Изотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми-логопатами и развития детского творчества

Разделы: Работа с дошкольниками


Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.), художественного вкуса, творческих способностей. Все эти качества взаимосвязаны и формируются на основе восприятия предметов и явлений окружающего мира. Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг. Дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека, в котором формируются все психические процессы, свойства и качества личности. Поэтому изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности (см. рисунок). Маленькие дети любят рисовать, можно сказать, что в детстве рисуют все.

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвет управляет эмоциональным состоянием, яркие тона вызывают у детей положительные эмоции. Цвет всегда привлекал и привлекает внимание учёных. Одним из первых был И.Гёте. В своих трудах “К учению о цвете” он изложил анализ основных цветовых оттенков, их воздействие на человека. Другие исследователи, такие как Ш.Фере, В.М.Бехтерев, И.Н.Спиртов подтверждают психофизическое действие цвета. Цвет является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев.

Хорошо развитое цветовое восприятие помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте научить детей выражать свои чувства, эмоции. Для того чтобы дети, понимая значение цвета, могли ориентироваться в цветовом богатстве и использовать его в своём изобразительном творчестве, необходимо постоянно обращать внимание на цвет предметов и явлений, формировать умение самостоятельно создавать нужные оттенки. Конечно, сформировать у детей это чувство в полной мере в период дошкольного детства невозможно, но заложить основы необходимо и можно.

Этой проблемой я начала заниматься очень давно, работая с детьми общеобразовательных групп. Поставила задачи: помочь детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности и силу цвета. Для решения этих задач были составлены интегрированные блоки “Радуга” по ознакомлению детей с цветом во всех возрастных группах по следующим принципам:

  • Знакомство с основными цветами;
  • Знакомство с оттенками;
  • Получение новых оттенков путём смешивания красок;
  • Показ плавного перехода основных цветов “Радуга”;
  • Холодные и тёплые цвета и оттенки;
  • Радостные и грустные цвета и оттенки.

Были сделаны дидактические игры: “Волшебная поляна”, “Подбери картинки”, “Спрячь мышку”, “ В гости к солнышку”, “Разноцветные лепестки” и др. Подобраны интересные упражнения и схемы: “Подкрасим воду”, “Разноцветные льдинки”, “Радуга в стакане”, “Кто больше получит оттенков”; игры-упражнения с кляксами, цветовыми пятнами, радужными гномиками, рисованием по-мокрому.

Подобраны образные определения, эпитеты: сочный, нарядный, приглушённый, скучный, бледноватый и т.д.; загадки-описания, поэтические произведения, наполненные сравнениями: “Как молоком облитые стоят сады вишнёвые…”, “Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…”, “Одуванчик молодой был совсем как золотой…” и т.д. Такие определения способствуют эмоционально-эстетическому восприятию окружающего, развитию образных представлений, воображения. Часто обращалась к произведениям искусства. Наряду с рассматриванием репродукций известных живописцев И.И.Шишкина, В.М.Васнецова, Кончаловского, Левитана и др. знакомила детей с репродукциями наших северных художников О.Истомина, В.Тимофеева. Неоднократно посещали с детьми выставки в художественном салоне “Салма”, художественную мастерскую В.Тимофеева, проводили совместные занятия по изодеятельности с О.Истоминым. Составила ряд конспектов по рассматриванию картин. После рассматривания репродукций дети выкладывали эти же картины цветными фишками. Это помогало детям подобрать нужные цвета, увидеть многообразие оттенков, используемых художником. Дети придумывали названия оттенкам: банановый, лимонный, огуречный, гороховый и т.д. Я развивала у детей наблюдательность. Они начали замечать изменение окраски неба в разное время суток и в разную погоду. Дети научились смешивать краски, получая всё новые и новые оттенки. Путешествовали в королевство красных зеркал, к принцу зелёного замка, в жаркую жёлтую Африку, в холодную северную страну. Не всегда и у всех получалось, но всегда радовал тот азарт, с которым дети принимались за работу, споря, доказывая, советуясь, друг с другом. Уже тогда мы сочиняли сказки о красках (об их превращениях, ссорах, встречах и т.д.). В конце дня дети рисовали своё настроение, используя нетрадиционные приёмы (ладошки, пальчики, печатки, кляксы).

Современное общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Начав работать с детьми логопатами, изучив особенности этих детей (как психологические, так и особенности развития общего характера), выявила, что нарушения речевого развития влечёт за собой отклонения не только в речевых, но и в двигательных, психических сферах. Внимание детей неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, отсутствует усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно, отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями. Большинство детей складывают изображение из готовых форм, рисовать отказываются без помощи взрослого. Воображение у детей отсутствует, поэтому на вопрос: на что похож круг?– затрудняются ответить. Таким детям нужен неоднократный показ, образец.

