Конспект занятия по краеведению

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • продолжать знакомить детей с историей улицы Ленина (Качинской, Благовещенской), ее славными жителями – столбистами братьями Абалаковыми; учить ориентироваться по маршрутной карте;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, вызвать у детей чувство гордости за своих соотечественников.

Материал:

  • фотографии-портреты братьев Абалаковых,
  • маршрутная карта: “Детский сад – музей братье Абалаковых”;
  • иллюстрации Красноярских столбов, туристическое снаряжение и набор предметов для игры “Выбери нужное и собери рюкзак” (компас, маршрутная карта, бинт, термос, набор посуды, веревка, набор инструментов).

Предварительная работа:

  • рассматривание серии фотографий “Заповедник “Столбы”, “Край причудливых скал”;
  • совместное с детьми оформление фотогазеты “Моя семья путешествует по заповеднику “Столбы”;
  • совместно с родителями создание в музее ДОУ экспозиции “Туристическое снаряжение”;
  • просмотр диафильма “Заповедник Столбы” с последующей беседой, знакомство с маршрутной картой, оформление альбома с рисунками детей “Край причудливых скал”.

Ход занятия

Воспитатель (приглашает детей в музей МДОУ “История одной улицы”). В городе Красноярске много красивых улиц, зданий (детям предлагается выбрать эмблему с изображением памятников Красноярска “Часовня”, “храм Благовещенский”, “Часовая башня” и распределиться на подгруппы).

Воспитатель. В нашем музее собран материал об истории улицы, на которой стоит наш детский сад. Вспомните какое название носила наша улица в давние времена (улица Качинская: она расположена возле речки Кача; позднее – Благовещенская, т.к. свое начало ведет от Благовещенского храма).

Чем знаменита? Кто прославил нашу улицу?

Воспитатель предлагает детям выполнить первое задание рассказать об одной из достопримечательностей улицы Ленина (дети после обсуждения в команде выбирают экскурсовода и тему экскурсии по экспозициям музея МДОУ: рассказ об ученом садоводе В.М. Крутовском, о художнике В.И. Сурикове, об остроге Красный яр и его основателе атамане Дубенском).

Заслушиваются рассказы каждой команды.

Воспитатель. Я бы тоже хотела бы тоже побывать сегодня в роли экскурсовода и рассказать вам о замечательных жителях улицы Ленина мужественных столбистах братьях Евгении и Виталии Абалаковых, перед вами фотографии этих удивительных наших земляков. Имена этих братьев, известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Родились братья в городе Енесейске Красноярского края, в семье сибирского казака. После смерти родителей осиротевших братьев взял на воспитание дядя, который жил в г.Красноряске, на ул. Ленина. Здесь и прошло их детство. Братья любили проводить свой отдых в заповеднике “Столбы”, так назвались скалы причудливой формы. Всех кто увлекается скалолазанием в заповеднике “Столбы” в Красноярске называют столбистами.

Каким же скалами-столбами увлекались братья Абалаковы.

Для выполнения второго задания детям предлагается выбрать иллюстрации с видами красноярских “Столбов”: “Перья”, “Дед”, “Беркут”, “Чертов палец” (1 фотографию на команду) и предлагает детям рассказать, почему, по их мнению, так называются эти скалы. Дети вместе с воспитателем выслушивают ответы представителя команды.

Ведущий. Столбами Женя и Виталий увлеклись на всю жизнь, даже, когда после окончания школы они уехали в Москву учиться, они каждое лето приезжали в Красноярск и конечно совершали походы на родные Столбы. Братья покоряли не только Столбы, были горы выше во много раз в разных уголках земли. Один раз Женя руководил экспедицией на очень высокие горы, и была одержана победа. Но тогда случилась беда, среди ночи, снежная пещера, где укрылись альпинисты, была замурована толстым слоем снега. Женя руками, лопатой раскапывал спасительный проход, победил, спас товарищей. Ему присвоили звание – заслуженный мастер спорта. Виталий Абалаков стал инженером конструктором. Как вы думаете кого называют конструктором (изобретатель, придумальщик) Имя Виталия Абалакова известно любому туристу. Он изобрел очень удобное снаряжение для скалолазов. Какое снаряжение необходимо, чтобы забраться на скалу (веревка толстая, удобная обувь, которая цепляется за скалы, крючки цепляться за скалы, особые гвозди, которые можно вбить в расщелины скалы).

Каждый, кто увлекается походами, мечтает раздобыть настоящий абалаковский рюкзак. Чтобы узнать, что необходимо положить в рюкзак настоящего скалолаза – столбиста, мы поиграем в интересную и хитрую игру “Выбери нужное и собери рюкзак”.

Каким качествами характера должны обладать настоящие столбисты, такие как братья Виталий и Евгений Абалаковы (смелыми, многое уметь, не бояться трудностей, выносливыми, помогать товарищам). Сегодня мы познакомились со знаменитыми братьями, их именем названа одна из улиц нашего города, есть даже музей братьев Абалаковых.

