Использование коммуникативной методики в процессе обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Будучи учителем английского языка – предмета, который является приоритетным, каждый учитель английского языка осознает большую ответственность за знания учеников. “Сейчас нужны люди, не просто владеющие иностранным языком, но и способные свободно принимать участие в диалоге культур, бизнесе, политике”.

Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранному языку позволяет достичь эквивалентности в уровне языкового образования, как в рамках единого российского пространства, так и общеевропейского. К завершению обучения в основной школе планируется достижения общеевропейского допорогового уровня (А2), в старшей школе на базовом уровне - общеевропейского порогового уровня (В1).

Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения английским языком, ставят вопрос о разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения английскому языку.

С 2003 года применяю коммуникативную методику обучения. При ее выборе я руководствовалась требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом и условиями обучения в гимназии:

1) гимназия является национальным учебным заведением, где прежде всего стоит задача воспитания поколения, которое знает и чтит татарский язык и культуру;

2) английский язык преподается два часа в неделю в начальной школе, три часа в неделю - в среднем и старшем звене;

3) возрастные и индивидуальные особенности учеников, их интересы и планы на будущее, а именно 15% учащихся связывают свое будущее непосредственно с изучением английского языка на лингвистических факультетах, остальные же рассматривают английский язык, как одно из средств общения и фактор образованности человека;

4) своим пониманием целей обучения и личными особенностями.

Признавая существование различных методов в современном процессе обучения английскому языку, следует отметить, что лидирующее положение занимает коммуникативный метод. Актуальность данного метода продиктована тем, что основной целью обучения английскому языку в школе является развитие коммуникативной компетенции, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция, включающая в себя речевую компетенцию, социокультурную компетенцию, компенсаторную компетенцию, учебно-познавательную компетенцию, предусматривает формирование способностей к межкультурному взаимодействию. Умение адекватно воспринимать чужую культуру, находить в ней сходства и различия со своей, умение достигать взаимопонимания – вот, что особенно актуально в современном мире. Термин “коммуникация” обозначает общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности. Предметом общения является взаимоотношения собеседников, цель общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, продуктом общения является интерпретация информации. В процессе обучения опираюсь на принципы коммуникативного подхода:

В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира.

Они выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины, используя при этом английский язык. Среди них “Word search”, “Crosswords”, “Chain words” и т.д.

Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания

Для того, чтобы успешно изучать язык, учащиеся должны принимать в этом активное участие, поэтому ученики задают вопросы в процессе обучения и исследуют закономерности английского языка. Они экспериментируют с языком, понимают, что это средство общения и развития.

Учащихся просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом.

Для создания мотивации на уроке необходимо дать учащимся возможность сообщить своим одноклассникам и учителю что- либо значимое для себя, реальное. Так, для закрепления лексико-грамматических структур учащиеся должны составить предложения, отражающие их опыт или мнение: например, при изучении условных предложений третьего типа “If I had been born in …, I would have …”, “If I were a president, I would …”

Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.

Общение на английском языке в классе неестественно: оно лишь имитирует реальные коммуникативные ситуации. Например, после того как учащиеся познакомились, у них не возникает потребности сделать это еще раз, поэтому для закрепления структур по теме “Знакомство” можно играть в “Нового ученика” или “Угадайку”.

5. Поощряется совместная работа, их сотрудничество учащихся. На уроке создаются условия для работы парами или в группах, это способствует увеличению продолжительности речи каждого ученика, чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Работа в группах позволяет поговорить на английском языке в неформальной обстановке и повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу. Так, при введении структуры “Where would you like to go?”, учащиеся могут провести опрос класса или определенной группы и закрепить вопрос и ответ в своей речи.

6. Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться. Кроме использования знаний на практике, учащиеся учатся принимать самостоятельные решения, а не только усваивать готовые ответы: подобные задания выполняются при введении или обобщении грамматического и лексического материала.

Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока.

Каждый учитель имеет собственный стиль обучения, однако, в зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на уроке, учитель должен вести себя достаточно гибко: вести и поддерживать учащихся, но не всегда доминировать.

Учитель выступает в разных ролях на различных уроках. Он может быть носителем

информации, когда учащемуся необходимы исходные данные, наблюдателем, когда учащиеся самостоятельно работают в парах или группах, в это время учитель ходит по классу, помогая отдельным учащимся, консультантом, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется или совет, или определенные источники информации, например при выполнении проекта. Для реализации данных принципов коммуникативного обучения необходимо наличие определенных условий. Первым условием осуществления общения на уроке, максимально приближенного к реальной жизни, являются доверительные отношения, взаимная симпатия учителя и учеников, благоприятный психологический климат и атмосфера сотрудничества. Вторым условием является умение учителя реализовывать субъектно-субъектные отношения с учениками на урок и вне его, через организацию групповой, парной и индивидуальной работы обучаемых, через планирование как можно большего количества ситуаций общения и поощрения попыток учащихся принять в них участие. Третьим условием является наличие учебно-методического комплекса, помогающего реализовывать коммуникативно-ориентированное обучение.

