Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


 

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по теме «Древний Восток».
  2. Систематизировать исторические понятия.
  3. Работать над обогащением словарного запаса.
  4. Осуществлять гигиену труда в учебном процессе.
  5. Продолжить работу над образованием и воспитанием гражданина и человека.

Оборудование:

  1. Карта «Древний Восток».
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Серия картин: «Семь чудес света».
  4. Тетради.
  5. Карточки со словом: « Молодцы!»
  6. Магнитофон.
  7. Конституция РФ.


Ход урока.

I. Организация на урок.

 II. Сообщение темы и целей урока.

Слова учителя:

«Мы закончили изучать тему: «Древний Восток» и сегодня на уроке обобщим все изученное по этой теме, будем также учиться анализировать и сравнивать, смотреть и слушать, думать и ощущать.
Начиная изучать историю, мы пришли к выводу, что лучше это делать путешествуя.
Итак, мы на Древнем Востоке. Я Ваш гид – Наталья Николаевна, а Вы будете моими маленькими помощниками - экскурсантами».

III. Обобщающее повторение.

1. Назвать и показать на карте государства Древнего Востока.

2. Где возникали древние государства?

Ответ детей: «Древние государства возникали в долинах рек».

3. Назовите эти реки и покажите их на карте.

Ответ детей: «Нил, Ганг, Тигр, Евфрат, Хуанхэ».

4. Почему государства возникали в долинах рек?

Ответ детей: «Были хорошие условия для земледелия, основанного на орошении, необходимость торгового обмена»

5. А что такое государство?

Ответ детей:

«Государство – это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана земель, регулируются отношения с другими государствами и народами».

6. Когда появляется государство?

Ответ детей: «Государство появляется там и тогда, где и когда появляются классы».

7. Когда появляются классы?

Ответ детей: «Когда появляется неравенство»

8. Назвать основные классы в государствах Древнего Востока.

Ответ детей:

«Основные классы в государствах Древнего Востока – это рабы, рабовладельцы и крестьяне».

9. Все ли были равны в государствах Древнего Востока?

Ответ детей: «Нет».

10. Докажите это.

Ответ детей:

«Рабовладельцы имели власть, силу (войско, стражники), деньги, земли, рабов. Они никогда не работали, но присваивали себе результаты труда крестьян и рабов.
Крестьяне имели небольшие наделы земли, одного – двух рабов, орудия труда, их эксплуатировали рабовладельцы.
Рабы ничего не имели, они были собственностью рабовладельцев, их покупали, продавали, дарили, рабовладелец их мог убить, они выполняли самую тяжелую работу».

11. Как назвать такие государства?

Ответ детей: «Эксплуататорскими».

12. Как называется строй, при котором основными классами являются: рабы, рабовладельцы и крестьяне?

Ответ детей: «Рабовладельческий»

13. Кто был свободен в рабовладельческом государстве?

Ответ детей: «Рабовладельцы»

14. Кто не имел никаких прав?

Ответ детей: «Рабы»

Слова учителя:

«Рабство- это позорное явление, основанное на эксплуатации одних людей другими. Эксплуатируемые всегда мечтали о таком обществе, в котором не было бы неравенства, эксплуатации, где все люди были бы равны и свободны.
Вы должны гордиться тем, что живете в свободной стране, в Основном Законе (Конституции) которой записано: «Гражданин РФ имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность».
Наша задача с Вами в том, чтобы строить свободное, демократическое общество, основанное на равноправии (показать « Конституцию»).

15. Работа по карточкам (4 человека):

Карточка №1:

заполнить контурную карту: «Древний Египет»: написать название реки, протекающей через Египет. Обозначить на ней 1 порог;

Карточка № 2:

в каких странах протекали эти реки:

Тигр____________
Ганг____________
Хуанхэ__________
Евфрат_________
Нил____________

В каких древних странах существовали эти города:

Ахетатон___________
Библ_______________
Сарды______________
Ур_________________
Ниневия____________

Карточка № 3:

в каких древних странах правили эти цари:

Кир_______________
Хаммурапи_________
Хеопс______________
Цинь Шихуан________
Соломон_____________
Ашоки______________

В каких древних странах было сделано каждое из изобретений:

Письмо______________
Алфавит_____________
Арабские цифры______
Монета______________
Бумага_____________
Шахматы___________
Компас_____________

Карточка №4:

Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику?

Почему?________________________________________________________________________

Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом?_________________

На чем и чем писали ученики египетских школ?_________________________________________

Почему окончившие школу египтяне обычно носили белые одежды?_______________________

16. В это время викторина: «Знаешь ли ты?»

