Программа внеклассной (кружковской) работы "Наш мир", 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология

Класс: 3


Программа внеклассной (кружковой) работы “Наш мир” является продолжением программы экологического образования младших школьников и составлена на основе компьютерной игры – энциклопедии “Живая планета”. <Рисунок 1> Содержание работы кружка имеет гуманистическую направленность, проявляющуюся в формировании у детей бережного отношение к природе, воспитание нравственной культуры, а также раскрытия положительного и отрицательного воздействия человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, получение новых знаний об оказании помощи природе.

  

<Рисунок 1>

Цель данной программы: дать представление учащимся о структуре природных комплексов (экосистем), о функционировании отдельных компонентов комплексов, и в целом всего природного комплекса. Формирование бережного отношения к природе; расширение объёма интереса к природе; углубленное изучение учебной программы – основные задачи курса.

Программа предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, исследовательский, блок практических мероприятий. Каждое занятие включает:

Работу по формированию новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений.

Игровые и занимательные моменты.

Элементы исследовательской работы, самостоятельных наблюдений.

Занятия с детьми строятся таким образом, что природоохранные знания расширяются и углубляются от темы к теме. А также приобретаются знания по зоологии, географии и ботаники. Во избежание утомляемости обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок и игровых моментов. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей предусмотрены виды деятельности: познавательная, игровая, творческая, поисковая, исследовательская. Разнообразны формы и методы работы: занятия в рабочей комнате продолжаются “заочными” экскурсиями в музеи; коллективные творческие дела завершают выставки, викторины, устные журналы, прогулки по “экологической тропинке”. Параллельно учащиеся знакомятся с первичными навыками компьютерной грамотности. Одним из важнейших принципов программы является краеведческая работа, которая даёт возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. Итогом реализации данной программы является составление атласа – определителя животных и “заселение” зоопарка.

К концу учебного года дети должны знать:

  1. Что такое экология, иметь представление о природных комплексах.
  2. Долг человека – любить и беречь природу. Что это означает.
  3. Отрицательные последствия деятельности человека в природе и положительное воздействие его.
  4. О взаимосвязи живых организмов.
  5. Некоторые виды животных и растений Томской области.

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. Оценивать свои поступки и отношение к природе других людей.
  2. Наблюдать за природой и делать выводы.
  3. Выполнять простейшие операции при работе с компьютером.

Разделы программы. (Приложени 1)

  1. Введение. Что такое экология. Что такое природные комплексы. Строение ПК.
  2. Лес – природный комплекс.
  3. Болото - природный комплекс.
  4. Луг - природный комплекс.
  5. Поле - природный комплекс.
  6. Горы - природный комплекс.
  7. Презентация атласа – определителя животных по природным сообществам.
  8. “Заселяем” зоопарк.

Форма подведения итогов: демонстрация атласа – определителя родителям на собрании.

Техническое оснащение: работа в компьютерном классе.

Тема. Болото - природный комплекс.

План работы.

  1. Откуда берутся болота? Признаки болот. Виды болот.
  2. Обитатели болот. Животные и растения болот Томской области. Взаимосвязь животных и растений.
  3. Значения болот для человека. Охрана болот. Какой вред болоту наносит человек.
  4. Ископаемые богатства болот Томской области.

Ход занятий

1. Отгадайте загадку. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

Был ли кто-нибудь из вас на болоте? Опишите его.

Топкое место. Кочки да трясины. Редкие кустарники… Камышовые заросли… Болото… Откуда оно взялось?

- Знаете ли вы, как образовалось болото? Послушайте рассказ учёного эколога о том, откуда берутся болота.

Когда-то на этом месте, представьте себе, было небольшое озерцо. Берега его густо поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались и разрастались, всё больше наступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду…На стеблях поселились мхи. Они впитывают влагу, и вода застаивается.

Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озерцо, закрыли воду. С каждым годом заросли становились всё гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой - почти до самого дна. Поэтому, когда идёшь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги в жидкой грязи. Того и гляди, провалишься – под кочками вода.

А может быть, речушка лесная текла не спеша, и понемногу зарастала в низинах травами. Или ключ бил из земли, и всё вокруг пропитал водой.

Вот и образовались на таких местах копилки воды – болота. Много воды – значит, стали расти здесь влаголюбивые травы, кустарники… И птицы, и звери стали селиться здесь такие, каких только на болоте и увидишь.

- Вы очень внимательно слушали рассказ. Восстановите порядок образования болота.