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике и лексике.

Изучение нового грамматического явления начинается с коммуникативно направленных упражнений, которые помогают объяснить ученику, с какой целью изучается данный материал. Так, в при изучении структуры “will+глагол” для выражения предсказания, учащиеся сначала знакомимся с текстом “Shopping in Future”, в котором автор пытается предсказать, какими будут магазины в будущем. Данная статья вызывает большой интерес у учеников. Затем предлагается закончить предложения словом “will” или “won’t”. 1.In the future. shopping malls ___be more fun than now.

2.We ___need to move from the sofa in our sitting room.

Учащиеся продолжают работать с текстом, перечитывая его еще раз и находя нужные предложения. После проверки уже заполненных предложений, задается проблемный вопрос: “What meaning do these sentences have? a)plans b) prediction c)intentions ”. Учащиеся делают вывод, что “prediction”. Затем сами формулируют правило “We use will/won’t + infinitive without to talk about predictions”. Таким образом, ученики сами приходят к выводу о том, что если хочешь сделать предсказание в английском языке, нужно употребить структуру “will+глагол”, для отрицания “won’t+глагол”.

Следующий этап - выяснение, как дать задать вопрос о возможности чего-либо в будущем. Выполняется следующее упражнение:

Put the words in correct order.

  • traditional shops?/will/have/we
  • there/be/shopping centers?will
  • buy/will/our newspapers?will

Для этого продолжается работа с текстом, ученики ищут вопросительные предложения и по их образцу составляют вопросы и выводят схему вопросительного предложения “Wh+will+subject+Verb?”.

После введения нового материала его необходимо закрепить, учащиеся должны понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. Для этого используются разнообразные способы отработки нового материала. Механические, тренировочные упражнения (drills) такие, как стихотворения, рифмовки, “чанты”, песни, работа по цепочке, помогают отработать структуры в быстром темпе.

Использование мини-диалогов, содержащих личностно-ориентированные вопросы - один из эффективных способов добиться умения учеников использовать грамматические структуры в речи.

а) Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание: “Ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect”. В качестве опор предлагаются слова и выражения:

Key words
Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired
Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes

Выполнение задания.

А I’m happy.

Р1 Have you won the lottery?

А No, I haven’t.

Р2 Have you bought new clothes?

А No, I haven’t.

Р3 Have you passed exams?

А Yes, I have.

Т Now P4’s turn to say about his feelings.

б) Данный же прием можно использовать при отработке вопросительной формы с местоимениями 3 лица единственного числа: “Ученик А говорит ученику B о своем состоянии, остальные расспрашивают ученика В, составляя вопросы в Present Perfect с местоимениями he/she/it”.

B She is tired.

P1 Has she gone to the party?

B No, she hasn’t.

P2 Has she slept badly?

B Yes, she has. Now it’s turn your turn.

Для систематизации грамматического материала, считаю продуктивным использование опорных схем и таблиц. (Приложение 1) Они позволяют лучше запомнить грамматические явления. Учащиеся записывают таблицы в специальные грамматические тетради. Таким образом, у них создается свой грамматический справочник по изученным темам, к которому они могут обратиться в любой нужный им момент.

Введение новой лексики происходит в рамках одной речевой ситуации. Сначала учащиеся знакомятся с графическим и фонетическим образом слов, далее с их значением и употреблением. При введении новой лексики учитель использует такие приемы как: контекстуальная догадка с использованием иллюстраций в учебнике, сходства в написании и звучании с русским или татарским языком, знания по другим предметам, собственные предположения, демонстрация реальных предметов, рисунки на доске, мимика, жестикуляция, перевод. Для запоминания слов ученики ведут специальные странички под названием “Vocabulary” в тетрадях, куда записывают слова по темам или речевым ситуациям, фиксируют определения новых слов, пользуясь одноязычным словарем, составляют схемы слов одной семантической группы. В старших классах особое внимание уделяется грамматическим формам слов, их сочетаемости, словообразованию. Например, употребление “make” и “do” c определенными существительными или семантические ряды однокоренных слов “terror-terrify-terrifying, terrified-terrifyingly”. Одним из самых эффективных приемов при актуализации лексики является “word storm”: ученики делятся на команды, и на доске записывают слова по памяти в течение определенного времени. Затем слова произносятся, исправляются орфографические ошибки, подсчитываются количество правильно написанных слов, выявляется команда победитель. Контроль усвоения лексических единиц проводится через “уровневые лексические диктанты”. На дом дается задание приготовить слова к диктанту. По какой- либо речевой ситуации, общее количество слов на активное и пассивное усвоение -15. Предлагается желающим заработать “отлично” выучить все 15, “хорошо”-12, “удовлетворительно”-9. На уроке ученикам дается ограниченное количество времени, чтобы написать самодиктант. Обычно результаты диктантов бывают либо хорошие, либо оптимальные. Ученики выучивают слова, которые им ближе, легче, нужнее, дети сами разделяют активный и пассивный словарь. Данные диктанты развивают память, быстрый темп письма, орфографические навыки, создают условия для самостоятельного выбора, и самоконтроля. В старших класса по такому же принципу проводятся словообразовательные диктанты.