Анализируя всё это, я поняла, что нужен другой подход в изодеятельности, который будет отличаться от воспитания и развития детей общеобразовательных групп. Для себя определила позицию в общении с детьми: педагог-партнёр. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности. Поставила цель – помочь детям с нарушениями речи через изодеятельность решить проблемы, связанные с нарушением познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, сенсорики, моторики; вселить уверенность в себя и свои силы, зажечь огонёк радости от творчества. Речевое развитие происходит в процесс познания ребёнком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности воспитателей, логопеда, психолога, детей и родителей. Рисование – это и есть причастность автора к окружающему миру и к самому себе, это форма самовыражения. В ходе изодеятельности происходит развитие интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации; своевременное и полноценное психическое развитие, активно развивается речь. Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы. По определению Сеченова: “Рука – это щупальца мозга, это единственное место, где сконцентрированы все линии жизни и энергии”.

Я рассматриваю изодеятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребёнка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребёнок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами.

Основой нашей работы является разработанный комплексно–тематический метод, получивший название “Мир вокруг нас”. Для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми определены следующие задачи.

1.Развивать содержательность и связность речи, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка, точно выражать свои мысли и чувства, развивать навыки общения.

2.Развивать познавательные процессы, образное мышление и предпосылки словестно-логического, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазию, воображение; формировать эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.

3.Совершенствовать технические умения и навыки.

4.Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.

5.Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы.

Эти задачи я успешно решаю на занятиях по изодеятельности и на занятиях кружка “Весёлая клякса”. Для этого составила перспективные планы кружковой работы на три возрастные группы, разработала конспекты занятий по лексическим темам.

В своей работе по изодеятельности я сочетаю типовую программу “Воспитание и обучение в детском саду” под редакцией М. А.Васильевой с элементами методики А.М.Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изодеятельности”. Мой девиз: “Можно говорить всё”. Дети раскрепощаются, говорят и придумывают, забывая о своих проблемах.

Принципы проведения занятий:

  • От простого к сложному
  • Оптимальное соотношение известного и неизвестного
  • Определённый дефицит информации
  • Вызвать интерес
  • “Чтобы привычное представить крупным планом, надо обычное сделать странным”. Пит Хейн.

Оригинальность продукта детской деятельности – показатель творческого воображения. Ребёнок в рисунке нам рассказывает о себе и о том, что он видит, чувствует. Детям очень трудно рассказать о своём рисунке до того, как он взялся за кисть или карандаш, но по ходу рисования ребёнок обязательно перечислит всё, что появится на листе и расскажет по уже готовому рисунку, причём его рассказ по одному и тому же рисунку всякий раз обрастает новыми подробностями.

Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная, самобытная сфера духовной жизни. В детском рисунке происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу знакомые предметы и явления, они живут в этом мире красоты. Необходимо только дать простор для детской фантазии. Рисование нужно для того, чтобы ребёнок мог подолгу смотреть и видеть мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослых.

Новизна темы: Заключается в подборе нетрадиционных методов и приёмов, активизирующих творческое воображение дошкольников.

В группе созданы условия для изодеятельности. Есть несколько фланелеграфов, подобраны фигурки людей, животных, транспорта, птиц, природных явлений, сказочных персонажей и т.д. Это позволяет перед рисованием выстроить варианты композиций будущих рисунков. Подобраны алгоритмы последовательного изображения объектов, предметов. Для выработки единых требований, правил, сделала карточки–модели “Законы юных художников”. Подобрала уникальную картотеку физминуток, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, речи с движением, дыхательной и зрительной гимнастик. Игр и упражнений на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей, которые использую на занятиях по изодеятельности и занятиях кружка.

Для развития мелкой моторики сделаны волшебные экраны с крупой, дидактические игры “Рисуем ниточками”, “Рисуем палочками”, “Волшебные человечки”, сшиты коврики с пуговицами, кнопками, липучками.