К нам в детский сад пришло необычное письмо от работников музея братьев Абалаковых. Что же написали нам музейные работники? “Дорогие ребята. Вы изучаете историю своей улицы, собираете материал о жителях, которые прославили улицу, на которой они жили и свой город Красноярск. Мы приглашаем вас в музей смелых скалалазов-столбистов братьев Абалаковых. Мы приглашаем вас в гости. А как нас найти вам подскажет маршрутная карта”.

Дети вместе с воспитателем, используя маршрутную карту, отправляются в дом-музей Абалаковых, где экскурсовод познакомит ребят с экспозицией музея.

Часто ли мы, взрослые, задумываемся о своих национальных корнях? О том, кто были наши прадеды, и как они жили? Почему у нас именно такая культура, а никакая то иная и нужно ли' ее беречь..? К сожалению, большинство из нас не только не ищет ответы на эти вопросы, но и предпочитает вообще не вспоминать о своих истоках и любит повторять, что такая мол теперь ситуация – “живем одним днем”. А что же говорить о детях, об их духовно – нравственном состоянии. Общество крайне озабочено духовно-нравственным состоянием подрастающего поколения. В связи с этим важнейшей задачей воспитания, определенной Концепцией модернизации российского образования является формирование гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Как порастающее поколение вернуть к нравственным ценностям?

Проблематика вопроса, о которой я говорила выше “натолкнула” наш коллектив на идею: главным условием присвоения ребенком общечеловеческих, нравственных ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, формирование его самосознания является его окружение, его социум, в котором он живет, учится, творит, выстраивает взаимоотношения.

Поэтому целью своей деятельности в рамках социализации личности дошкольника мы определили как формирование базовой культуры личности ребенка, нравственности, гражданственности через решение следующих задач, представленных на экране.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где он проводит большую часть своего времени.

Немало важную роль в ознакомлении дошкольников с социумом ближайшего окружения является организация в ДОУ развивающей среды, Центральным звеном которой является мини-музей “История одной улицы”.

В нем подобран и представлен материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике ул. Качинской, Благовещенской, Ленина. Экспонаты представлены фотографиями, макетом, альбомами, предметами городского быта ХVIII–ХIХ вв., эскизами городского костюма.

Особую гордость у нас педагогов, родителей вызывает тот факт, что дети с большим удовольствием проводят экскурсии по мини-музею для своих младших товарищей, сотрудников, родителей, гостей нашего сада. У каждого ребенка-экскурсовода есть любимая экспозиция. Желающих быть экскурсоводами всегда очень много, дети с удовольствием рассказывают о любимом экспонате музея, поэтому экскурсии всегда' проходят очень интересно и живо. Во время проведения этих экскурсий дети учатся общаться: тактично, с уважением обращаться с вопросами, просьбами; внимательно выслушивать ответ; в вежливой форме отвечать на вопросы, смотреть на другого человека приветливо с улыбкой, доброжелательно предлагать свою помощь другим.

С 2005 года совместно с сотрудниками Литературного музея мы разработали и реализуем образовательную программу мини-музея “История одной улицы”, этой маленькой Родины, а у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на 'протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

Целью про граммы является формирование у детей через создание социокультурной сферы целостной картины мира, основ гражданственности, интереса к своей малой Родине.

В процесс е организации музейных занятий особое внимание уделяется знакомству с особенностями города, нашего района. Выделение объектов для такого рода экскурсий, прогулок, целевых посещений во многом связано с особенностями нашего района, а именно, улица Ленина как исток возникновения острога; со зданием мужской гимназией ныне Политехническим университетом, музеем-усадьбой В.И. Сурикова.

В 2007 году мы познакомились с новым для нас объектом культурного наследия домом-музеем братьев Абалаковых. В ходе музейного занятия дети узнали много интересного о знаменитых красноярцах столбистах, увидели снаряжение, которым пользуются скалолазы. И даже пообщались с кандидатом в мастера спорта по скалолазанью.

На протяжении 3 лет наш детский сад в рамках работы музея дружит с ветераном Великой отечественной войны, жителем ул. Ленина Копытовым Юрием Александровичем. Он частый гость в нашем музее.

Нам важно знать результат нашей· работы в этом направлении, в связи с чем совместно с психологом ДОУ разработан специальный опросник для детей старшего возраста, цель которого определить динамику социального развития каждого ребенка.

Высокую оценку нашей музейно-образовательной деятельности дали сотрудники Литературного музея. В журнале “Красноярские ярмарки” они так отзываются о нашем сотрудничестве. Цитата: “Ведь это даже не сотрудничество, а настоящее сотворчество! Неслучайно именно с этим коллективом родился необычный совместный проект по созданию детского музея по истории улицы Благовещенской – Ленина, а также совместная музейно-образовательная программа по краеведенью “История одной улицы”. Музей получился прелюбопытный – пройдя по дощатой мостовой, дети попадают в миниатюрный купеческий особняк 19 века. Лейтмотивом работы музея стали слова Ренара “Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная”.

Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной “картины мира”, для развития социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей “малой Родине”.

И сегодня актуальны слова нашего выдающегося педагога В. А. Сухомлинского “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества”.