мюзикл, назывался «музыкальная комедия» и был прямым потомком оперетты или «лёгкой оперы». К концу IXX века оперетта приняла свой классический вид, но в народе в это же время возникла потребность соединять на сцене одновременно и комичность и драматизм, разговорные диалоги и пение. Вот тут-то и появился новый жанр, который надел на себя маску лёгкого, и который позволил себе всё, вплоть до включения в себя рок-музыки.

Рок-волна достигла своего пика в конце 60-х годов, когда во всём мире активизировались молодёжные движения. Рок-музыка явилась для них воплощением общественных идеалов. Но, не оправдав надежд молодого поколения, стала распадаться на множество стилей и направлений. Одним из таких направлений и стал мюзикл.

Ребята, скажите, кто из вас помнит, что является литературной основой оперы или любого другого музыкального спектакля? Литературной основой мюзикла является либретто, которое пишется либо как самостоятельная песня, либо по мотивам какого-либо другого произведения. При чём основой сюжета может послужить всё, что угодно: классической литературное произведение, газетные статьи, биографии людей, современные пьесы, фильмы и даже классические оперы.

В мюзикле играют универсальные актёры, ведь они должны и петь и танцевать и быть драматическими актёрами одновременно. Конечно, вокальные и хореографические требования в мюзикле не высокие, но трудность здесь в другом: Мюзиклы проходят каждый вечер, а вокал должен быть обязательно живым, фонограмма в мюзикле вещь не допустимая. Они записывается лишь в исключительных случаях, и только фрагментами. Нагрузки на голоса актёров колоссальны. Кроме того, исполнители главных ролей должны обладать соответствующую внешностью. Стопятидесятикилограмовый тенор в роли юного прекрасного героя – вещь в мюзикле не возможная.

Когда заходит речь об авторе мюзикла, то конечно имеется в виду композитор, так как музыка здесь играет главную роль. (Приложение)

И на ком бы мне хотелось остановить ваше внимание – это Эндрю Ллойд Уэббер. Английский лорд, бизнесмен – мультимиллиардер, он, одновременно с этим, самый популярный на сегодняшний день автор мюзиклов. В чём же дело, спросите вы? Ответ прост: он смог раскрыть истинный потенциал мюзикла.

Одной из первый его мюзиклов стала рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». В её основу легли события последних дней жизни Христа.

Но давайте с вами немного остановимся, и определимся с термином рок-опера. Как вы даете, чем рок-опера отличается от простой классической оперы? Это одна из разновидностей мюзикла, в котором преобладает такое музыкально-выразительное средство, как рок.

Итак, четверг, вечер, пасхальная трапеза окончена. Иуда удаляется по своим делам, а уставшие апостолы отходят ко сну. Иисус, в эти тягостные для него минуты одиночества терзается сомнениями. Тогда он решается обратится к Богу-отцу за поддержкой. В этом номере, Иисус представлен пред нами настоящим живым человеком с чувствами страха, любви, ненависти… Он человек, который борется за своё земное счастье, и свою жизнь… Он не боится бросить в лицо Бога не только упрёки, но и обвинения.

Давайте с вами прослушаем арию Иисуса Христа в Гефсиманском саду «Моление о чаше». (Приложение)

Звучит Ария Христа. Можно прочитать им текст арии на русском языке, чтобы они понимали, о чём идёт речь. Обсудить с ребятами, какой образ у этой арии. Сказать, что с помощью музыки, композитор показал, как нарастают эмоции с голосе Христа, и как позже он срывается в истерический крик. Это крик души. И опять всё успокаивается.

После такого яростного эмоционального всплеска, Иисус чувствует себя опустошённым. Он понимает, что бороться с высшей властью бесполезно, и решает подчиниться ей. Именно таким: смирившимся, успокоенным, готовым принять собственную смерть и находит его римская стража.

И следуя за нашим героем пришло время нам познакомиться с царём Иродом. Эта довольно значительная личность в истории, в рок-опере показана лишь одним музыкальным номером.

Давайте послушаем песню Ирода.

Звучит ария Ирода. (Приложение)

Эту песню, безусловно, можно назвать комической, она насыщена остроумными замечаниями и юмористическими строками. Однако, это единственный в рок-опере номер, положенный на комический мотив.

Как в любой опере, в «Иисус Христос» есть и комические герои, и лирический, коим явилась для нас Мария Магдалена. В Библии она представлена одним из последователей Христа, иногда её называют тринадцатым апостолом. Но в рок-опере она изображена в роли искренне влюблённой в Христа женщиной.

