Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок окружающего мира по теме "Тепловые пояса"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Тема: Тепловые пояса Земли.  РК.  Тепловой пояс Хабаровского края.

Цели:

  • формировние представления о делении Земли на тепловые пояса и знакомство с тепловым поясом Хабаровского края;
  • закрепление навыка работы с картой;
  • формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами;
  • развитие пространственной ориентации через работу с картой;
  • привитие интереса к изучению природы Хабаровского края.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

– Какой предмет мы изучаем? Что изучает предмет окружающий мир?

II. Актуализация опорных знаний

– Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по Земному шару. А на чём будем путешествовать, должны отгадать.

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами -
Отливает серебром.

(Самолёт)

Показ самолёта.

– Но, чтобы отправиться в полёт, нам нужен ключ зажигания, его мы сможем  взять в волшебной шкатулке, а она откроется только тогда, когда вы расскажете ей всё, что знаете о Земле. Для этого мы разобьёмся на три экипажа, каждому экипажу (ряду) будут задаваться отдельные вопросы (вопросы задаю по очереди, каждому ряду отдельно)

– Что такое Земля?  (Планета)

– Сколько материков на планете Земля? (6)

– Каким цветом они обозначены на карте или глобусе?

– Покажите по карте полушарий материки

– Сколько мировых океанов на планете Земля? (4)

– Каким цветом обозначены океаны, моря, реки, озёра на карте или глобусе?

– Покажите по карте полушарий мировые океаны.

– Покажите на карте юг, север, экватор;

– Благодаря какой звезде на планете Земля есть жизнь?

– Каким же образом влияет солнце на Землю?  (Показываю глобус и настольную лампу, которая освещает.)

– Почему на планете происходит смена времён года?

– Какие времена года вы знаете? Какое время года у нас сегодня?

– Молодцы, вы  правильно ответили на все вопросы, шкатулка открыта, и мы можем взять ключ зажигания.  (Показываю ключ.) Для полёта нам нужны силы, поэтому надо немного размяться.

III. Физминутка

Солнце спит, и небо спит,
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок
И деревья раскачал
Дождь по крыше застучал,
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.

– Итак, пристегните ремни, мы  отправляемся в путешествие на самолёте. Точка отправления город  Комсомольск-н-А,  край Хабаровский (на карте обозначено место флажком). Ребята, о своих наблюдениях мы должны будем постоянно докладывать диспетчеру в Комсомольск-н-А  (диспетчер –  работник, регулирующий движение транспорта или ход работы предприятия)

IV. Объяснение новой темы

– Наш самолёт делает первую посадку. Догадайтесь, где мы приземлились  посмотрев в иллюминатор самолёта. (Слайд №1)

– Какую картину природы вы видите через иллюминаторы?  (Эта часть планеты  покрыта ледниками. Очень низкая температура, минусовая. Снежный покров держится почти круглый год. В местах, где из-под льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир: мхи, лишайники. Из животных в этом месте больше всего птиц. На скалистых местах собираются чайки, кайры, гагарки, тупички.)

– Каких животных мы ещё здесь видим? (Белого медведя, тюленя)

– Кто догадался, куда мы прилетели? (На крайний север)

– Покажите это место на карте и глобусе. (У доски 2 ученика: один показывает по карте, другой по глобусе)

– Как называется полюс?  (Северный)

– Какой океан находится на северном полюсе?

– Как вы думаете, какое название подойдёт для этого пояса? (Дети выбирают название из предложенных названий, которые развешены по классу по 4 экземпляра, названия крепятся на карту полушарий)

холодный                                                      
умеренный                                                    
жаркий                                                           

– Посмотрите на глобус и ответьте, почему этот пояс назвали холодный? (Лучи солнца плохо обогревают это место, они лишь скользят по поверхности земли, давая очень мало тепла)

– Что мы доложим диспетчеру в Комсомольск, в каком поясе побывали? (Холодный)

– Итак, наш полёт продолжается. Мы с холодного пояса летим в другой тепловой пояс, а в какой вы узнаете позже. Послушайте стихотворение.

Остановитесь на мгновение, замрите…
Как красиво вокруг!
Удивителен утренний лес,
Храм цветов и рогатых улиток!
Он как будто бы вылеплен весь
Из тончайших серебряных ниток.
Ребята, как хорошо в лесу!
В прекрасном мире веток и теней.
Всё то, что живо, музыкою дышит!
Здесь всё поёт, здесь даже муравей
Ползёт, поёт и сам себя не слышит.

– Где же мы сейчас находимся? (В лесу) (cлайд № 2)

– Что можно сказать о природе леса? (Она разнообразна)

– В какую страну мы прилетели? (Правильно, в Россию)

– Везде ли в России есть лес? (Нет)

– Природа России очень разнообразна. Есть также степи (слайд № 3). Есть горы (слайд № 4), например – Уральские горы.

