Развитие творческих способностей учащихся в процессе приобщения к региональной истории и культуре

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


    Главная задача учителя – развивать в детях чувство гражданина своей страны, воспитывать человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Особое место в решении этой задачи отводится краеведению.

Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и как следствие обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. 

Знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, традиций его микросоциума. Появляется возможность «погружения» в прошлое родного края. Для этого существует множество эффективных форм и методов.

В МОУ гимназия № 2 «Квантор» г. Коломны многие учителя используют материалы региональной  истории, географии, экономики в своей работе.

В школьной практике организационные формы краеведения нередко делят на три направления: учебное, внеурочное и внешкольное. Практика показывает, что только разумное сочетание этих форм, условие успешной организации и функционирования школьного краеведения. Причем, многое зависит от сотрудничества и заинтересованности всего педагогического коллектива.

Более десяти лет  в нашей гимназии работает кабинет краеведения. На его базе работает кружок краеведов «Содружество». Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы. Особое внимание мы уделяем формированию творческого потенциала развития учащихся.

Для учащихся начальных классов ребята основной школы проводят заочное путешествие по родному городу («Коломенский Кремль», «Коломенский Арбат»). Карту путешествия ребята создают самостоятельно. Для этого краеведы совершают «Прогулки по городу с фотоаппаратом» вместе со своими родителями. Фотографии ученики используют для разработки карты заочного путешествия, что дает возможность каждому самовыразиться.

Традиционным стало проведение краеведческих викторин для учащихся 6–7-х классов. Вопросы к викторине готовят кружковцы-краеведы, а в классах  создают эмблему команды. В названиях команд отражается интерес к истории родного города («Вятичи», «Уездный город» и др. – см. Приложение 2).

Школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем, занимаются исследовательской работой. В 2006–2007 учебном году учащиеся гимназии работали над проектами: «Коломенская Русь лежит по косогорам», «Коломна спортивная», «История нашей гимназии». Выпущена   школьная газета «Квантор», посвященная 830-летию Коломны, готовится материал  о выпускниках к 50-летию школы. В работе использовался удачно интерактивный метод с лозунгом «Все, что не запрещено, разрешено». Учащиеся методом опроса (анкетирование, беседа, интервью), методом экспертных оценок, методом анализа жизни собрали интересный материал по истории города, школы. По итогам работы над проектом, посвященным 50-летию школы, оформлены стенды  «Ими гордится гимназия», «Наши учителя», «Планета детства» и другие.

Ежегодно в гимназии проводятся научные чтения,  в которых активное  участие принимают и краеведы школы. Учащиеся, используя информационно-коммуникационные технологии, создают презентации своих работ. Материалы научных чтений можно использовать для дальнейшей работы. Но главное, ребята учатся использовать исторические источники, они приобретают самостоятельный опыт решения проблем, занимаются самообразованием (см. Приложение 1).

Городской конкурс эссе «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет», посвященный 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева показал как бережно, с любовью относятся ребята к родному краю. «Можно… пойти в старую часть города, полюбоваться на древние храмы, и тогда, мысли и вопросы придут сами собой» – написала ученица 8-го класса нашей гимназии, победитель конкурса Аксюта Анна.

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья», который я веду с 2006 года, увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность. В темах «Древнерусский монастырь – центр  христианской православной культуры», «Древнерусское зодчество», «Как разговаривает икона», «Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья» и др.  мы обращаемся к святыням Коломенской земли. Традиционным стало участие гимназии в  научных Филаретовских чтениях, где учащиеся представляют свои творческие работы.

Краеведение интересно тем, что дает возможность изучения конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей. Готовясь к городской  викторине по истории Коломенского завода тепловозостроителей, ребята встречались с бывшими работниками завода, записывали их воспоминания, работали с семейными фотоархивами. Проект «Коломна спортивная» начинался  встречами с учениками школы, успешно выступавшими на республиканских, международных соревнованиях. Школьные фотографы создали галерею портретов «Наши спортсмены». Работая над  проектом «Коломне – 830», ребята создавали презентации о современных коломенских художниках, поэтах, писателях и других известных людях нашего города. На уроках граждановедения пятиклассники, изучая тему «Зачем нужна школа?», знакомятся с учащимися, которыми гордится гимназия, узнают об истории нашей гимназии и создают проект нашей школы в будущем. В ходе реализации проектов ребята приобретали навыки социального взаимодействия. В 2007году в гимназии дан старт новому проекту: «Семья – основа духовного и нравственного богатства человека».Эта работа способствует еще большему сотрудничеству учеников, учителей и родителей. Гимназисты видят реальную возможность выбора своего индивидуального пути и понимают, что корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Новые возможности  для творчества открывают информационно-коммуникационные технологии. Краеведение позволяет повысить эффективность использования ИКТ, сформировать коллекцию электронных разработок учащихся гимназии. Применяя  Интернет-ресурсы, CD-диски  о Коломне, ребята готовят презентации о родном крае. Обмен этими разработками в электронной образовательной системе «КМ-школа» наполняет внутришкольное пространство образовательными ресурсами (см. Приложение 3).

История « малой родины» рассматривается, как часть истории России и стало обязательной составляющей современного образования, позволяющей развивать творческий потенциал учащихся. Самое главное – это желание ребят заниматься краеведением. Это та сфера, где творчество учителя, ученика и родителей может проявиться наиболее полно. Мои ученики с особой любовью выполняют работы по истории  Коломны, Подмосковья. Они проводят свои мини-исследования, которые представляют не только на уроках, но и на родительских собраниях, во внеурочное время.

Таким образом, краеведение дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение учеником такой возможности обеспечивает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии со своими способностями и безотносительно к уровню успеваемости и обязательным учебным дисциплинам.

Краеведение увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.