  • каждый год камыши и тростник разрастались
  • берега густо поросли камышом и рогозом
  • сначала было небольшое озерцо
  • растения полностью захватили озерцо
  • образовался толстый слой из растений
  • на стеблях поселились мхи

- Наступила пора познакомиться с этим природным комплексом поближе. Знаете ли вы, что болота бывают двух видов? Посмотрите на схему:

Наиболее богато растительностью низинное болото. Здесь встречаются деревья (берёза, осина), разнообразные кустарники (ивы, смородина, рябина, шиповник). Растёт обилие трав: типичных болотных – сабельник, стрелолист, калужница, кислица, грушанка. И конечно – обилие воды между высокими кочками.

Верховые болота имеют совсем другой вид. Здесь царствует белый мох сфагнум. Он сплошь покрывает всю поверхность. Мох – причина заболачивания леса. Редко растут чахлые невысокие сосны угнетённого вида. На кочках из зелёного мха стелятся тонкие побеги клюквы. В некоторых местах густые заросли карликовой берёзы, багульника – невысоких кустарников. И тоже много воды.

Болота, болота,
И края им нету,
Невзрачные сосны
Поникли в печали.

П. Бровка.

Практическая работа №1. Квадрат Е 2. (Приложение 2)

2. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить в разделе “Обитатели болот”?

Вы правы. Поговорим о растениях болот. <Рисунок 2>

<Рисунок 2>

Почва в болоте всегда сырая и поэтому не всякое растение сможет здесь жить. Сосна, например, дерево, но какая она маленькая, невысокая и тоненькая, растёт только на кочках.

Клюква – болотная ягода, тоже кустарничек, её тонкие, как ниточки, стебельки стелются по мху, но какая полезная!

Клюква

Болот полукустарник скромный
Природой щедро наделён,
Он северянами по праву
Зовётся “северный лимон”.

В. Г. Рубцов

Мох сфагнум. Хорошо живётся только белому мху. Он не боится сырости и даже сам воду впитывает, запасает на тот случай, если болото высохнет. У этих растений нет корней. Воду и питательные вещества они всасывают с помощью стеблей и листьев. Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Отмершие части превращаются в торф. Толщина торфа может достигать 3-4 метров и более. Именно на этой торфяной подушке и живут другие обитатели болот.

Растут на болотах и необыкновенные растения. Это растения – хищники, растения – ловушки. Они ловят и поедают насекомых и даже мелких водных рачков. Тайну этих удивительных растений раскроют нам дети, которые подготовили сообщения.

Росянка – комариная смерть

На листьях росянки много волосков, и на каждом капелька жидкости, как роса. Оттого растение и прозвали росянкой. Сядет комар на лист и тут же прилипнет к капелькам. Клейкие волоски накроют его, и лист сложится вдвое. Росянка его впитает.

Почему же росянка превратилась в хищника? Потому что ей на бедных болотистых почвах не хватает питательных веществ. Вот она и подкармливается за счёт насекомых. Кочки на болотах часто пестрят мелкими соцветиями росянки. Присмотритесь – вокруг цветков она разложила розетку листьев – ловушек. Росянка привлекает насекомых запахом. В день росянки способны отловить и переварить до 25 комаров. Похожим способом ловит добычу и венерина мухоловка.

Пузырчатка болотная.

Другую ловушку “придумала” болотная пузырчатка, которой тоже недостаточно питания на болоте. У неё все листья в воде, корней нет, а над поверхностью поднимается лишь стебелёк с жёлтыми цветками. На листьях – много пузырьков. Коснётся рачок чувствительного волоска – открывается упругий клапан, и пузырёк засасывает добычу. Из пузырька рачку уже не выбраться – клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону.

Практическая работа №2. Квадрат Е1. (Приложение 2)

Как вы думаете, каково живётся животным на болоте? А знаете ли вы, кто ревёт и хохочет на болоте? <Рисунок 3>

 

<Рисунок 3>

На болоте особые условия для жизни. Слишком сыро и почва скудная. Оттого и большие деревья не растут, трав, таких, как на лугу, мало. Здесь раздолье только мхам. Потому и нет на болоте животных, которые питаются травами. Хорошо здесь журавлю и цапле, у них длинные ноги с большими пальцами, между которыми перепонки. Это позволяет им ходить по топкой болотной грязи не проваливаясь. Очень уж любят они лакомиться лягушками.

Цапля

Вдоль болота ходит кто-то,
Травы поздние шуршат.
Это цапля у болота
Караулит лягушат.

П. Комаров.

Лягушек на болоте много. Живут привольно, чего-чего, а вкусных комаров и мошек для лягушек хватает. Бывают на болоте разные звери и птицы, когда клюква поспевает. Любительница полакомиться сладкими ягодами белая куропатка. На болотистых берегах рек селятся бобры и водяные крысы. Можно встретить ужа и болотную гадюку. А зимой заходят большие лоси – это самый крупный зверь в наших краях. На болоте лоси едят ветки сосны. Нравятся они им. Зимой и заяц тут же бегает, тоже ищет, где бы ему кору у дерева погрызть. Мало животных на болоте.

