Фонетический праздник в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Работа с дошкольниками


 

Фонетический праздник для учащихся начальной школы.

На сцене:

мишка готовит берлогу; ежик сгребает в кучу листья; мышата собирают зернышки; белочки сидят и считают грибы; зайцы танцуют под веселую музыку. Внезапно музыка меняется на тревожную. Зайцы остаются на месте, остальные звери садятся вокруг.

(На экране демонстрируется презентация. Приложение1)

1-й заяц:

Зайцы! Зайцы! Вот беда! Ведь лиса идет сюда!

2-й заяц:

Ой! Куда нам убежать! Мы не будем ее ждать!

3-й заяц:

Кто-нибудь нам помогите! От лисы вы нас спасите!

Лиса:

Стойте, зайцы, не спешите! От меня – не убежите!
Дайте выбрать одного! Быстро съем сейчас его!

(выбирает зайца; звучит грустная музыка; лиса отходит в сторону)

1-й заяц:

Кто еще идет сюда? Неужели вновь беда?

(входит Сова)

Сова:

Я – сова, лесная птица, решать споры мастерица!
Я пытлива и мудра. Что случилось, детвора?

2-й заяц: (обращаясь к лисе)

Что уселась на хвосте?
Ой, Сова, скажи Лисе,
чтоб зайчат не обижала,
Их по лесу не искала!

Лиса: 

Я к зиме еду готовлю. Вот на них  (показывает на зайцев) открыла ловлю!

Зайцы:

Рассуди ты нас, Сова! Живы мы едва-едва ...(дрожат)

Сова:

Осень в гости в лес пришла  и запасы принесла.
Расскажите-ка вы мне как готовитесь к зиме?

Мишка: (подходит к Сове)

Я к зиме берлогу рою, буду спать я там зимою.
Я зимой люблю поспать, лапу вкусную сосать.

Ёжик: (подходит к Сове)

Я зимою тоже сплю, холодов я не люблю.
Видишь, листья собираю, в кучу их потом сгребаю.
Ёжику тепло зимой под листвою золотой!

(мишка и ежик уходят; к Сове подбегают белки и мышата)

1-я белка:

Мудрая Сова, послушай: мы грибочки будем кушать!
Мы все лето их сушили и в дупло их положили.

2-я  и 3-я белки:

Там еще орехи есть, всех запасов и не счесть!

Мышата:

И мышата не зевали, зерен в норку натаскали!
Если есть еда зимой, не замерзнем мы с тобой!

Лиса:

А зайчата что молчат? Все готово у зайчат?
Вам запасы не нужны? Хватим вам зимой коры?

Зайцы:

Да, зимой кора – еда! Нет капусты, вот беда…
И морковки не хватает…  Только жить Лиса мешает!

Лиса:

Мудрая Сова, поверь, изменюсь и я теперь!
Буду всех зверей любить и с зайчатами дружить!

Сова:

Что ж, тебя, Лиса, хвалю. Потрудились вы, смотрю, а теперь…

(раздается стрекотанье сороки; сорока вбегает, размахивая крыльями)

Сорока:

Телегррррамма! Телегррррамма! Прррримите срррочно!

Сова:

Что за новости, Сорока, принесла ты издалека?

Сорока:

 В школе Парррнинской беда! Беда! Звери, скорее сюда!
 От затейника Егорки я несла скороговорки,
Слышу  - звуки ругаются, к Мудрой Сове на совет собираются.
Торррропитесь!  Поспешите! Звукам скорей помогите!

Сова:

Что за ссора? Не понять! Надо звукам помогать.
В школу мы сейчас пойдем и порядок наведем!

(зверята уходят со сцены в зал и садятся на свои места;
 Сова подходит компьютеру, который демонстрирует презентацию)

Сова:

Ты, компьютер наш, скажи, да всю правду доложи!
Что случилось в этой школе на экране покажи!

Голос:

А в это время на краю леса в своем школьном домике ссорились гласные и согласные звуки, сбились в кучу, хотят поговорить – и никак…

(на сцену под музыку выбегают из зала гласные и согласные звуки, разделяются на две группы, сбиваются постоянно в кучу, кричат друг на друга, огрызаются)

Гласные:

О-о-о-о!.. У-у-у-у!.. Уа! Уа!

Согласные:

К-х-х (кашляют), П-ч-х-х (чихают), Х-м-м (хмыкают),Ш-ш-ш (шипят), С-с-с (свистят).

Гласные:

Ау! Ау! Ау!

Согласные:

Т-с-с-с…

(убегают, что-то бормоча и охая на свои места). Навстречу Сове выходят учителя начальных классов.

Учителя (хором):

Помогите! Как нам быть! Как нам звуки помирить?

Сова:

Лишь ребята нам помогут! Поможете, ребята?!
Мы отправляемся в путешествие в страну, которая зовется Фонетика.
Отправляемся? Отправляемся!