Я использую в своей работе разнообразные материалы: различные рамочки, печати, трафареты, штампики, палочки, колпачки, зубные щётки, малярные кисти, природный и бросовый материал, мыло, свечи, поролон и т.д. На обучающих занятиях учу детей различной технике изображения, учу применять каждый вид изображения как отдельно, так и в комплексе. Самой доступной для начинающих малышей является “пальцевая живопись”. Пальчиками дети рисуют деревья, цветы, грибы, животных; особенно интересны изображения в смешении красок и накладывании одной на другую. Далее дети рисуют ладошками своё настроение, птиц, себя. Это развивает мелкую моторику, которая очень слабо развита у детей с нарушениями речи. Монотипия и кляксография превращают детей в настоящих волшебников, позволяющих расколдовывать бабочек, жуков, цветы, листья. Прекрасные дома, транспорт получаются приёмом печатания. Для печаток использую кубики, кирпичики, пробочки, колпачки, брусочки и т.д. Детей старшего возраста учу самостоятельно готовить фон для своих будущих рисунков, используя поролон, малярные кисти, мыльную пену, восковые мелки. Знакомлю детей с приёмом рисования по мокрой бумаге (изображение получается как бы размытое под дождём). Со старшими детьми мы выполняем более сложную технику – это гроттаж (выскребание по воску), фроттаж (отпечаток аппликации). Старшие дошкольники прекрасно справляются с коллажом (сочетание аппликации, рисования и ручного труда вместе). Развивая творчество, фантазию, мышление и мелкую моторику, предлагаю детям дополнять свои работы природным и бросовым материалом. Для получения оттенков сделала карточки-модели. Для того чтобы научить детей рисовать животных и человека в движении, сделала дидактическую игру “Живые фигурки”, “Составь человека”. Для развития воображения есть карточки “На что это похоже?”. Для обыгрывания детских работ, для развития мелкой моторики широко использую пальчиковый театр.

Занятия кружка – это импровизация, игра, путешествие, сказка, поэтому строю их по нетрадиционной схеме, обязательно включая:

  1. Тренировочные игры и упражнения, регулирующие силу сжимания пальцев рук. Это способствует более точной координации движений рук.
  2. Создаю атмосферу доброжелательности (психологическая комфортность).
  3. Поскольку изодеятельность связана с глубокими эмоциональными переживаниями детей, регулируя дозировку психической и физической нагрузки, для высвобождения эмоций включаю в занятия психогимнастику, психологические этюды. Для преодоления внутреннего напряжения использую релаксацию.
  4. Формируя умение согласовывать речь и движения, использую физминутки, речь и движения.
  5. Часто в начале занятия провожу артикуляционную гимнастику
  6. Зимой в условиях полярной ночи, когда у детей снижается острота зрения, использую зрительную гимнастику.
  7. Дыхательная гимнастика нужна нашим детям для выработки речевого дыхания.
  8. Для развития воображения использую интересный приём – выкладывание необычных картины из предметов заместителей.

Комплексно-тематический подход:

Каждая лексическая тема изучается одну, иногда две недели (это зависит от степени сложности данной темы и от уровня восприятия её детьми). Занятиям по изодеятельности предшествует огромная предварительная работа. Более глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей действительности будет осуществляться в том случае, если ребёнок опирается на свежие впечатления от увиденного, а также ранее сформировавшиеся образы и представления.

  • Занятие познавательного цикла обогащают словарь детей новыми понятиями.
  • Экскурсии, наблюдения, опыты расширяют кругозор детей.
  • Игры на развитие познавательной активности формируют предпосылки для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей, развивают ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и воображение.
  • Психогимнастика учит выражать свои эмоции.
  • Физкультурные и музыкальные занятия по лексической теме развивают координацию движений.
  • Математика формирует лексико-грамматический строй.
  • Изодеятельность (лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, рисование), учит формообразующим движениям, композиционному построению рисунка, развивает мелкую моторику рук и пальцев.
  • Дидактические игры и упражнения с цветом развивают чувство цвета.
  • Кружок “Весёлая клякса” учит преобразовывать имеющиеся представления и создавать новые образы по-другому, знакомит с разной техникой изображения.
  • А далее – создаю благоприятные условия для творческого взаимодействия детей (при завершении работы и уже с завершённой работой), обыгрываем, рассказываем, даем оценку.

Система учебно-воспитательной и коррекционной работы по лексической теме “Город” представлена в приложении.

Материала на занятие беру много и разного для того, чтобы у детей было право выбора. Бумагу для рисования предлагаю разных форматов, форм, цветов.