Приемы обучение говорению в рамках коммуникативной методики.

Задача учителя состоит в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

Лучшими приемами активизации устной речи учащихся являются приемы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приемы. Слово “интерактив” произошло от английского слова “interact”, что значит “interact”- “взаимный”, “act”- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне “равный - равному”, где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Интерактивные приемы активизации использования эмоционально-окрашенных выражений взаимодействия  при обучении диалогической речи.

Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме. Для того чтобы ученики овладели данными выражениями и использовали их в своей речи, учитель использует следующие приемы:

а) ученики читают выражения “Согласия и несогласия”:

Agreeing and disagreeing

Oh, come off it!

OK, but…

You are dead right.

Absolutely.

That’s true.

You’ve got a point there.

I suppose … but…

б) классифицируют их на группы “Statements which show strong agreement (++), limited agreement (+), and disagreement (-)”:

++ + -
You are dead right.

Absolutely.

That’s true.

OK, but…

You’ve got a point there.

I suppose … but…

Oh, come off it!

 

 

в) добавляют свои собственные выражения. На данном этапе используется прием “мозгового штурма”, в процессе которого любой ученик предлагает свои идеи, любая идея принимается и обсуждается.

++ + -
Nice idea.

I quite agree with you.

You are right, but…

Yes, but on the other hand…

You are wrong, I’m afraid.

г) затем выражения отрабатываются в диалоге в рамках какой-либо речевой ситуации, где используются личностно-ориентированные вопросы. При выполнении данного задания можно использовать мяч.

Т.The situation is “Celebrities”. During our game we use a ball.

Your task is to catch a ball, listen to my statement and react using expressions.

Let’s begin. To my mind Britney Spears is the best singers in the world.

Р.You’ve got a point there. But as for me Valeria is the best.

Т I think Ronaldo is very bad football player.

Р You are wrong, I’m afraid. He is considered to be one of the talented ones.

Т All talented actors are from Russia.

Р OK, but some foreign actors are not bad too.

Т The cleverest pupils study at our school.

Р You are dead right.

Интерактивные приемы активизации устно-речевых высказываний при выполнении творческих заданий.

К творческим заданиям при коммуникативной методике обучения английскому языку относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения. Их использование – удачный прием активизации учеников старших классов для побуждения их к устному высказыванию. При изучении темы “Education” в рамках речевой ситуации “Choosing Schools”, в которой ученики знакомятся с традиционными и альтернативными школам, которые существуют зарубежом, после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки и заданий на развитие навыков аудирования, им предлагается обсудить и выяснить: “Какая школа лучше: традиционная или альтернативная?” Для этого, им предлагается разделиться на две команды, поддерживающие разные типы школ; дается время, чтобы они приготовили утверждения “за” свою школу и “против” школы оппонентов. Объявляется регламент, что в течение десяти минут будет идти обсуждение, ставится цель: “Убедить своих оппонентов, что школа своей команды лучше”.

For a traditional school For an alternative school
Our school is big and it’s in the centre of the city. So you can make a lot of friends and easily get to school.  
  Our school is small and it’s situated in the lovely place in the forest. It’s so cozy and we can smell fresh air.
  Teachers don’t give us any home task.

We can choose lessons which we should attend. Each of us has own program of studying.

That’s not serious. When you are it’s important to controlled and leaded.

etc.

 

etc.

В процессе обсуждения учитель фиксирует на доске баллы за убедительные доводы каждой команды. После завершения обсуждения задается вопрос: “Есть ли такие члены команды, кого убедили соперники, и он хотел к ним присоединиться?”, и подводится итог по количеству доводов. Затем учитель дает анализ ошибкам, которые встретились при обсуждении.

Все выше перечисленные приемы способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса. Во время использования данных приемов на уроке учитель является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение.

Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эврестичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.

Список использованной литературы.

1. Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska “Opportunities” (Pre- Intermediate, Intermediate), Longman.

2. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.

Приложение.