Ребята, чтобы попасть в эту страну, надо получить пропуск:

Пропуск в страну Фонетику:

Он бывает тихим, громким, а еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить, а захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит и по воздуху бежит.
Рот его, как дом родной, из него летит волной!
Любит с эхом подразниться, в барабане схорониться.
Если где услышим стук, значит, к нам добрался…(ЗВУК!)
Эти звуки в песне звонкой могут плакать и кричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают свистеть и кричать.
Петь всегда согласные, а зовутся…(ГЛАСНЫЕ!)
Звуки те всегда согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Свистят и жужжат не от скуки только …(какие?) звуки? (СОГЛАСНЫЕ).

(звучит музыка; на сцену выходит Гном, садится на край сцены)

Гном:

- Здравствуйте, ребята! Страна Фонетика – это страна звуков!
Отгадайте мои загадки! Вы сейчас прослушаете звуки, и если правильно их назовете, я вам скажу куда идти:

(звучат записи заранее записанных звуков) Приложение2

Дети прослушивают записи, называют услышанные звуки.

Гном:

 Молодцы, ребята! А сейчас путь держите к моему другу Ударению

(прощается и уходит; Сова приглашает ребят отправиться дальше;
появляется Ударение).

Ударение: (сидит  и молотком бьет по полу)

Ударный слог! Ударный слог! Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток, отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит, и четко речь моя звучит!

(Сова подходит к Ударению, смотрит за его спину)

Сова:

Какой шутник, твой молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог!
И сразу же исчез огромный зАмок,
И появился маленький замОк…

Ударение:

Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдем сейчас э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем – громче всех произнесем!

(из зала выходят два ученика, рассказывают два правила ударения)

1-й ученик:

Правило первое:

Ошибка в ударении граничит с преступлением!
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар!

2-й ученик:

Правило второе:

Возил не шОфер, а шофЁр, причем не фАрфор, а фарфОр.
Был оглашен не прИговор – судебный приговОр.
Строгал не стОляр, а столЯр, не дОску, а доскУ!
И слушал в одиночестве не «тОску», а тоскУ!

(ученики убегают в зал)

Ударение:

Ребята, решите мои фонетические головоломки!
( обращается к залу)

1. Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету! (Ирис – ирИс)

2. Мы -  для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами! (кОзлы – козлЫ)

3. Я – сборник карт: от ударенья зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлАс)

4. Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они.
В ведерко руку окунИ, не бойся, это …(Окуни).

5.Сосульки, как носы у цапель. И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских кАпель, поет апрельская …(капЕль).

Ударение:

Молодцы, ребята! Вы правильно угадали все мои фонетические загадки. Отправляйтесь к моему другу Егорке, он точно вам поможет помирить звуки!

(Сова приглашает ребят отправиться дальше).

Егорка:

За мои скороговорки я поставлю всем пятерки,
Повторяйте, детвора:

1. Посреди двора трава. На траве дрова.
2. Жук над лужею жужжал, ждал для ужина ужа.
3. В перелеске перепел перепелку перепел.
4. Лилии полили ли иль увяли лилии?
5. Аня ныне нянина, Нина няня Анина.
6. Мамами любимы мы самыми любимыми.

(Дети проговаривают скороговорки, которые готовили дома заранее)

Скороговорки:

1. У пенька опять пять спят пять опят.
2. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
3. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Егорка:

Вот теперь я точно знаю, что вы сможете помочь звукам и обязательно помирите их! Отправляйтесь прямиком в 1-ый класс к  (Ф.И.О. учителя)! Она вам дорогу покажет!..

(Сова отправляется дальше)

Учитель:

 А как вы думаете, ребята, кто важнее и нужнее – гласные или согласные звуки?

Девочка:

Дружат гласные с согласной, составляя вместе слог;
«Ма» и «ша», а вместе - …(Маша) к нам явились на урок.

Мальчик:

Если слоги встанут рядом, получаются слова.
«Ты» и «ква», а вместе - …(тыква)!

Девочка:

«Со» и «ва» читай - …(сова)!

Хором:

Сколько в слове гласных – столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

Учитель:

Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные, друзья, даны для пенья.
И, счастлив, будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье!

(Предлагает ребятам тексты стихотворенья, которое нужно прочитать полностью, т.к. оно записано отдельно гласными и согласными звуками; каждому классу дается отдельное задание, после готовности они читают стихотворение полностью).

Приложение3.

Сова:

Где, вы, звуки, торопитесь, говорим  вам – по-ми-ри-тесь!

(на сцену выбегают гласные и согласные звуки)

Сова:

Неужели вам нравиться друг без друга жить?
Не пора ли мириться, не пора ли дружить?!

Звуки хором:

 Ссориться не будем никогда!
Будем вместе мы всегда! Да!!!

Сова:

Вот и закончилась наша история миром.
Помирились гласные и согласные звуки,
Ведь им друг без друга никак нельзя.

Хором:  

Ребята, давайте жить дружно!

(Звучит песенка-караоке «Вместе весело шагать по просторам». Весь зал поет).

Приложение4.