Больше всего люблю коллективные работы, которые чаще выполняем на обоях, т.к. считаю, что стандартный альбомный лист ограничивает творческий размах детей, и совместно-взаимодействующую форму работы. Это самая сложная в плане организации форма, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, но и самая интересная. Она даёт много возможности для общения. Маленькие форматы предлагаю в том случае, если использую для коллективной работы совместно-индивидуальную форму работы. Она характеризуется тем, что дети вначале работают индивидуально, с учётом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого ребёнка становится частью общеё композиции. По данным многих отечественных исследователей (Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой и др.) коллективная изобразительная деятельность оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и, как следствие этого, совершенствует у детей способность сочувствовать окружающим людям. И всё это положительно сказывается на становлении внутренней нравственной позиции личности, на формировании у ребёнка нравственно-эстетических качеств личности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

Особенностью изобразительной деятельности, отличающей её от других видов художественного творчества детей, является то, что результат её (рисунок, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребёнком действий. Созданное детьми остаётся, его можно рассматривать, оценивать, и самое главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т.д. Общий результат всегда богаче по содержанию и производит более яркие впечатления не только на детей, но и на родителей.

При оценке детских работ, стараюсь отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаю значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Мы, взрослые, вообще не вправе осуждать работы детей, т.к. детям всегда понятно, что они нарисовали; а мы для себя делаем определённые выводы.

Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам. Ежегодно ко дню защиты детей мы устраиваем выставку в музыкальном зале и приглашаем посетить её всех детей, родителей и сотрудников детского сада. На выставку вывешиваем все работы, действуя по принципу: “Некрасивых работ не бывает”. У детей появляется возможность рассказать о своих впечатлениях родителям, спросить их мнение, ответить на вопросы.

Работа с родителями

Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа с родителями, которые не всегда могут понять, что именно изобразил их ребёнок, почему не так как все. И порой оценка рисунка, непонимание, осуждение обижают детей. В индивидуальном порядке даю родителям рекомендации: как рассматривать рисунки своих детей, предлагаю подумать, почему именно так нарисовал их ребёнок, почему именно эти цвета выбрал; учу беседовать с ребёнком по содержанию, делать соответствующие выводы. Постепенно родители научились восхищаться детским творчеством, понимая, что рука ребёнка не бывает лживой. Некоторые родители изъявили желание посетить наш кружок, мы были очень рады, что заинтересовали их и даже научили с помощью приёма монотипии заколдовывать бабочек, жучков, с помощью набрызга делать праздничный салют.

На родительских собраниях мы с детьми оформляли выставки на темы: “Сказка, прочитанная мамой”, “Выходной день с папой”, “Моя семья”, “Если бы я был взрослым” и т.д. Это заставило родителей задуматься о том, что лучшие часы, проведённые с ребёнком, детская память сохраняет на всю жизнь. У детей появляется вера, что они очень много значат для своих родителей. А дети очень нуждаются в доказательстве любви родителей, даже если эта любовь очевидна. Лучший семейный опыт мы пропагандируем через журнал “Десяточка”.

Родителям мы тоже даём возможность блеснуть своим творчеством. Осенью для них организовываем конкурс “Чудесные превращения овощей”, зимой для пап конкурс “Очумелые ручки”, весной конкурс для бабушек и дедушек с выставкой рукоделий. Родители активно принимают участие, а дети очень радуются за своих родных. Тем самым мы пытаемся поднять авторитет родителей, воспитываем уважение к старшим; желание им подражать, быть на них похожими.

Дважды мы приняли участие во Всероссийском конкурсе “Рукописной книги”. Участие принимали все: дети, родители, воспитатели. Как создавалась книга? Предложили родителям вместе с детьми сочинить сказку с шуточными названиями: “Путешествие оладушка”, “История новогодней Ёлки”, “Шапка-невидимка”, “Бал овощей” и др. Мы, воспитатели, отредактировали эти сказки. На своём кружке “Весёлая клякса” мы с детьми проиллюстрировали эти сказки, используя все знакомые средства выразительности. Получился прекрасный коллаж. Результат превзошёл себя. Мы заняли второе место в своей номинации “Коллективное творчество” в 2006 году, представив книгу “Калейдоскоп сказок” и получили памятные призы и дипломы в 2007 году, представив книгу “Волшебный сундучок”. Это ещё больше сплотило нас с детьми и родителями.

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый, и этот потенциал надо раскрыть. Воспитатель должен настроиться и вести себя так, как будто вся группа детей – это потенциальные художники. В этих условиях наиболее одарённые скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов и станут глубже понимать и ценить искусство.

Показатели успешной работы:

Дети принимали участие в городском конкурсе “Овация” 2000 год, занимали призовые места. Дети с нарушением речи после ухода из нашего детского сада поступили в художественную школу, школу искусств. Трое детей по тестированию приняты в эстетический класс от школы №5. Постоянное участие в различных творческих конкурсах: “Люблю тебя, мой город”, “Берегите Ёлочку” и т.д.