Урок литературы в 11-м классе по теме "Особенности раннего творчества Осипа Мандельштама"

Разделы: Литература


Цели:

  • выявить особенности раннего творчества Мандельштама:
    • твёрдый взгляд на вещи;
    • обращение к культуре прошлого;
    • свойственность считать архитектуру родственной литературе;
  • научить осваивать историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия (символизм, акмеизм);
  • формировать общие представления об историко-литературном процессе;
  • развивать представления о специфике литературы в ряду других искусств (архитектура);
  • развивать культуру читательского восприятия художественного текста,   понимание   авторской   позиции,   исторической   и   эстетической обусловленности литературного направления (акмеизм);
  • развивать образное и аналитическое мышление, читательский интерес учащихся, художественный вкус, устную речь учащихся.
  • совершенствовать  умения  анализа  и  интерпретации  литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • воспитывать уважение к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.

Оборудование: Цитаты из статей Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма» и В. Брюсова «Ключи тайн», оформленные на плакатах;  высказывание Осипа Мандельштама: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить»; фотографии Храма Святой Софии в Стамбуле, храма Собора Парижской Богоматери, портрет О.Э.Мандельштама. Слайды к уроку.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

1. Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются  в счастье, иногда в глубоком  раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего-то страшного. Но настоящие стихи настоящих поэтов всегда даруют читателям встречу с истинным – высоким и прекрасным – искусством.

О.Э. Мандельштам

Сегодня мы начинаем разговор о поэте, личность которого достойна восхищения это – О.Э. Мандельштам. Поэт родился в 1891 году в Варшаве, вырос в Петербурге. Окончил Тенишевское училище. Учился на романо-германском отделении филологического факультета Петербургского университета. Увлекался французскими символистами, любил лирику Батюшкова и Тютчева. Первые стихи опубликовал в 1910 году в журнале «Аполлон». Дружил с Н. Гумилёвым и А. Ахматовой. В числе акмеистов входил в объединение Цех Поэтов. С новой властью в России не смирился. В 30-е годы не побоялся сказать правду о Сталине и его окружении. Первый раз был арестован в 1934 году, отбывал срок в Воронеже до мая 1937 года. Вскоре произошел второй арест. 27 декабря 1938 года погиб в лагере «Вторая речка» под Владивостоком. Сегодняшний урок посвятим раннему творчеству поэта.

2. Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает... – писал в статье «Наследие символизма и акмеизма» Николай Гумилёв, – На смену символизма идёт новое направление... акмеизм (от слова аксми – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь...»1 (1913 год).
Если сравнивать два направления в литературе и искусстве, символизм и акмеизм, можно увидеть две  различные картины мира в представлении поэтов данных направлений. Символисты не принимают реальность – для них важен лишь мир мечты, отвлечённый, бесплотный. Читаем цитату из статьи В. Брюсова «Ключи тайн»: «Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого в мире всё просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где… порывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю».2
Акмеисты же принимают мир конкретных вещей, обыденность. Читаем цитату из статьи Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма»: «…Непознаваемое по самому смыслу этого слова нельзя познать. Вся красота, всё священное значение звёзд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе…Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма».3 То есть акмеистическое миросозерцание – это твёрдый взгляд на вещь. Чтобы подтвердить это, сравним два стихотворения: «Творчество» В. Брюсова (1895 г.) и «На бледно-голубой эмали» Мандельштама.

ТВОРЧЕСТВО

Тень не созданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне ...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене. (1895 г)
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,
Когда его художник милый
­Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

(1909 г)

Рассуждения учащихся. Даже не зная имени автора первого стихотворения, мы сразу можем сказать, что написано оно символистом, так как всё стихотворение пронизано тайной: «тень не созданных созданий», «фиолетовые руки», «лазоревая луна», «руки» почему-то «чертят звуки», а не  какие-либо знаки.
У Мандельштама же мы видим чёткую картину: ветки берёз на фоне неба, напоминающие узор на фарфоровой тарелке.
Если у Брюсова мы видим лишь фиолетовые руки творца, то у Мандельштама есть «художник милый».
У Брюсова – отвлечённый, бесплотный мир символов, а у Мандельштама –конкретное, обыденное, «вещное» – ветки берёзы, тарелка. Таинственное объясняется через земное, обычное. Первая особенность – твердый взгляд на вещи.

Учитель. Чтобы, говоря словами Н. Гумилёва, «не оскорблять своей мысли   о непознаваемом более или менее вероятными догадками», Мандельштам пытается объяснить связь поэта с таинственным сверхреальным миром. (Читаем стихотворении «Я вздрагиваю от холода»).

«Я вздрагиваю от холода –
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото –     предмет мира сверхреального
Приказывает мне петь.
Томись, музыкант встревоженный.
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты брошенный.
Подхватывай лёгкий мяч!     предмет мира реального
Так вот она – настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая.
Какая беда стряслась!
Что, если, над модной лавкою
Мерцающая всегда.
Мне в сердце длинной булавкою
Опустится вдруг звезда?

(1912 г)

Размышления учащихся. «Настоящая с таинственным миром связь» установлена тогда, когда непознанное становится познанным (небо ещё не познано: всё, что с ним связано, опасно (мне в сердце длинной булавкою опустится вдруг звезда). А вот предметы мира земного (тусклая планета – Земля) лирический герой принимает (подхватывай лёгкий мяч). Влечение к материальному привело поэта к акмеизму.