( Каждый ученик приводит по 1 примеру «Река Нил течет в Египте» и т. д.).

17. Проверка работ по карточкам.

18. В это время самостоятельная работа:

записать в тетрадях слова, связанные с:

1в. – Египтом;

2в. - Междуречьем;

3в. – Индией;

4в. – Китаем.

19. Проверка «цепочкой»

20. Чем знаменит царь Хаммурапи»?

Ответ детей: написал законы.

Какие это были законы?

Ответ детей: « Жестокие, но справедливые».

Докажите.

Ответ детей: «Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить».

Чьи интересы защищали эти законы? Докажите.

Ответ детей: интересы имущих:

«Если человек погубит достояние, то он должен возместить все, что он погубил, за то, что он построил дом непрочно, так, что он обвалился, должен строить обвалившийся дом за собственный счет».

Как защищались права детей на наследование имуществом? Какая сила вмешивалась в отношения отца и сына?

Ответ детей: «Если сын совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, отец должен на 1 раз простить его; если же он совершит тяжкий грех во 2 раз, то отец может лишить сына наследства» (дети должны уважать родителей, а родители – уметь прощать).

Слова учителя:

«Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их ждет суровое наказание. Законы защищали только свободных, рабов же клеймили, чтобы никто их не принял за свободных людей. Значит, нарушались права гражданина и человека. В таком обществе не может человек считать себя свободным».

21. Физкультминутка

Дети, положив голову на руки, «рисуют картинку на «Древнем Востоке».

Что представили, слушая музыку?

22. Экскурсия в картинную галерею.

Путешествуя по «Древнему Востоку», мы попали в картинную галерею. Перед нами 4 картины. Они не подписаны. Дайте им названия и расскажите о них.

Египетские пирамиды (Рисунок 1).
Висячие сады Вавилона (Рисунок 2).
Ворота богини Иштар (Рисунок 3).
Великая китайская стена (Рисунок 4)

Рассказы детей.

23.Наше путешествие продолжается.

Мы в школе. Перед нами сидят 4 мальчика. 1-й пишет на бамбуке, 2-й на глиняных табличках, 3-й на папирусе, 4-й на листьях пальмы.

Почему мальчики?

Ответ детей:

«По законам древних государств могли учиться только мальчики. Девочки не имели права учиться в школе, их учили дома мамы вести домашнее хозяйство».

Одинаковые ли права имели мужчины и женщины в государствах Древнего Востока?

Ответ детей: « Женщины в государствах Древнего Востока не имели никаких прав».

Слова учителя:

«Вы должны гордиться тем, что живете в свободной стране, в Основном Законе (Конституции) которой записано: «Гражданин РФ имеет право на образование», причем, образование в нашей стране бесплатное. Как бы вам завидовали дети из стран Древнего Востока».

Расскажите, в каких странах учились мальчики.

Ответ детей:

  • Китай.
  • Междуречье.
  • Египет.
  • Индия. 

24. Путешествуя с вами, я нашла много ценных вещей.

Рассмотрим «Стол находок»

( Учитель показывает предметы: компас, монеты, шахматы, алфавит, бумагу, арабские цифры).

Расскажите, что дала миру цивилизация стран Древнего Востока? Где были сделаны эти изобретения?

Ответы детей:

«Компас - Китай. Монеты - Вавилон. Шахматы - Индия. Алфавит - Финикия. Бумага – Китай. Цифры – Индия. Арабы заимствовали в Индии цифры, а мы – у арабов – поэтому мы их называем арабскими (1, 2, 3…)

Слова учителя:

«А еще шелк. Его родина – Китай. Долгое время китайские императоры держали в глубоком секрете его изготовление. Он ценился на вес золота, за сверток шелка полагалась двойная цена».

25. Нам пришло письмо. Прочитайте его (МНДРВНМВСТК).

Ответ детей:

«Мы на Древнем Востоке». В алфавите были только согласные буквы. Все слова в предложении писали вместе

26. Слова учителя:

« Мы говорим: «Страны Древнего Востока». « Государства Древнего Востока». Чем слово «страна» отличается от слова « государство».

Ответ детей: «Государство» - понятие политическое, а «страна» - географическое».

27. Итог урока:

Наше путешествие закончилось.
Что нового узнали на уроке?
Чему учились на уроке?

28. Оценка работ:

Карточки со словом: «М - о – л – о – д – ц – ы - !»