Урок русского языка "Понятие о причастии"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся о грамматических признаках глагола и прилагательного;
  • повторить понятие о лексических синонимах; познакомить с грамматическими признаками причастия;
  • формировать умение отличать причастие от прилагательного;
  • обогащать словарь учащихся путём использования причастий.

Этапы урока.

I. Проверка домашнего задания.

Два ученика делают у доски морфологический разбор прилагательного и глагола из домашнего упражнения.

II. Объяснение нового материала.

В одной сказочной стране Морфологии жила художница. Звали её Имя Прилагательное. У неё был муж – дядюшка Глагол. И родился в этой семейке сынок – мальчик Причастие. Мама Прилагательное и папа Глагол всё время спорили, на кого из них больше похож сын. А он успокаивал родителей

- Не спорьте, не надо! Я ведь на обоих ужасно похож. Во мне ясно видны черты и Прилагательного, и Глагола.

Мама имя Прилагательное обожала всякие вещи раскрашивать, особенно кошек. Была кошка белая, а стала рыжей, полосатой, усатой, пушистой. Рыжая, полосатая, пушистая, усатая - это именно те признаки кошки, по которым мы можем узнать эту кошку среди других.

Слова рыжая, полосатая, усатая, пушистая относятся к какой части речи? (прилагательное)

Отмечаем, что кошка всю жизнь рыжая, полосатая, пушистая. Это её постоянные признаки.

Приложение 1

Но если мы решим кошку постричь, то она уже не будет пушистой, а будет постриженной. А если мы решим её покрасить, кошка станет покрашенной. Это уже не постоянные признаки, а признаки по действию. Кошка не всю жизнь жила постриженной ( покрашенной), она такой стала только после того, как её покрасили (постригли), т. е. совершили действие. Вот вам и признак по действию. Есть действие - есть признак, нет действия – нет и признака.

Делаем запись. (Обязательно проговариваем, что причастие можно заменить сочетанием “местоимение который + глагол”, с прилагательными это невозможно).

  • Кошка (какая?) - покрашенная, та, которую покрасили.
  • Кошка ( какая?) – постриженная, та, которую постригли.
  • Кошка (какая?) – мяукающая, та, которая мяукает.

Приложение 2

Эти признаки по действию и есть причастия. Они одновременно похожи и на прилагательное, и на глагол. Как мальчик Причастие похож на маму Прилагательное и папу Глагол.

Делаем вывод.

- Причастие , как и прилагательное, обозначает ПРИЗНАК и отвечает на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?,КАКИЕ?.Но этот признак всегда связан с действием – это у причастия от глагола. Причастие всегда сообщает о предмете не только КАКОЙ он, но и ЧТО он ДЕЛАЕТ.

Приложение 3

- Какую часть речи поясняет причастие? (имя существительное).

III. Закрепление материала .

Приложение 4

1. Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Поющая (девочка), певчая (птица); летящие (самолеты), летучие (мыши); от звенящего (будильника), от звонкого(голоса); синеющее (море), синий (цвет).

- Как изменяются прилагательные и причастия? (одинаково - по родам, падежам, числам)

2. Подберите к данным прилагательным однокоренные причастия и наоборот.

Худой (человек), красный (плод), светлое (небо), темный (горизонт), шумный (поток), зеленый (лес), висячая (лампа).

3. Можно ли назвать полученные пары синонимами? Почему? (Нельзя, так как причастие отличается от прилагательного не оттенком значения, а смыслом).

4. Следующее упражнение выполняется в быстром темпе. Приложение 5

Приложение 5

Учитель читает конструкцию со словом “который”, школьники быстро называют и записывают причастие.

Как мы скажем о листьях, которые распустились?.. о шаре, который лопнул?.. о девочке, которая бежит?.. о яблоке, которое упало?... о море, которое бушует? .. о солнце, которое садится за горизонт?

5. Выборочно-распределительный диктант. (записать в две колонки прилагательные и причастия).

Язык народа – вечный, лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое и живое слово. (К.Ушинский)

IV. Домашнее задание.