Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  • создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
  • повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
  • усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
  • различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
  • закрепить словообразовательные модели; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
  • развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.

Оборудование урока:

компьютер; программа «Power Point», проектор.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Работа у доски по карточкам.

Солнце пригрело2 землю и его лучи преобразили2 все вокруг. 4 , 5

Работа с классом.

От существительных с предлогами образовать имена прилагательные, записать их, разобрать по составу.

БЕЗ ОБЛАКОВ

БЕЗ ПЛАНА

БЕЗ РАЗМЕРА

БЕЗ КОНЦА

БЕЗ ИДЕИ

БЕЗ ГРАНИЦ

БЕЗ ИНТЕРЕСА

БЕЗ ВКУСА

БЕЗ КОНТРОЛЯ

БЕЗОБЛАЧНЫЙ

и т.д.

− Каким способом вы образовали все слова?

− Какие правила вспомнили при написании образованных слов?

Проверка работы по карточке.

Солнце пригрело землю, и его лучи преобразили все вокруг.

[ − ═ ], и [ − ═ ].

(Повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное)

− Правильно ли разобраны на доске слова по составу? Проверка.

Найти в каждой строчке четвертое лишнее слово и разобрать его по составу.

ПОБЕЖАТЬ, ОТЪЕХАТЬ, ПРИГОТОВИТЬ, ПОДПИСАТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ, ПРЕЛОМИТЬ, ПОДГОТОВИТЬ, ПОДЫГРАТЬ

ОБЪЕХАТЬ, ПРИБИТЬ, ДОБАВИТЬ, ЗАПОМНИТЬ

− А почему эти слова оказались «лишними» в каждой строке?

− Можете ли вы объяснить правописание приставок в этих словах?

− Давайте сформулируем и запишем тему урока.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Приложение (Слайд 2)

Учитель.

− Вы уже хорошо усвоили правописание приставок первой и второй группы. Приставки третьей группы ПРЕ- и ПРИ- самые трудные!

− А почему эти приставки в одной группе? (у них самое основное для правописания – смысл!) Прежде всего научимся узнавать их в лицо.

Знакомство с приставками.

Выпишите только те слова, которые относятся к теме нашего урока.

  • пробежать,
  • прибежать,
  • прекрасный,
  • запретный,
  • приподнять,
  • надорвать,
  • преграда,
  • прадедушка,
  • рассеянный,
  • преждевременный.

Приставки ПРЕ- и ПРИ- самые трудные. Почему? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока. А пока поиграем.

Игра первая: приставка или нет?

Игра вторая: обозначьте в словах приставки ПРИ- и ПРЕ-

Беспримерный, беспристрастный, достопримечательность, допризывник, боеприпасы, непривычный, непринужденный, бесприютный, непрерывный, неприметный, времяпрепровождение.

− Что же может означать приставка ПРИ- ?

Самый первый и самый легкий случай объясните сами. (Слайд 3)

− Какое значение есть у слов: пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился?

− С какой приставкой написаны все эти слова?

Учащиеся записывают в тетради-справочники первый вывод:

Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ-

Закрепление полученных знаний.

Работа с карточками.

Запишите слова, обозначающие:

  • приближение рыбы, птицы, коня, черепахи;
  • приближение лыжника, автомобиля, машины;
  • приближение круглого предмета.

Учитель. Приходить могут не только живые существа. О мысли говорят: пришла в голову, о догадке – придумал, а еще припомнил, приснилось.

Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его приблизил кто-то: принес, привез, притащил. (Слайд 4)

Учитель.

− Какое слово не имеет значения приблизился?

Пришел, прибежал, приклеил, приплыл.

− Люди часто присоединяют друг к другу разные вещи. Что только они не придумали для такой работы! Назовите слова с таким значением.

− А теперь проверим, правильно ли вы их называли. (Слайд 5)

Учащиеся записывают в тетради-справочники второй вывод:

В словах со значением присоединения всегда пишется приставка ПРИ-

Вот как об этом пелось в песенке из «Радионяни»

Учитель.

− Многие предметы присоединяются к чему-либо не обязательно при помощи веревки или клея.

Все, что движется, стремится к какой-то цели, в конце концов с о е д и н я т с я с ней.

− Вспомните и вставьте в предложения нужные слова.

  1. Самолет пошел на посадку и благополучно ....
  2. Американский космический корабль ... в Тихом океане.
  3. Когда лодка прикасается к берегу, говорят, что она ... или …
  4. Когда корабль останавливается у пристани, говорят, что он ... или ....

Учитель.

Слова с такими значениями продолжают появляться в языке. Например, когда наш космический корабль впервые благополучно опустился на поверхность Луны, возникло слово прилунился.

Определите, какие из приведенных слов не имеют смысла присоединения. Объясните их. (В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю!) Запомните, как они пишутся.

  • привинтить, пристрелить, прикрутить, прицениться;
  • причесать, присоветовать;
  • приговорить, прилепить, прицепить, приказать, причастить, пришвартоваться, прикрикнуть.

Найдите "ошибкоопасные" места в выделенных словах.

Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами. Запомните, как они пишутся.

  • приколол - присоединил булавкой;
  • прилежание - присоединение к лежащим;
  • придрался - присоединился к драке;
  • признался - присоединился к знающим;
  • припаял - присоединил паяльником;
  • приключение - присоединение к ключу;
  • приголубил - присоединил к голубю.

Учитель.

Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. (Слайд 6)

Слова с этим значением тоже пишутся с приставкой ПРИ-.

Запишите в тетради-справочники.

К словам, имеющим смысл присоединения, относятся слова, обозначающие добавление к чему-то:

  • добавил к написанному – приписал;
  • добавил к нарисованному – пририсовал;
  • купил в добавление к уже имеющемуся – прикупил;
  • взял себе – присвоил, приобрел.

Третье значение приставки ПРИ- вы сейчас выясните сами. (Слайд 7)

Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим … пригорел.

Мама намазала царапину йодом и прижгла ранку.

Проветривая комнату, вы немного открыли окно – приоткрыли.

Запись в тетради-справочники. Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называют неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой ПРИ- .

В любое время суток красив наш вокзал. (Слайд 8)

− А как можно назвать:

  • площадь у вокзала,
  • канаву при дороге − …
  • постройку при станции − …
  • огород при усадьбе − …
  • поселок при городе − … .
  • участок при школе −

Запись в тетради-справочники: приставка ПРИ- обозначает нахождение около чего-то: привокзальный, придорожный, пристанционный, приусадебный, пригородный, пришкольный.

Учитель.

− Определите, какие из данных слов не имеют значения неполного, незаконченного действия:

приоткрыл, пристроил, приступил, приумолк, приснился, привстал, приветствовал, пригорел, придумал, пристегнул.

− В следующих словах объясните значение при