Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект коррекционных занятий в логопедической группе старшего возраста по лексическим темам: "Фрукты", "Одежда", "Посуда", "Домашние животные", "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Приготовьте рабочее место для проведения занятий, следите, чтобы освещение было достаточным, поза ребенка – удобной, на столе лежали необходимые принадлежности. Перед началом коррекционного занятия обсудите с детьми будущую работу в соответствии с лексической темой и заинтересуйте их. Во время работы поощряйте детей, подводите к рассуждениям, используя комментарии своих действий. Следите за осанкой, за правильным захватом фломастера, карандаша или ручки, за силой нажима. Если в работе используете ножницы, напоминайте о технике безопасности. Выполняйте корригирующую гимнастику для глаз, для кисти рук, упражнения для плечевого пояса, физминутки. После завершения работы обсудите, проанализируйте результаты проделанного, похвалите ребят.

Тема “Фрукты”

Коррекционно-образовательные цели.

Закреплять умение рисовать круги, овалы, выполняя штриховку.

Закреплять умения выполнять артикуляционную, мимическую, пальчиковую и дыхательную гимнастику.

Закреплять образование относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие цели.

    1. Развивать артикулярную моторику, мимическую мускулатуру, жевательно-артикуляционные мышцы, мышцы губ, языка, умение переключаться из одной артикуляционной позы в другую.
    2. Развивать графические функции, используя рисование кругов овалов в центре листа.
    3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные цели.

Прививать аккуратность при выполнении графического задания.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, корзинка для фруктов, листы бумаги 12х12, цветные карандаши.

Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. На столе у педагога картинки с изображением предметов. Педагог предлагает выбрать картинки с изображением фруктов. Садится тот, кто выполнил задание педагога.

    3. Мимические упражнения
    4. Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

      Следующая ситуация, когда фрукт свалился на голову (дети складывают фрукты в корзину).

    5. Упражнения для мышц шеи
    6. Развитие дыхания:

      Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша!

      Выдох носом, выдох ртом.

    7. Игровое упражнение “Жуем твердую грушу”
    8. Упражнения для губ, щек и языка
    9. Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

      Банан. Улыбнуться. Приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

      Язык пролезает через щель в заборе в сад. “Широкий” язык с силой протискивается между зубами.

      Колья забора острые – вот такие. Показать “острый” язык. По очереди высовывать то “широкий”, то “узкий” язык.

      Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

      Качели. В саду мы увидели качели. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

      Чашечка. Сделать из языка “чашечку”. В Наташину чашечку я налью апельсиновый сок, в Сашину – яблочный сок, в Лерину – сливовый. Какой сок налить тебе, Глеб? Соня?

    10. Пальчиковая гимнастика:

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий.
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки сажает.

7. Педагог предлагает взять листочки бумаги и в центре листа нарисовать любой фрукт.

8. Итог занятия

Дети оценивают работы друг друга.

Тема “Одежда”

Коррекционно-образовательные цели.

Закреплять умения выполнять различные виды штриховки.

Закреплять умения выполнять артикуляционную, мимическую, пальчиковую гимнастику.

Упражнять в употреблении притяжательных местоимений - мой, моя.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать графические функции, используя разные виды штриховки.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать артикуляционную моторику, речеслуховую память, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитывать бережное отношение к вещам, одежде, головным уборам.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, ножницы, различные виды орнамента

Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. Педагог ведет детей по кругу, выполнил действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения (у детей на головах шляпы, кепки, шапки с кисточками, платки).

      Ляпы-тяпы

      По дороге в Ляпы-тяпы
      Шли гуськом четыре шляпы
      Шляпу старую с пером (похлапывать по шляпам)
      Звали дедушку Петром.
      Шляпу с кисточкою синей (правая рука вверху работает кисть)
      Звали бабушку Аксиньей,
      Шляпу с красной ленточкой (руки внизу, размахивать вперед назад)
      Звали внучкой Леночкой.
      Ну а шляпу с козырьком (левую руку приложить к козырьку)
      Звали внуком Игорьком.
      По дороге в Тяпы – Ляпы
      Шли гуськом четыре шляпы.

      Дети снимают головные уборы, с правой стороны на стол складывают головные уборы, которые относятся к слову мой. С левой стороны дети складывают головные уборы, которые относятся к слову моя.

    3. Мимические упражнения
    4. Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

      Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь, нечаянно порвав одежду.

    5. Упражнения для мышц шеи
    6. Испачкали платье и рассердили маму.

      Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону, с сопротивлением рук, произнося: “Ай-ай-ай!”

      Выразить смущение.

    7. Упражнения для губ
    8. Застегивание и расстегивание молнии.

      Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

      Большие пуговицы и маленькие пуговицы.

      Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).

      Иголочка. Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до “пяти-шести”).

      Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения “широкого” и “узкого” языка. Положить “широкий” язык на нижнюю губу (“круглый воротничок”). Вытянуть “острый” язык – “воротничок с острыми краями”.

      Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить Д-д-д-д (шьем на электрической швейной машинке), Т-т-т-т (шьем на ручной швейной машинке).

      Строчка. Кончик языка “иголочка” ритмично касается верхней губы начиная с угла рта.

    9. Развитие дыхания и голоса

Пальчиковая гимнастика

Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: “Ля-ли-ле, ли-ля-лю”.

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги:

“Ой-ой-ой, болит пальчик мой.

Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!”

Ручки погладили, потерли, встряхнули, про боль забыли.

6. В сказочной стране “Ляпы-тяпы” не хватает еще одного головного убора шапки с помпоном. Дети предлагают нарисовать шапку с помпоном, украсив ее орнаментом, а помпон нарисовать штриховкой, и отправить в сказочную страну.

Тема “Посуда”

Коррекционно-образовательные цели.

Закреплять умение выполнять штриховку в разных направлениях.

Закреплять умение выполнять артикуляционную пальчиковую гимнастику, закреплять согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, используя штриховку в двух направлениях: сверху вниз и слева направо.

Коррекционно-воспитательный цели.

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы.

Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. Педагог предлагает сесть тому, кто назовет предметы, которые относятся к посуде.

    3. Мимические упражнения (дети показывают друг другу)
    4. Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку.

      Радость – купили новую посуду.

      Неудовольствие – много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

    5. Упражнения для мышц шеи
    6. Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз “Какая посуда стоит на полке?”. Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.

    7. Упражнения для губ, щек
    8. Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой “трубочкой”.

      Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

    9. Упражнения для языка
    10. Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.

      Чья “чашечка” глубже?

      Язык “чашечкой” снаружи и внутри рта.

      Чашка и блюдце на столе

      Чашка и блюдце на столе.

      Чередовать позиции: язык “чашечкой” и язык “на донышке”.

      Острый ножик