Использование игровых приемов в процессе обучения аппликации детей младшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Младший дошкольный возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии детей и вызывают большой интерес у них.

Авторы программы “Развитие” в содержании раздела изобразительная деятельность предполагают работу с детьми по аппликации проводить в свободное от занятий время. Данный вид деятельности авторами программы не раскрыт, поэтому возникла необходимость в разработке системы занятий направленных на формирование у дошкольников навыков работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Дети младшего дошкольного возраста, в изобразительной и конструктивной деятельности могут передать строение предмета из нескольких частей, для этого необходимо их знакомить с обозначением пространственных отношений – выше, ниже, внизу, слева и т. д. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности. С этой целью изготавливаются дидактические игры “Разрезные картинки”, разные наборы мозаики: геометрической, сюжетной.

Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.

Полученный детьми в младшем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Сформированные в младшем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Основные задачи младшего возраста включают обучение приемам выкладывания, вырезывания и наклеивания форм на бумагу. Когда мы говорим об обучении, то знаем что дети, не всегда проявляют интерес именно к учебному содержанию, процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений лишен для ребенка смысла, и он действует без старания и интереса, ребенку во всей его деятельности нужна мотивация.

Как же сделать обучение детей аппликации интересным, а выполнение детьми изобразительных заданий осмысленным?

Подбирая и анализируя литературу по данной теме, нас заинтересовала методика обучения изобразительной деятельности Г.Г. Григорьевой. В ней наряду с другими методами, особое место в руководстве изобразительной деятельностью занимают игровые приемы.

То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, З.М. Богуславской и др.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно игру можно использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (Л.И.Божович).

Поэтому при обучении детей аппликации важно максимально использовать игровые приемы.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры.

Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:

во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;

во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Помимо игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста Комарова Т. С. относит информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод. После апробирования данных методов в условиях группы был сделан вывод о том, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий.

Информационно-рецептивный метод иногда называют объяснительно-иллюстративный, педагогами он применяется для того, чтобы помочь детям воспринимать предметы и явления окружающего мира, понимать содержание музыкальных и литературных произведений и отражать их в изобразительной деятельности. Для этого организуются наблюдения, обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Репродуктивный метод применяется на самых разных этапах обучения. Для того чтобы знания стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимо организовывать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Например, когда дети только овладевали механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей, они упражнялись в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей. Им предлагалось составить матрёшек, найти чайникам крышки или недостающие половинки листиков, подходящие по расцветке и величине. Позже также использовался данный метод, но детям предлагалось выполнить более сложные задания: составить и выложить фигуры с большим количеством деталей – выложить упрощённые одноцветные силуэтные изображения животных, птиц, окружающих предметов.

Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.

Использование исследовательского метода побудило детей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата. Исследовательский метод также применяется, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагалась. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Основным аппликационным материалом для детей младшего дошкольного возраста является бумага. Поэтому, наряду с традиционными занятиями аппликацией, многие авторы (Г.Г. Григорьева, Л.А. Парамонова) предлагают знакомить детей со свойствами и качеством бумаги.

Бумага бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, гладкой, шершавой и всевозможной окраски, и с ней можно по-разному действовать: мять, рвать, клеить и создавать разные формы. С этой целью в планирование работы по обучению детей аппликации включаются игровые занятия для практического экспериментирования с бумагой. (Приложение 1).

На занятиях детям раздают разную цветную бумагу (в основном, мягкую): гофрированную, писчую, газетную, столовые салфетки, рулоны туалетной бумаги (разных цветов), папиросную и т.п. При этом обращают их внимание на особенности каждой и предлагают ее пощупать, помять, порвать, пошуршать ею и определить, какая бумага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и т.п.

Дети, как правило, занимаются этим с удовольствием. Они наслаждаются производимым шумом, изменением формы бумаги. В результате одни дети рвут из мягкой бумаги длинные полоски, другие – скатывают из нее маленькие комочки, третьи – пытаются сделать большой ком, сминая плотную бумагу, но он распрямляется и образует какую-то фигуру и т.п.

К сожалению, в практике почти не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как изобразительного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого.

Разнообразие действий с бумагой и постепенное их усложнение необходимо:

во-первых, в зависимости от того, что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик), дети учатся передавать специфику изображаемого предмета: например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков – веточку мимозы, сирени, нарядную елку;

во-вторых, по-разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, с орудиями.

Конспект занятия по аппликации с детьми 3-4 лет.

Тема: “Снеговичок”

Задачи:

  1. Продолжать учить наклеивать готовые формы (круги) в нижней части листа в определенной последовательности, учитывая их величину.
  2. Закреплять знания о величине, форме.
  3. Развивать самостоятельность в украшении композиции.

Материал:

  • муляжи снежков,
  • снеговик из картона,
  • круги на каждого ребенка: большой, поменьше и маленький;
  • клей,
  • кисти,
  • салфетка,
  • тряпочка,
  • разнос.

Предварительная работа: наблюдение и эксперименты на прогулке за снегом, лепка “Снеговик”, загадки о снеге, заучивание стихотворения “На полянку на лужок, тихо падает снежок”, игра-танец “Снежки”.

Ход занятия: воспитатель с ребятами обращает внимание, что в студии (группе) кто-то раскидал снежки.

Воспитатель: Кто же это раскидал снежки? (ответы детей)

Воспитатель вешает картинку снеговика на магнитную доску.

Воспитатель: Вот кто раскидал снежки: снеговик. А зачем ты это сделал?

Снеговик: Потому, что мне скучно, мне не с кем поиграть.

Воспитатель предлагаем ребятам сделать снеговику друзей: маленьких снеговиков. Обращает внимание на величину кружков, объясняет порядок наклеивания: сначала самый большой кружок, затем поменьше, и наконец самый маленький. Перед работой разминаем пальчики гимнастикой “Мы во двор пошли гулять”:

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному.)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили. (имитируем лепку комков.)
Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (вести пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.(имитировать еду ложкой, положить руки под щеку.)

Во время выполнения работы детьми воспитатель следит за тем, как дети используют предметы – помощники, помогает ребятам украсить композицию: мелкие детали для снеговика (нос, ведро, пуговички), обрезки –снежинки.

Воспитатель: Снеговик, посмотри, сколько у тебя теперь друзей! Скучать тебе не придется!

Снеговик благодарит ребят:

Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза – угольки, губы – сучки.
И рад, что не один я – со мной мои друзья.
Без них, поверьте, в жизни совсем нельзя.

Воспитатель: Наши ребята, тебе и твоим новым друзьям покажут, как можно играть со снежками.

Дети идут по кругу со снежками и говорят стихи:

Мы танцуем со снежками,
Посмотрите все на нас.
Вот так топаем ногами!
Раз-два, раз-два, раз-два! (топают ногами)
А теперь снежки положим
Мы под елочку сюда. (кладут в круг)
И теперь в ладошки можно
Нам похлопать без труда. (хлопают в ладоши, приседают).
Осторожно поднимайтесь,
Не забудьте взять снежок.
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и встань в кружок (дети пляшут).

Список литературы.

  1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение. 1991.
  4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999. Сп-б.: Союз, 1997.