Интегрированный урок по окружающему миру и ИЗО "Путешествие по карте полушарий"

Разделы: Начальная школа


Цель: Сформировать целостный взгляд о Солнечной системе, о планете Земля и участии человека в ее изучении.

Задачи: Познакомить детей с картой полушарий, показать особенности поверхности. Воспитывать любовь к предмету, чувство гордости.

По структуре данный урок – урок изучения нового материала, режим деятельности интерактивный (информация двусторонняя) и интроактивный (деятельностный подход, самостоятельная работа) На разных этапах урока использованы разные методы:

  1. репродуктивный – для обобщения знаний, полученных ранее;
  2. исследовательский – для самостоятельного решения поставленной задачи;
  3. частично-поисковый.

На уроке использованы современные личностно-ориентированные технологии: интеграция, игра-путешествие, интерактивное обучение (работа в парах). Развивающие технологии: самостоятельный поиск учащихся, творческая деятельность (рисование по представлению, мини-сочинения)

ХОД УРОКА

Давайте улыбнемся, друг другу, я рада видеть ваши лица, улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет вам радость общения друг с другом.

- Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на стол и повторяйте за мной: (звучит музыка)

Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому
Внимание мое растет
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка
Голова мыслит ясно,
Я хочу учиться
Я очень хочу учиться
Я готов к работе
Работаю.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок путешествие. А мы необычные путешественники, мы – Астронавты (вывешивается табличка). Может, кто-то знает, кто такие астронавты? (люди, которые изучают космическое пространство)

- Итак, в путь. Надеваем свои космические ободочки.

II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

1) – Внимание, экипаж, корабль сбился с курса. В иллюминаторе неизвестное расположение планет. Давайте разберемся и назовем планеты по мере удаления от солнца

На доске:

МЕРКУРИЙ ПЛУТОН ВЕНЕРА МАРС
ЗЕМЛЯ ЮПИТЕР САТУРН УРАН
НЕПТУН

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

2) ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

- Выбираем маршрут. Куда же мы полетим?

- Давайте, полетим на Плутон. (Нет. Он находится далеко от Солнца и поэтому там очень холодно)

- Хорошо, тогда полетим на Меркурий. (Нет. Он расположен близко к Солнцу и поэтому там очень высокая температура.)

- Тогда – на Сатурн, там наверное, ни холодно, ни жарко. (Нет, он окружен кольцами из камней и глыб)

- А куда же мы полетим? (На Землю)

- Почему? (Наиболее благоприятные условия для жизни)

- Пока мы летим, может быть, уже кто-нибудь представил нашу планету?

3) ПРОВЕРКА ДОМАШНИХ МИНИ-СОЧИНЕНИЙ

- Дома вы должны были написать мини-сочинение “Какой я представляю нашу планету” (зачитывается 2-3 сочинения)

4) БЕСЕДА О ГЛОБУСЕ

- Что это? (глобус)

- А, что такое глобус? (Глобус – это модель Земли)

- А, что вы знаете о глобусе, а значит и о Земле?

- Обратите внимание на иллюминатор, как выглядит наша земля из космоса (показывается иллюстрация)

- Первым полетел в космос русский космонавт Ю.А.Гагарин в 1961 году. Именно он сказал, что из космоса наша планета голубая и необыкновенно красивая. Он впервые сфотографировал нашу землю.

- А сейчас вы попробуете выполнить работу по теме “Земля из космоса”.

III. РИСОВАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НА ТЕМУ “ЗЕМЛЯ ИЗ КОСМОСА”

ПРОВЕРКА:- Что вы увидели из иллюминатора?

IV. ЗНАКОМСТВО С КАРТОЙ ПОЛУШАРИЙ

- Мы продолжаем наше путешествие по Земле. Несмотря на свою привлекательность и на достоверность изображения земного шара, глобус не всегда удобен в обращении. И, поэтому чаще используют карту полушарий. Вы можете удивиться, как можно составить карту Земли, ведь она имеет форму шара. А оказывается, глобус можно мысленно разделить вдоль меридиана на два полушария: западное и восточное – и перенести эти изображения на лист бумаги (на плоскость). У нас получится карта полушарий (показ карты). Это одна из географических карт.

- А, что же такое карта?

- Карта – это чертеж поверхности Земли, небесного тела или Звездного неба.

- Давайте поближе полетим к этой планете. А, чтобы не заблудиться, путешествуя по карте будем ориентироваться по цвету.

1) – Что это за голубое пространство? (это вода)

- Огромные водные пространства называются океанами (вывешивается новое понятие океан). Океаны называют дорогами человечества. Они помогали людям открывать Землю.

- Чем важны океаны для суши Земли? (чтение текста на странице 26)

- Сколько же существует океанов? Ваша задача в группе найти все океаны и записать их в тетрадь. (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан) Покажите их на карте.

2) - На карте мы видим еще и другие цвета. Что это? (это суша, материки)

- Это материки – это большие участки суши, разделенные океанами.

- Работаем в группах. Ваша задача выяснить, сколько существует материков. Записать названия в тетрадь. (Евразия, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида) Покажите их карте.

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- А сейчас, я предлагаю поработать практически. Откройте учебник-тетрадь на стр.23 задание 2. Нанесите на карту полушарий названия материков.

- Задание 3. Подпишите названия полушарий, на которых находятся материки.

- Пользуясь атласом, нанесите на карту полушарий океаны.

VI. ИТОГ

- Что нового узнали?

- Сколько материков на планете?

- Какие из них находятся в восточном полушарии? В западном?

- Сколько существует океанов?

Приложение