Всё показать на карте полушарий.

  • На каком материке находится Россия?
  • Пролетев над Евразией и посмотрев в иллюминатор, что можете сказать о климате, температуре воздуха, о разнообразии природы? (Можно опираться на опорные слова)
  • Как вы думаете, происходит ли смена времён года? (слайд № 5)
  • Итак, что мы можем сообщить по рации диспетчеру в Комсомольск-на-Амуре о природе, которую увидели во время полёта? (Она разнообразна, происходит смена времён года, лето – жаркое, зима – холодная, весна и осень – прохладные, разнообразная и богатая растительность, разнообразен животный мир.) Следовательно, какой это был тепловой пояс?
  • Выберите название для этого пояса. (Умеренный) Название вывешивается на карту.
  • Кто догадался, почему это происходит? Помощник вам сейчас будет глобус. (В эту зону солнечных лучей поступает больше, земля успевает нагреваться.)

– Продолжаем наш полёт. Куда летим на этот раз догадайтесь сами, отгадав ребус (слайд №6):

экскаватор

Экватор

– Посмотрите на глобус с лампой и скажите, хорошо ли солнечные лучи прогревают данный пояс? (Больше всего солнечных лучей попадают на экватор, здесь Земля больше всего получает солнечного тепла.)

– Посмотрите в окно иллюминатора и попробуйте описать природу данного пояса,  какая здесь всегда температура воздуха?  (слайд № 7)

– Доложите диспетчеру, какое  название подойдёт для этого пояса? (Жаркий)

– Полёт у нас сегодня очень длительный, нам приходится много наблюдать,  анализировать и конечно же вы устали. Сделаем физминутку

Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопали, ногами топали!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

– Продолжаем полёт. С какой зоны мы вылетаем? А куда, догадайтесь сами.

– Мы сейчас летим от экватора в сторону южного полюса  (сопровождаю показом на карте)

– Какой пояс мы пролетаем? (Умеренный) – вывешивается табличка

– Ну, а сейчас наш самолёт приземлился…(слайд №8)

– В какой пояс? Как догадались? (Правильно, в холодную зону на крайнем юге, в Антарктиде.)

– Какое название пояса вы сообщите диспетчеру? (Холодный – вывешивается табличка)

V. Выявление названия пояса Хабаровского края

– Я думаю, что вы уже все соскучились по родной земле, предлагаю вернуться домой.

– Где наш дом?

– В какой пояс мы должны с вами полететь? (В умеренный)

– Как догадались?

– Расскажите какой климат в Хабаровском крае.

Сообщение ученика: Происходит смена времён года, зима начинается в ноябре, суровая, выпадает много снега. Лето – жаркое, бывают обильные осадки в виде дождя, весна поздняя, холодная, продолжительная. Осень в крае- лучшее время года. Она солнечная и значительно теплее весны.
– Итак, давайте посмотрим на карту тепловых поясов, которая получилась у диспетчера. (слайд № 9)

VI. Закрепление пройденного материала. Работа в парах

– Ребята, а сейчас вы поработаете парами.  Давайте вспомним правила работы в парах. Работаем тихо, дружно, помогаем друг другу/ На страницах 40-41 изображены тепловые пояса и иллюстрации природы. Вы должны соотнести рисунки стрелочками с соответствующим тепловым поясом.

Дети работают 1 мин. Определяю чья пара работала дружнее всех.

– К какому поясу отнесёте верхние и нижние картинки?

– 2-ые сверху и вторые снизу?

– По центру?

– Все молодцы!

VII. Работа с тестом

– Мы сейчас поиграем в крестики и нолики. Я буду задавать вопрос, вы его внимательно слушать, если ответ да, то ставите крестик, если нет, то ставите нолик.

– Лучи солнца обогревают Землю неравномерно, поэтому Землю делят на тепловые пояса. (Крестик)

– Пояс, где вечная мерзлота- умеренный. (Нолик)

– Хабаровский край находится в умеренном поясе. (+)

– А теперь проверьте, правильно ли вы справились с заданием. (слайд № 10)

                           +                          

                          0                          

                          +                          

VIII. Подведение итогов

– Что нового вы сегодня узнали на уроке во время путешествия?

– Мы с вами увидели, что наша Земля делится на тепловые пояса. И это происходит благодаря солнцу.

Самооценка (на доске заготовка солнца).

Мы знаем, что без солнца жизнь невозможна. Я хочу, чтобы солнце нам светило повсюду. Если вы работали активно, выберите длинный лучик, а если что-то не получалось, то короткий. (На доске получается – солнышко)

Слайд № 11