Рейтинг@Mail.ru

Теоретические аспекты проектной деятельности в процессе обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Для того чтобы приступить к рассмотрению теоретических аспектов проектной деятельности в процессе обучения, необходимо подчеркнуть актуальность изучения данного вопроса. С этой целью обратимся к опыту учителей. По мнению Викуловой Э.В., современные дети – это не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает большое количество информации. Обилие информации не приводит к системности знаний. Необходимо научить детей целенаправленно находить и извлекать необходимую им информацию, усваивать её в виде знаний, то есть формировать у учащихся информационную компетентность.

Организация обучения через желание, мотивирование интереса к самостоятельному приобретению знаний, учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике – немаловажные проблемы.

И, наконец, коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. Возникает еще одна проблема определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования, т. е. продуктивного общения ученика с учителем, со сверстниками, с Интернетом, информационным полем.

Как разрешить эти проблемы? Объяснительно – иллюстративный метод не годится, так как он ограничивает самостоятельную деятельность учащихся, его цель – усвоение знаний.

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения. [3; 1].

Проектная деятельность, бесспорно, является методом, удовлетворяющим перечисленным выше условиям.

Центральное понятие в изучаемом вопросе – “деятельность”, Г.М. Коджаспирова определяет её как форму психической активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Осуществляется деятельность по схеме: субъект – объект, где субъект – человек как активное начало, а объект – то, на что направлена активность. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий. Каждому действию соответствует своя частная цель или задача.

Структурные составляющие деятельности – цель, мотив, способы, условия, результат [1; 71]. Рассмотрим каждую из составляющих деятельности подробнее.

Цель проектной деятельности.

Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859—1956) воплотил идеи Г. Спенсера в философию “американского образа жизни” и разработал основы педагогической системы, получившей позднее название “школа жизни”. Главная цель ее — подготовка обучаемых к жизни в демократическом, правовом обществе с экономикой свободного предпринимательства и конкуренции, к борьбе за существование в нем в процессе проектной деятельности учащихся. Таким образом, конечной целью проектной деятельности является “подготовка учащихся к жизни”:

1) подготовка к реальным трудностям, “прозе жизни”, борьбе за успех, достаток, благополучие, карьеру;

2) формирование человека дела, а не иждивенца, активного, ищущего, предприимчивого, инициативного, самостоятельного, упорного, трудолюбивого, изворотливого и находчивого в условиях конкуренции, сознающего ответственность перед собой за достигаемые в жизни Результаты, рассчитывающего только на себя, способного стойко переносить неудачи, сохранять оптимизм и выживать;

3) формирование законопослушности, правовой подготовленности и воспитанности (свобода в пределах закона);

4) экологическая подготовка и воспитание;

5) воспитание в духе мира и терпимости к культуре, менталитету, образу жизни других обществ, народов, их собственному выбору;

6) демократическое воспитание;

7) формирование установок на здоровый образ жизни;

8) развитие потребности к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, стремления к “сверхзнанию” (высшему образованию, получению нескольких образований, послевузовскому образованию) [5; 115-116].

Мотив проектной деятельности.

Д. Дьюи и его единомышленники учли то, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим.

Познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и уже имеющийся собственный “жизненный опыт” ученика. Поэтому главным мотивом проектной деятельности является интерес самого учащегося.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса. Не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный, к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса. Свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса. Не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса определяется его содержательностью и значимостью для личности. [1;106] См. также [4; 147].

Условия осуществления проектной деятельности в процессе обучения.

В качестве важнейших условий осуществления проектной деятельности учащихся Дж. Дьюи видел в создании школы — “слепка с общества”, с отношениями, проблемами, решениями и действиями, свойственными обществу. Гуманизация и демократизация взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения подразумевает превращение жизни в школе в “мини-общество”, замену книжной учебы и пассивного слушанья активными действиями и поступками, воспроизводящими жизнь в обществе. При этом школа превращается из социального института, готовящего обучающихся к будущей жизни, в саму социальную жизнь, предоставляет каждому обучаемому свободу самовыражения, проявления и развития своих сильных сторон и индивидуальности.

Гуманизация, демократизация, свобода выбора рассматриваются в данном случае не как абстракция и дань “модной утопии”, они расцениваются как обязательное условие развития у учащихся в процессе проектной деятельности необходимых в рыночной экономике качеств. К ним можно отнести ярко выраженную индивидуальность личности, повышающую “рыночную стоимость” работника, “эксклюзивность”, облегчающую ей самопрезентацию, “спрос” на рынке рабочей силы, а вместе с тем и вероятность успеха в жизни.

Результат проектной деятельности.

Следует отделить друг от друга понятия “результат проектной деятельности” и “продукт проектной деятельности”. Результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:

Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).

Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).

Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).

Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).

Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.).

В итоге, с одной стороны, усвоение и реализация обучаемыми в процессе проектной деятельности своего права на индивидуальность приучают их к признанию права и других на то же. Уважение к себе воспитывается через уважение выбора других, признание их равенства, необходимость терпимости к их индивидуальности.

Среди отрицательных результатов проектной деятельности можно назвать:

• ослабленные (по сравнению с другими видами деятельности) духовные результаты, развитие у обучающихся индивидуализма, меркантильной расчетливости, корысти, такой толерантности, которая часто оборачивается равнодушием к другим людям и их бедам (“это их проблемы”);

• ослабленную общеобразовательную подготовку обучающихся (один из ее показателей то, что они обычно занимают невысокие места в международных конкурсах школьников и студентов);

• гуманизм и демократизм часто носят признаки “местных” — в рамках своей группы, сообщества, страны; о них забывают, когда речь идет о собственной выгоде подготовленного в “школе жизни” человека.

Со времени своего возникновения идея проектного обучения претерпела значительную эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления [2; 45-49].

_______________________

  1. Коджаспирова , Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова А.Ю. Коджаспиров. – М., 2005. – 71 с.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ [Текст] / Г.К. Селевко. – М., 2005. – с. 45–49.
  3. Сигал, П.И. Учебный проект как средство самореализации творческой личности в условиях профильного обучения: Сб. из опыта работы гимназии №2 [Текст] / П.И.Сигал, Э.В.Викулова, Н.В.Демидова, Е.В.Зайцева, И.М.Кудинова, Л.В.Камина, Л.Е.Тарова; Под. ред. П.И.Сигала – Коломна. , 2004. – 1с.
  4. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов [Текст] / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М., 2002. – 147 с.
  5. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям [Текст] / А.М.Столяренко. – М., 2006. – с. 115–116.