Уголок природы в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому педагоги нашего детского сада считают, что одной из приоритетных задач, является экологическое воспитание дошкольников.

Одним из важных условий реализации экологического воспитания является правильная организация и экологизация развивающей среды. В условиях нашего детского сада основным элементом развивающей предметной среды является уголок природы. В данной работе будет рассматриваться уголок природы в подготовительной к школе группе.

Цель создания уголка природы в группе – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работу в этом направлении мы начинаем с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Цель организации уголка природы в подготовительной к школе группы – продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях и животных (особенностях внешнего вида, размножении и т.п.). Учить ответственно относится к природе, понимать её законы. Продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы.

Для достижения этой цели, мы создаём условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

В данной группе для уголка природы отведено хорошо осветлённое место. Где размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, аквариум, клетка с морской свинкой, природный материал, художественная литература, календарь природы, макеты: “Лесная поляна”, “Домашний двор”. (Фото прилагаются)

Ежедневно дети дежурят в уголке природы по два человека. Один ребёнок ухаживает за комнатными растениями, а другой кормит морскую свинку, рыбок. Вместе с воспитателем чистят клетку и аквариум. Дети самостоятельно распределяют между собой обязанности. Они с удовольствием дежурят в уголке природы и относятся к работе ответственно.

Рассмотрим работу детей с каждым элементом уголка природы.

1. Забота о комнатных растениях.

Дети подготовительной к школе группы продолжают учиться определять состояние комнатных растений, обеспечивать им необходимый уход. Педагог, в беседах с детьми, углубляет и закрепляет знания дошкольников о разнообразии растений на земле. В нашем уголке природы очень много комнатных растений, а именно: зигокактус, сансевиерия, монстера, агава, роза, узамбарская фиалка, спатифиллум, толстянка, хатиора, циперус, фикус, папартник, цикломен, хризантема, аспидистра, бегония.

В уголке природы комнатные растения находятся в двух зонах: в одной зоне находятся растения в данный момент цветущие (фото№1), а в другой – не цветущие в данное время (фото №2). Это делается для того, чтобы дети оценивали особенную красоту цветущих растений, прихотливо относились к ним во время ухаживания за ними, т.к. они требуют более внимательного отношения к себе.

фото 1

фото 2

В каждой возрастной группе мы воспитываем в детях желание ежедневно ухаживать за комнатными растениями, объясняем, почему это надо делать. Дети знают о пользе комнатных растений, поэтому с удовольствием ухаживают за ними (фото №3 – опрыскивает, № 4 – протирает, №5 – поливает).

фото 3

фото 4

фото 5

Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Мы постарались создать такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру), чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям перед искусственными.

У детей формируются нравственные качества, т.е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы.

2. Мини огород.

Вместе с детьми выращиваем в группе лук, овёс для морской свинки. Для этого используем удобный лоток с отдельными стаканчиками для рассады (фото №5). Посадку производим на занятиях, где каждому ребёнку даётся свой стаканчик. Это удобно тем, что задействован каждый ребёнок. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Во время наблюдений за ростом рассады дети отражают происходящие изменения в своих рисунках. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Дети ведут наблюдения, у них возникают вопросы, на которые они получают ответы.

3. Аквариум.

Как известно, аквариум оказывает релаксационное воздействие на детей, привлекает их внимание, даёт воспитателю возможность организовать интересные наблюдения за обитателями этого маленького водоёма, их особенностями, сформировать у ребёнка чувство ответственности за других существ, показать красоту и разнообразие, хрупкость существования подводного мира. Аквариум рассматривается как экосистема. На его примере мы показываем детям наиболее простые связи живых организмов между собой и со средой обитания.

Наблюдения проводятся в течение длительного времени. Дети знакомятся, с особенностями аквариума, где есть грунт, камешки. Рыбам и растениям нужен свет, вода не должна быть очень холодной. В цикл наблюдений, который мы проводим с детьми, входит отдельное подробное рассматривание каждого компонента, который входит в аквариум и его значение.

Аквариум способствует познавательному развитию детей, их нравственных качеств. Нам успешно удаётся сформировать эти качества у наших детей. Они с удовольствием наблюдают за рыбками, ухаживают за ними, следят за наличием корма (фото №6).

 

фото 6

4. Морская свинка.

У нас в уголке есть морская свинка. Её зовут Федя. Дети очень привыкли к ней. Они ежедневно приносят ей корм: листья капусты, морковь, яблоко, огурец, сухой корм. В летний период после каждой прогулки они несут ей свежей травы – очень любит осоку. Следят за чистотой клетки. Помогают воспитателю чистить её. В свободное от занятий время они подходят к клетке и разговаривают с Федей.

В результате заботы о животном у детей формируются нравственные качества, формируется экологически правильное поведение (уход за животным) (фото №7).

фото 7

5. Зона действия с природным материалом.

В данном месте дети индивидуально занимаются с природным материалом: изготовляют поделки. Весь природный материал: жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, хурмы), скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки, семена. Листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки (фото №8).Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.

фото 8

6. Календарь природы и детская литература (фото №9)

фото 9

Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят. В подготовительной к школе группе дети отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников;

- заполненный календарь природы (не менее трёх месяцев) отражает сезонные изменения природы, её экологическую закономерность – зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы. Страницы календаря представленные одновременно, - это наглядно-образная модель изменяющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщённые представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон.

Ведение календаря природы развивает у детей наблюдательность, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Детская литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по экологии и то, что они не могут увидеть сами (например, как выводятся лягушки и т.д.). В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно показано в красочных иллюстрациях. В нашем уголке природы такая литература выставляется не вся сразу, а периодично меняется. В свободное время дети рассматривают данную литературу. Обязательно у них возникают вопросы, на которые воспитатель даёт им ответ (фото №10).

фото 10

7. Макеты “На лесной полянке” (фото №11), “Домашний двор” (фото №12).

фото 11

фото 12

Основной задачей данных макетов является формирование представления о взаимосвязях между всеми обитателями, об их отношениях с окружающей средой, о месте их обитания. Дети также знакомятся с изменением жизни живых организмов в разные сезоны. Ребёнку можно наглядно показать цепочку взаимодействия всех живых организмов. Если уничтожить один из компонентов живой природы, то нарушается цепочка взаимосвязи.

Создание, всех этих вышеописанных компонентов уголка природы, помогают нам более успешно дать знания детям о том, как велико взаимодействие человека с природой. Человек является природопользователем. Именно от того, как человек использует ресурсы природы, как он к ней относится, как о ней заботится, зависит жизнь на земле.

Наши дети много знают о природе, умеют видеть её красоту. Но чтобы эта красота была всегда рядом, они научились о ней заботиться. А главное, они делают это с удовольствием, с желанием.