Но вечерами и ночами вы можете услышать чей-то рёв. Глухой, страшный. Будто кто-то ударил в огромный барабан – и он загудел. Или бык заблудился в болоте, и зовёт хозяина, ревёт. Что только люди не рассказывали по этому поводу – будто водяной кричит или леший с ним повздорил. Кто же это? (сообщение ученика).

А звуки-то издаёт небольшая, с курицу, птица, которая называется выпью. Выпь живёт на болоте в тростниковых зарослях, в камышах маленьких болотных озёр. Ягоды её не интересуют, ей подавай карасей, окуней, лягушек или головастиков. А то и щурёнка поймает. Неподвижно часами стоит выпь в зарослях у воды, даже не подумаешь, что она живая. И вдруг молниеносно метнёт острый, как кинжал, клюв, и рыбке уже не уйти. В воздухе мелькнёт серебряный хвост рыбёшки, и вновь всё замрёт.

Начнёшь искать выпь в камышах и мимо пройдёшь – она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличить её от пучка сухой травы и камыша. И не подумаешь даже, что эта скромная, незаметная птица так страшно ревёт и ухает ночью. Голос у выпи очень громкий.

Но не только выпь кричит по ночам на болоте. А вот на ветке виден какой-то большой бурый нарост. Вдруг повернулась голова, и стали видны два круглых жёлтых глаза. Это ночной разбойник – филин. Нет от него спасения в темноте ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, как стемнеет. Незнающий человек просто обомлеет, когда в первый раз услышит его раскатистый хохот.

Практическая работа № 3. Квадраты Г2, Г3, (Приложение 2)

3. - В этом разделе мы поговорим о том, какое значение для человека имеет болото и зачем его нужно охранять.

С давних пор люди побаивались болот. Их пугали трясины, бездонные топи, грозившие засосать без следа и пешего, и конного. И ведь как болота маскируют опасные места – кажется, что перед тобой такая красивая полянка с цветами, а под ней… топь.

Люди старались поселиться подальше от болот, от “гнилых” мест, где чаще простужались и болели. Болота обходили стороной. А если уж надо было идти через него, то шли осторожно. Длинной палкой – слегой нащупывали заветную тропу в неподвижной воде, заросшей тиной. Ставили из палочек вехи, чтобы не сбиться с тропки, а то утонешь…

Люди стремились осушать “гиблые места” и использовать землю под поля и пастбища. Они думали, что, осушая болота, не только расширяют земельные угодья, но и помогают природе.

- Так ли это? И зачем нужны болота природе? Приносят ли они какую-нибудь пользу? (ответы детей)

Да, и немалую. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. А какие замечательные реки вытекают из болот! Волга, Днепр, Москва – река. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха.

Болота – это и места обитания многих редких растений и животных. Журавли, цапли, кулики и другие птицы не только кормятся здесь, но и устраивают гнёзда, выводят своё потомство.

- А как же человек использует этот природный комплекс? Об этом вы расскажите мне сами, глядя на схему и вспоминая мой рассказ.

Значение болот для человека

  • ценные ягодные растения
  • сфагновый мох используется в медицине
  • мох для строительства домов
  • использование торфа, как топливо и как удобрение.

ВНИМАНИЕ!

Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

4. - Неделю назад вы получили такие задания. 1. Узнать, есть ли болота в нашей Томской области.

2. Если есть, то назовите самое крупное болото.

3. Растения и животные болот Томской области.

4. Ископаемые богатства Томской области.

- На основе добытых сведений составим схему.

Торфяные болота (низинные и верховые) – типичные ландшафты в Томской области. Более 40% территории области занято болотами и заболоченными пространствами. А если прибавить к этому и площадь рек и озёр, то воистину Томская земля – земля воды, болотная страна. Некоторые болота настолько велики, что дальний край их скрывается за горизонтом. Великим феноменом природы называют в мировой литературе – Васюганскую болотную страну. Васюганское торфяное месторождение настолько велико по площади, что равно площади таких государств, как Бельгия и Нидерланды.

Практическая работа №4. Квадрат Д1, Д2. (Приложение 2)

Список литературы:

  1. Рудский В.Г. Экология. Мир вокруг меня. Методические рекомендации для учителей. Томск. 1996 г.
  2. Л.Д. Бобылёва, О.В. Бобылёва. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа. /Начальная школа. №5 2003 г.
  3. Компьютерная игра – энциклопедия “Живая планета”.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. Учебник. 3 класс. Москва. Академкнига. 2005г.