А.Л. Барто. "Игра в слова"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ: формировать правильное выразительное чтение, речь детей, словарный запас, умение работать с текстом;

закреплять знания о знаках препинания и об интонации;

развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.Л.Барто, рисунки к стихотворению,

дерево без листьев, листочки для дерева из белой бумаги,

полоски бумаги двух цветов.

 I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.( на доске три рожицы – настроения: радость, удивление, грусть)

-Какое настроение выражает каждая рожица? Какое настроение выберем на урок?

Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением ,и не забудем про интерес и удивление.

II. РАЗМИНКА “ЧИТАЛОЧКА” (на доске скороговорка : Шесть мышат в шалаше шуршат)

1. Читаем глазками. -Что это? для чего нужна скороговорка?

2.Читаем хором. -Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

З Читаем быстрым темпом. Затем друг другу в парах .

4.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с ! ).

Вывод: -Как читали? С какой интонацией? Каким голосом?

Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. ( 3 ученика заранее подготовили наизусть стихи А.Л.Барто:

“Мишка”, “Зайка”, “Слон” или “Лошадка”, т.е. об игрушках)

- Ребята сейчас прочтут вам стихи, а вы ответьте кто автор этих стихотворений?

( Это А.Л.Барто). ( Обращаем внимание на портрет).

-Что общего в этих трех стихотворениях? ( об игрушках)

-Для чего люди придумали игрушки? Где чаще всего играют с игрушками? А в школе?

- А что мы делаем в школе? А все таки на уроках можно играть? Во что?

Сегодня мы тоже поиграем ,но вот во что...расшифруйте слово и узнаем. ( 19, 13,16,3,1)

с л о в а

ИТАК: сегодня мы будем играть в слова. (открываем произведение А.Л.Барто).

- Почему же на уроке мы будем играть в слова? (так называется стихотворение)

IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

- Я прочитаю, а вы внимательно послушайте и скажите:

-О чем стихотворение? Кому понравилось? Не понравилось? Почему? ( читает учитель, затем дети отвечают на поставленные вопросы).

-Какое животное встретили? Мы встречались с ним сегодня ? Где?

V. ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И РАБОТА С СОДЕРЖАНИЕМ ТЕКСТА.

1)Повторное чтение текста.

- Сколько было мышей? Давайте проверим и найдем еще КТО в стихотворении есть.

Читают сами, проверяют: -Сколько кукушек?

СРАВНИТЕ : кукушка и мышата. - Какой звук есть в обоих словах?

2)Лексическая работа со словами.

(гром, гроза, листопад, родник, журчащий, наяву)

-Какое слово не встречалось в стихотворении?

РЕЛАКСАЦИЯ: - Когда журчат ручьи?
- Послушайте журчание воды. ( под запись звуков природы, закрываем глаза и слушаем).

- Представим, что видим сон. Мы гуляли по зеленой прохладной роще. Присев у ручейка, мы услышали звуки журчащей воды… Проснулись. Кто увидел сон? Как себя чувствуете? Продолжаем работу.

3) Работа с текстом.

-Какие знаки препинания бывают? Какие есть в тексте?

-Сколько точек? Посчитаем.

ВЫВОД: Раз точек 6, значит и предложений 6.

(Читаем каждое предложение еще раз и делим текст на смысловые части).

ИТОГ: Сколько предложений? А на сколько частей разделили?

VI. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК. ( вывешиваются картинки или рисунки к тексту в перепутанном порядке, и одна картинка не подходит по смыслу)

-Развесьте картинки по порядку.

ВЫВОД: картинка с ключом от замка не подходит, т.к. в тексте слово “ключ” обозначает родник, ручеек.

- А почему так случилось, что эта картинка сюда попала? ( слово “ключ” - многозначное)

-Какие еще многозначные слова знаете?

VII.ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Кому какая часть стихотворения понравилась больше? Нарисуйте к ней рисунок.

Кто хочет дополнительное задание? (Выбор цветной полоски с дополнительным заданием : легким – желтая, более трудным - красная).

Желтая - выразительное чтение, красная – наизусть.

VIII.РЕФЛЕКСИЯ.

На доске ствол дерева без листвы.

- Когда бывают такие деревья? (зимою)

- Давайте оденем дерево: если настроение отличное и вы довольны своей работой и урок понравился – зеленый листочек, не очень – желтый цвет, не понравилось и настроение плохое – красный.

-Какое дерево получилось? ( преобладание зеленой листвы или желто-красной соответственно дерево летнее, осеннее)