Учитель. Вообще Мандельштаму свойственно всё делить на «моё» (конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное).

Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне, и чем я виноват.
Что слабых звёзд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
«Который час?» его спросили здесь –
А он ответил любопытным: «вечность».

(1912 г)

– Всё стихотворение построено на антитезе: поэт принимает конкретное, «вещное» (циферблат, час), противопоставляя это абстрактным понятиям (луна, вечность). Лирический герой Мандельштама стремится воспринимать мир осязанием (слабых звёзд я осязаю млечность).
Учитель.  Ещё одно стихотворение, подтверждающее то, что влечение к осязаемому, материальному, «вещному» миру привело Мандельштама к акмеизму.

Я ненавижу свет
Однообразных звёзд.
Здравствуй, мой давний бред –
Башни стрельчатой рост!
Кружевом, камень, будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Будет и мой черёд –
Чую размах крыла.
Так – но куда уйдёт
Мысли живой стрела?
Или свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там – я любить не мог,
Здесь я любить боюсь.

(1912 г)

Размышления учащихся. В первой строфе снова чёткое деление на «моё» и «не моё». Поэт не принимает звёзды, как непознанное, называет их однообразными. Принимает высоту башни – творение рук человека. Вспоминаются слова Мандельштама: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить».
Учитель. А теперь обратим внимание на вторую строфу. Здесь проявляется ещё одна особенность Мандельштама-акмеиста. Вообще, по мнению Мандельштама, поэт – строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта материалом является слово. Как зодчий способен превратить грубый необработанный камень в прекрасное архитектурное сооружение, так и поэт может превратить слово в нечто красивое. Поэт говорил, что слова должны «играть всеми своими переливами в «весёлой» перекличке между собой, как камни в соборах.» Кстати, эта аналогия и определила название первого сборника «Камень».
Обратимся к стихотворению «Айя – София». В этом стихотворении речь идёт о христианском храме, построенном во времена Юстиниана в Византийской империи, послушаем историю сооружения храма.

Рассказывает заранее подготовленная ученица (Приложение 1).

Стихотворение читает подготовленный ученик.

АЙЯ-СОФИЯ

Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и цapям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи подвешен к небесам.
И всем векaм – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов,
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего..
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

 (1912 г)

Комментарий учителя.

Базилика – прямоугольное здание, разделённое рядами колонн на три или пять проходов.
Апсида – полукруглый выступ.
Неф – продольный проход.
Трансепт – поперечный проход.

Поэт восхищается храмом, построенным ещё в 537 году, к его стенам прикасался Юстиниан, после падения Византийской империи турки-османы не посмели разрушить такую красоту. Храм по сей день стоит в Стамбуле, пережив народы и века, и ещё переживёт не одно поколение людей.
Культура воспринимается Мандельштамом как связующее начало в истории. Отсюда третья особенность его ранней лирики – обращение к культуре прошлого.
Прочитаем ещё одно стихотворение «Notre-Dame». Но прежде познакомимся с Готическим стилем в архитектуре.

Рассказывает ученица (Приложение 2).

Стихотворение читает подготовленный ученик.

NOTRE DАМЕ

Где римский судия судил чужой народ
Стоит базилика, и – радостный и первый­
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

(1912 г)

Размышления учащихся. Кому уподобляется собор в первой строфе? (Человеку (нервы, мышцы)). Однако собор – это творение рук человека, сооружение выполненное с абсолютной конструктивной точностью. Люди смогли воплотить свой «тайный замысел» – превратить камень в произведение искусства, в сложнейшую конструкцию, – о чём свидетельствует содержание второй строфы. Но эта конструкция соединяет в себе и рациональное, и непостижимое, о чём свидетельствует третья строфа, построенная на антитезе: стихийный, непостижимыйрассудочная; мощное и тончайшее; мощь – робость, тростинка – дуб. Причём в единой конструкции Notre-Dame, переплетены знаки прошлых культур: «римский судия» – знак Римской империи, «Адам» – первый человек на Земле, «душа готическая» – Средневековье, «Египетская мощь» – Древний мир, «христианства робость» – всё это изучает человек современный, живущий в пространстве культуры, сформированном многочисленными эпохами.
В заключительной строфе стихотворения чётко просматривается особенность Мандельштама считать архитектуру родственной поэзии.

…из тяжести недоброй
И я, когда-нибудь, прекрасное создам...

3. В ходе урока мы выяснили три особенности раннего творчества О. Э. Мандельштама: 1) твердый взгляд поэта на вещи: четкое деление на «моё»(конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное); 2) свойственность считать архитектуру родственной литературе; 3) обращение к культуре прошлого.

Домашнее задание: На следующем уроке мы поговорим о послереволюционном творчестве Мандельштама, поэтому дома вы должны прочитать стихотворения «Век», «За гремучую доблесть грядущих веков...». Подумать, как в этих стихах Мандельштам рисует образ эпохи, почему Век – раненый зверь превращается в Век – волкодав. Прочитать статью «Поэт и время» в учебнике (2-я часть, с. 84-87).

Презентация


1 Агеносов В.В. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. – М. 1997. – Т.1 – С. 95.
2 Там же. – С. 32.
3 Там же. – С. 96.