Урок естествознания "Водоемы нашего края"

Разделы: Начальная школа


Учебно-методический комплект: Школа России

Учебный курс: “Мир вокруг нас”. 4-й класс

Тема: Учебный блок “Родной край – часть большой Родины”.

Водоемы нашего края.

План описания реки Ноли.

Цель: заочное исследование реки Ноли, составление краткого описания водного объекта.

Задачи:

1.Образовательная: Формирование практических умений и навыков по изучению родного края.

2.Развивающая: Развитие познавательных интересов, наблюдательности, пространственных представлений, творческих способностей,

3.Воспитательная: Воспитание высокой экологической культуры поведения в природной среде.

Тип урока: комбинированный.

Дидактический метод: частично-исследовательский, с приемами проблемных ситуаций, словесно-иллюстративный.

Частные методы и приемы: работа с картой, поисковая работа, работа с научной литературой и периодической печатью.

Дидактические средства: учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” 4-й класс, материал для практической работы, иллюстративный материал, карточки с текстом для творческой работы, физическая карта, ребус, кроссворд, карточки с индивидуальным заданием.

Методическая литература:

1. Галкин И.О. Кто и почему так назвал. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1991 г., 11– 158 с.

2. Технорабочий проект Мари-Турекского района.

3. Пекпаев А.А. Родной край. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1997 г.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. -Учитель: Мы продолжаем изучение родного края по учебнику естествознания. Раздел учебника называется "Родной край – часть большой Родины. Продолжая изучение родного края, вы открываете для себя много нового и неизведанного об уникальной природе Республики Марий Эл. Голубые озера, чистые реки, песчаные дюны, обширные лесные просторы. И, наконец, красавица Волга.

    Глубь недр пойму и сроки углублю,
    И с радостью скажу родному краю:
    Люблю и знаю. Знаю и люблю.
    И тем полней люблю, чем глубже знаю.

    Это строчки из стихотворения Ефремова – поэта, земляка.

    Чтобы знать, надо любить и изучать, охранять природу, для этого вы должны быть внимательными, любознательными, наблюдательными, на уроке активно отвечать на поставленные вопросы.

  3. Актуализация знаний.

Учитель: О чем пойдет речь на данном уроке вы узнаете из загадок. Прочитай 1 загадку классу (обращение к ученику).

Ученик (читает): В нее льется, из нее льется,

А сама по земле плетется.

Ученики: Река.

Учитель: Слушаем 2 загадку.

Ученик:

Я и тучка и туман,
Я – река и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.

Ученики: Вода.

Учитель: Какое сложное слово можно образовать из этих двух слов река и вода?

Ученик: Водоем.

Учитель: Образуйте еще однокоренные слова к слову ВОДА.

Ученик: Водичка, водолаз, водопровод, водопад, водоросль и т.д.

Учитель: В толковом словаре С. И. Ожегова их более 50 и на уроке вы некоторыми из них будете пользоваться. Значит, вы будете говорить о воде и водоёмах, об использовании их чело веком, об их охране. Для начала обобщим знания с предыдущего урока и отгадаем кроссворд.

По горизонтали.

2.Водный поток, имеющий исток и устье.

5.Огромное пространство соляной воды на земле.

6.Постоянный природный водный поток.

По вертикали.

1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

4.Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.

7.Выход подземных вод на поверхность.

Ответы: 1.Пруд. 2.Ручей. 3.Озеро. 4.Море. 5.Океан. 6.Река. 7.Ключ.

Наш марийский край называют родниковым. Почему? Много родников, холодных водных источников.

Учитель: Какие водоемы находятся на территории нашего района?

Ученик: Река, пруд, ключ, родник.

Учитель: Какое слово здесь оказалось лишним?

Ученик: Пруд.

Учитель: Почему?

Ученик: Это искусственный водоём.

Учитель: Назови самое большое из них.

Ученик: Река.

Учитель: Отгадай ребус и догадайся какую реку нашего района вы будете изучать на уроке.

О'Я – Ноля (ребус рис.1)

III. Восприятие новой темы.

Учитель: цель нашего урока исследовать и составить устное описание данной реки. Перед вами у каждого план-описание реки. Прочитайте вопрос и ответьте на него полным ответом.

Ученик: Река называется НОЛЯ.

Учитель: В Республике Марий Эл насчитывается более 476 рек и речушек. Вероятно, и наша река Ноля входит в их число (работа по карте). Давайте на карте найдем наш район и реку Нолю. Сможет ли кто-нибудь объяснить, почему река так названа? (Молчание.)