Звучит ария Марии Магдалены. (Приложение)

Создав мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», Эндрю Ллойд Уэббер открыл новую страницу в истории музыкального театрального искусства. Критики утверждали, что этот мюзикл провалится на премьере, но их прогнозы не сбылись. А как вы думаете, почему?

Показав лояльность к академическим традициям, Эндрю Ллойд Уэббер создал новый супермюзикл – «Кошки», который принёс ему грандиозную славу! В отличие от «Христа», где царит пышное многоцветье мелодий, которые в последствии стали знаменитыми, в «Кошках» царит одна, единственная, сентиментальная мелодия, которая поглощает весь остальной материал.

На бал, и одновременно конкурс самых красивых кошек, явилась вся кошачья братия. Они танцую и поют, рассказывая о себе. Туда приходит и Гризабелла, старая, грязная, давно странствующая кошка, некогда первая красавица. Но другие прогоняют её, тогда Гризабелла обращается к своей памяти, которою никто, никогда не сможет у неё отнять.

Звучит песня Гризабеллы «Память». (Приложение)

Во второй половине XX века, мюзикл «Кошки» покорял сердца зрителей. Но нужно сказать больше, в наше время, «Кошки» пользуются огромным успехом, они ставятся почти во всех театрах мира.

В следующем мюзикле, «Призраке оперы», связь с классической музыкой более очевидна. Здесь уже присутствуют классического вида дуэты. Уэббер органично сплавил на одной сцене почти все существующие жанры. Здесь то узнаётся манера Моцарта, то это искрящаяся оперетта, то настоящий рок, и вдруг, лирическая песня. Танцы напоминают балет конца IXX века.

Но он не подражал стилям, а взял из них всё самое лучшее, изменил, сплавил друг с другом и с собственным понимаем того, как это должно звучать, и появилось это удивительное единство.

Музыка имеет сюжетный смысл. Ведь Призрак сам явился новатором в музыке. Он презирал всё старое, застывшее, и создавал новое, могучее. Дело в мюзикле происходит в оперном театре Франции, в котором выступает молодая, но уже довольно знаменитая оперная певица, Кристина. Ей постоянно слышится чей-то голос, который завораживает её.

Звучит дует «Призрак оперы». (Приложение)

На самом деле в подвалах оперного театра уже много лет живёт один человек, которого все называют призраком. Его лицо закрыто маской, голос имеет завораживающее воздействие на зрителя во время пения. Его звали Эрик, а маску он носил, потому что был рождён с ужасным уродством на лице.

Но вернёмся к нашей Кристине. Как любой молодой, красивой девушки, у неё был возлюбленный Рауль. Послушайте дуэт этой молодой пары, в котором они поют о своих чувствах.

Звучит дует Кристины и Рауля «Будь со мной». (Приложение)

Позже, Кристина всё-таки знакомится с Эриком, и уговаривает его, научить её искусству завораживающего пения. Так начинается их дружба, но Эрик искренне влюбляется в Кристину. Он закладывает бомбу под сцену театра, и говорит Кристине, что взорвёт бомбу, если та не согласится жить с Призраком в подвалы.

Для Кристины нет выбора, она принимает условия Эрика. Встретившись с девушкой вечером в саду, Призрак поёт ей о своих чувствах. Именно этот номер имеет истоки лирической песни, он переполнен тёплым, нежным чувством, которое однажды войдя в сердце, никогда больше не покинет своего хозяина, разрывая его душу на тысячу, мелких искрящихся от любви кусочков.

Звучит «Ночная музыка». (Приложение)

Эрик увидел, как Кристин, не раздумывая жертвует своим счастьем и своей любовью ради не знакомых ей людей, понимает, что человечество не так жестоко, как он о нём думал и отпускает девушку. Сюжет истории реален, но не её конец. В жизни молодая девушка на всегда исчезает в подвалах оперного театра, но Уэббер дал этой истории новую, светлую жизнь.

Именно этим мюзиклом, и остальными своими пятнадцатью, Эндрю Ллойд Уэббер доказал всему миру, что смелое экспериментирование с различными жанрами и стилями может дать миру новые, не виданные до селе результаты. Многие критики говорят, что музыка Уэббера примитивна, но это не так. Примитивно – не значит просто. Его арии достаточно сложны для исполнения, но его музыка на много легче и доступнее для восприятия, так как построена на элементарных принципах гармонии. Поэтому она легко запоминается, и зритель, уходя из театра, с удовольствием напевает её себе под нос.

И завершая наш урок, давайте, ребята, с вами подумаем, к какой же музыке можно отнести жанр мюзикл, к «лёгкой» или «серьёзной»?

В конце урока можно предложить ребятам спеть любую песнь из репертуара уроков музыки, которую им особенно нравиться.