Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему :"Одежда славян".

Разделы: Преподавание в начальной школе


 

Тема. «О чем рассказывают вещи. Одежда славян»

Цели.

Проследить историю развития предметов славян до наших дней. Познакомить с видами одежды, обуви, головных уборов. Поговорить о наступающем празднике славян – Масленица. Воспитывать гордость за предков, за страну. Развивать творческие способности, внимание, наблюдательность, память, интерес к быту людей.

Оборудование.

Для учителя: мультимедиапроектор, презентация урока, кусок ткани, ножницы, веревка.

Для ученика: цветные карандаши, стихотворение Н.Кончаловской, рисунок для творческой работы (рубаха женская или мужская)

Ход урока.

1. Организация начала урока.

Здравствуйте, ребята!
Мальчишки и девчонки,
Талантливые и любознательные,
Послушные и внимательные,
Умные, пригожие,
Весёлые, хорошие!

- Урок по предмету «Окружающий мир». Садитесь.

2. Проверка домашнего задания. Связь с жизнью.

- Подумайте и скажите, зачем вы изучаете на уроках историю славян: их обычаи, традиции, жизнь?
- Нам всем нужно знать историю своего народа, дорожить ею, беречь её – ведь мы одна большая семья и помнить свою родословную мы просто обязаны. Человек, который не знает истории своего народа, не знает её корней, не может быть патриотом своей страны.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!

Слайд 1.

- Сегодня наш урок совпал с началом традиционного, весёлого, раздольного и любимого праздника на Руси. Кто знает, о каком празднике я говорю? (Масленица)

Слайд 2.

- Как праздновали праздник?
- Пекли блины, строили снежные крепости, катались на санях, ходили в гости, прощение друг у друга просили, веселились, играли, песни звонкие пели, сжигали соломенную куклу – зиму провожали, весну встречали.
- Где жили древние славяне, которые с таким размахом праздновали Масленицу?
- В деревянных избах, теремах, хоромах.
- Где жили простые люди: крестьяне, ремесленники, подмастерья….

Слайд 3.

- Почему про крестьянский дом говорили: «Тесен дом, да просторен он»
- 2/3 места занимала печь – «домашнее солнышко», хранительница очага; в красном углу находилась божница, где стояли иконы, и горела лампада, что являлось божественное покровительство, жили не одним поколением, а большой семьёй из 15 – 20 человек.
- Как вы думаете, без чего не могла жить большая семья, что в ней должно было обязательно быть, присутствовать?
- Мир, согласие, взаимопомощь, доброта, терпимость, взаимная любовь, несмотря, на семейную многочисленность. Для каждого находилось дело, никто не чувствовал себя бесполезным и лишним, тепло и дружно было в таком доме. Так жили простые люди. А как же жили богатые: купцы, дворяне, бояре?

Слайд 4.

- Жили в теремах, хоромах, дворцах, которые имели уже несколько комнат. Прошло время и каждая комната стала иметь своё название, назначение.

Слайд 5.

- Посмотрите, ребята, на экран. Как называют комнаты слева и справа и почему?
- Гостиная – комната для приёма гостей. Кабинет – комната для занятий, работы.
- Ребята, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что бедные и богатые жили неодинаково, но строили жильё своё из одного материала – дерева.

Слайд 6.

- Почему деревянные постройки наших предков мы называем искусством русских зодчих?

Слайд 7.

- Посмотрите, красоту, мудрость, простату и родство с природой воплотили русские зодчие. Они своим мастерством, строя без единого гвоздя, смогли передать из такого материала и воплотить в своих творениях стихию леса, шумящего на наших просторах, с его щедротами и обманами, глухоманью, зарастающими тропами и лучами солнца… Резчики, выросшие из простого бедного народа, в своих творениях стремились передать свои мысли, самые светлые надежды.

Слайд 8.

- К сожалению, дерево живёт недолго, и богато, причудливо украшенные постройки исчезли, сохранились лишь немногие. Среди них сказочно чудесен и прекрасен, знаменитый на весь мир 22-главый Преображенский храм в погосте Кижи, что на Онежском озере. Это прощальная память о Древней Руси. Мы гордимся нашими зодчими, признанными гениями русского народа, которые завещали всем поколениям своё творение.

3. Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы продолжим листать страницы истории. О чём могут говорить вещи, которые окружали славян?
- Разные времена, разные вкусы…

4. Тема сегодняшнего урока «Одежда славян».

Слайд 9.

- Одежду, которую люди носили раньше, называлась домотканой. Как вы думаете, почему?
- Фабрик не было, сами выращивали лён, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Сначала одежда была серо-белой, а позже научились красить ткани отварами коры, корней, листьев растений, порошком из камня.
- Русская мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины.

Cлайд 10.

- Посмотрите, как одевались мужчины в разные исторические эпохи, разных сословий (слоёв общества): князья, крестьяне, бояре, дворяне. Где изображен крестьянин? Почему так думаете?

Слайд 11.

- Посмотрите на изображение, кто носил такую одежду?
- Один из самых древних предметов одежды вы видите на экране. То знает, как он называется? (рубаха)
- Почему её так назвали?
- Рубаха произошло от слова руб – что означало в древности кусок ткани. Отсюда родилось и слово рубить (резать).
- Рассмотрите эти рубахи. Что о них вы можете сказать? (рабочая, праздничная)
- В каких местах рубаху украшали люди?

Ворот – охватывает шею, поддерживающую голову.
Рукава – прикрывали руки человека, созидающие жизнь и добро
Подол - соприкасается с ногами человека, ведущими его по земле.

- Для чего украшали одежду?
- Для красоты, чтобы приятно носить, но самое главное – украшение являлось оберегами, т.е. оберегали (охраняли) хозяина, сделав его неуязвимым к горю, болезням, ранней смерти, неурожая и других бед.
- Почем рубаху называют нательной одеждой? (её надевали на