Урок русского языка в 7-м классе на тему "Правописание НЕ с наречиями на -о, -е и другими частями речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока: обобщение и систематизация изученного о слитном и раздельном написании не с наречиями и другими частями речи, развитие внимания, устной и письменной речи учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, воспитание интереса к предмету.

  1. Оргмомент.
  2. Учитель. Сегодня у нас необычный урок-путешествие на тему “Правописание не с наречиями на -о, -е и другими частями речи”. Цели урока – обобщение изученного о правописании не с наречиями и другими частями речи, закрепление навыков работы в группах.

    Добро пожаловать в страну Орфография. (Учитель показывает схему путешествия.)

    Все ли готовы к путешествию? (Ассистенты докладывают о готовности к уроку.)

  3. Актуализация опорных знаний и умений.

Учитель. Прежде чем отправиться в путь, мы должны запастись багажом знаний. Откройте тетради, запишите число, тему урока. У доски 1 учащийся выполнит работу с текстом, 2 – синтаксический разбор предложения, 3 – морфологический разбор наречия и морфемный разбор слов.

Класс записывает в тетрадях: “Объяснительный диктант”.

Разгулялась в чистом поле непогода. Засвистела, замела вьюга, и следа не осталось от накатанных дорог. Везде лежат нетронутые снега.

Немало песен сложено про зиму-красавицу. Умоется она на утренней зорьке снежком, несмело улыбнётся, поведёт синими очами. И мы восхищённо скажем: “Как хороша русская зима!”

Беседа по вопросам:

- Какова основная мысль текста?

- К какому типу текста относится данный?

- К какому стилю принадлежит?

- Какие знаки препинания вы поставили в тексте? Объясните их постановку.

- Какие орфограммы, связанные с правописанием не, встретились в предложениях? Объясните написание не со словами.

А теперь посмотрите на экран (см. приложение) и проверьте, правильно ли вы написали текст.

(Показ слайда с текстом, самопроверка.)

Ребята, если вы не допустили ни одной ошибки. Поставьте себе в оценочный лист 5 баллов. Если в тексте допущена 1-2 ошибки, то 4 балла, если больше 3 – 3 балла.

Проверка работы учащихся у доски, выставление оценок.

3. Закрепление изученного.

Учитель. Продолжим путешествие по стране Орфографии. Вам предстоит перебраться через реку Невыученных, или Забытых правил.

(Показ слайда.)

Приготовьте сигнальные карточки. Я буду зачитывать предложения, а вы, если согласны с утверждением, показываете “Да”, если не согласны – “Нет”.

1.Не с существительными всегда пишется слитно.

2.Не пишется раздельно с существительными, прилагательными и наречиями, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

3.Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно.

4.Не пишется раздельно с краткими причастиями, а также с полными, если при них есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.

5. Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не.

Учитель. Теперь, ребята, оцените своё участие в этом этапе урока, поставив в оценочный лист 5 баллов, если не ошиблись ни разу, и 4 балла, если ошиблись 1 раз.

Учитель. Молоды, ребята, правила вы знаете хорошо, а умеете ли пользоваться ими на письме? Чтобы преодолеть болото Ошибок (показ слайда), выполним упражнение 222. откройте учебники, прочитайте задание. 1-е предложение на доске напишет ________, остальные предложения выполните по вариантам.

Проверим записанное.

(Самооценка участия в этом этапе урока)

Мы выбрались из болота Ошибок, пора устроить привал. Проведём разминку.

(Физкультминутка.)

Учитель. Продолжаем наше путешествие. Впереди – высокие горы Трудностей. (Показ слайда.) вам предстоит выполнить тестирование. Перед вами задания различной степени сложности. Те из вас, которые хотят получить 5, должны правильно выполнить все задания, на 4 достаточно 4, а за 3 задания вы получите 3. Чтобы справиться с заданием, воспользуйтесь ключом к тестам. Внимание на экран.

(показ слайда.)

Самостоятельная работа с тестами.

Учитель. Ваше время истекло, передайте ваши работы консультантам. Пока они будут проверять тесты, мы отдохнём в лесу Знаний. (Показ слайда.)

О происхождении наречий, которые не употребляются без не, расскажет_______.

(Рассказ об образовании наречий нелепо, небрежно, нерадиво, нечаянно.)

Учитель. Тесты проверены консультантами. Поднимите руки те, кто получил 5. Кто 4? Кто 3? Поставьте полученные баллы в оценочный лист.

И снова в путь. Мы почти у цели, уже видны стены города. Но, чтобы открылись ворота, надо заполнить таблицы. Работаете в группах. Перед вами таблица, которую надо заполнить своими примерами.

Способ написания. Имя существительное. Имя прилагательное. Наречие на -о. -е.
Слитно.      
Раздельно.      

Проверка работы.

4. Итоги урока.

Мы заканчиваем наше путешествие по стране Орфографии. Надеюсь, оно вам понравилось. С какими орфограммами мы работали на уроке?

5.Оценки. Подведём итоги. Посчитайте общее количество набранных вами баллов. Если вы набрали 26-28 баллов, то успешно преодолели все трудности долгого путешествия, ваша оценка 5. Если количество баллов – 20-25. то вы получаете оценку 4. Если количество баллов меньше 18, вам предстоит повторить правописание не с наречиями на – о, - е и другими частями речи.

6.Домашнее задание.

Дома вы должны написать сочинение-миниатюру с использованием различных частей речи, употребляющихся слитно и раздельно с не.

Тестирование на тему: “Правописание не с различными частями речи”.

1 вариант.

1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Учёба (не)забава, а труд.

б) (Не)правда служит злу.

В) В осеннее (не)настье семь погод на дворе.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) День был (не)жаркий, а прохладный.

б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил.

в) Его ожидал далеко (не)приятный разговор.

3. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Я срезала (не)распустившиеся цветы.

б) Поля (не)вспаханы.

в) У друга был (не)доумевающий вид.

4. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) (Не)зная броду, не суйся в воду.

б) У меня (не)было другого выхода.

в) Я (не)навижу обман.

5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Лектор говорил (не)громко.

б) Многое в тексте было (не)ясно.

в) Выполнить задание вовсе (не)легко.

2 вариант.

1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) (Не)приятель отступал.

б) Ваш поступок вызвал (не)доумение.

в) Он мне (не)друг, а враг.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) Ты принял (не)умное, а глупое решение.

б) Вид у него всегда (не)ряшливый.

в) Это далеко (не)скромный поступок.

3. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Мною сделано (не)мало.

б) Я выгляжу (не)лепо в этом платье.

В) Друг поступил (не)хорошо, а плохо.

4. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) Тяжело жить, (не)навидя весь свет.

б) (Не)слушая мать, ты совершаешь ошибку.

в) Ничего ему (не)говори.

5.В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) (Не)прекращающаяся война принесла много горя.

б) На столе лежала (не)прочитанная книга.

в) На полке стоял никем (не)прочитанный роман.