Ребята, есть такая наука, которая называется топонимика, вы не знали о такой науке, теперь будете знать. На доске: “Наука, изучающая географические названия”. А человека, занимающегося этой деятельностью, называют топонимистом. Есть в РМЭ такой географ-топонимист Иван Степанович Галкин, который дал объяснение этому слову (показывается книга “Кто и почему так назвал?” Он утверждает, что слово "ноля" образовано из 2-х слов: нол – стремнина, быстрое течение, ля – речка с холодным источником. При образовании сложного слова один согласный Л выпал и образовалось НОЛЬЯ, что в переводе с финно-пермского языка – Ноля. Нолей называют притоки рек Большая Кокшага и Рутка в марийской, а также реки в Кировской и Костромской области.

Разберёмся со 2 вопросом – где находится исток этой реки (у карты). В этом нам поможет книга “Техно-рабочий проект Мари-Турекского района.

Ученик (читает и показывает по карте рис.2): Я вам расскажу где находится исток реки Ноля. Берет свое начало в 0,5 км. северо-восточнее деревни Оби-Памаш Параньгинского района. Об этом мы узнали из книги "Техно-рабочий проект". Дальше говорится, что река впадает в реку Уржумку на 62 км. от устья. Общая площадь водосбора 458 кв.км., а общая длина реки Ноли 44,8 км, почти 45 км.

Физкульт минутка.

Это правая рука, это левая рука,
Справа шумная дубрава, слева быстрая река.
Повернулись мы и снова.
Это правая рука…

Учитель: Какое течение нашей реки ответим методом (способом) исключения. Зачеркните карандашом то слово, которое не соответствует течению нашей реки.

Отвечаем.

Ученик: Медленное, потому что наша река протекает по Мари-Турекскому плато, которое находится на Восточно-Европейской равнине. (Рис.3 фотографии р. Ноли)

Учитель: Что такое приток?

Ученик: Это когда в реку впадают еще небольшие речки.

Учитель: Я расскажу, а вы запомните какие реки впадают в Нолю: Лаж, Олорка, Туречка, Китнинка, Вьюнка, Возармашка и еще около 18 родников и вот, набрав силу и небольшую скорость, проделав путь в 45 км., речка впадает в реку Уржумку.

В этом ответе находим ответ и на 5 вопрос.

Учитель: А знаете ли вы, что воды нашей речки плещутся в Каспийском море? Как? (работа по карте).

Ноля – Уржумка – Вятка – Кама – Волга – Каспийское море

Физкультминутка.

Море волнуется – раз, море волнуется – два,

Море волнуется – три, морская фигура замри.

Как реки изменяются в разные времена года вы напишете, работая в парах по заданиям, которые вам даны на листочке. (Зачитывание).

Реки бывают капризными. Летом река … несет свои воды по руслу реки, питаясь … водами. Осенью вода в реке увеличивается за счет проливных … . В ноябре речка покрывается … . Так она спит подо … всю зиму. А весной в конце апреля начинается … (Дети в текст вставляют подходящие по смыслу слова).

Учитель: Что вы знаете о растениях водоёмов. Сможете ли назвать растения водоёмов?

Ученик: Мать-и-мачеха, рогоз, кубышка, ряска, осока. Эти растения вы увидите на странице учебника “Наш край”.

Учитель: Теперь вам нетрудно, наверное, назвать и животных нашей речки.

Рыбы, насекомые, птицы, животные (учащиеся по очереди называют)

Учитель: Использование реки человеком прочитайте в учебнике,

С. 156 (Чтение про себя)

Дети зачитывают ответы.

Ролевая игра:

В конце нашего исследования вы отдохнёте. Представьте, что вы находитесь на берегу реки Ноля. После отдыха вы покидаете место.

(На полу рисунки изображенных предметов: банки, пакеты, консервные банки, пластиковые бутылки, остатки пищи),

Какое решение примите вы, увидев такую картину?

Тест: а) соберете и выбросите все в реку

б) соберете и закопаете в землю

в) унесете домой

Об охране реки ваши сверстники написали стихи:

(Дети читают стихи собственного сочинения). 2-3 ученика. (Приложение 1)

IV. Итог: Охраняя водоёмы, значит, экономить воду, рассказывать младшим детям о правилах поведения на водоёмах, благоустраивать ключи и родники, очищать берега и русло реки от мусора и, конечно же, садить деревья. Всем: человеку, растениям, животным нужна чистая вода и вы должны бережно относиться к ней. (Чтение вывода по книге с.157.)

V. Домашнее задание. Стр.156-157. Читать.

Составить экологические знаки.